Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития сервисной деятельности в современной России. В отечественной практике хозяйствования общемировые харак­теристики сервисной деятельности преломляются особым обра­зом




В отечественной практике хозяйствования общемировые харак­теристики сервисной деятельности преломляются особым обра­зом, что объясняется не только спецификой исторического разви­тия нашей национальной экономики, но и своеобразием переход­ной ситуации, которая сложилась на рубеже XX-XXI вв.Увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спа­дом производства массовых - социальных и культурно-эстетичес­ких - услуг, распространенных в советский период: бытовых, ме­дицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских ус­луг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др.
Ныне в руках государства и местных властей полностью или частично остается ряд направлений сервисной деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокуль­турных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоян­но растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивает­ся и частный сектор. За последние 10-15 лет отечественный сервис освоил множе­ство разновидностей услуг, с которыми общество советского пе­риода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, ли­зинг, психологическое и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.Своеобразным импульсом в деле освоения сервисных иннова­ций оказался финансовый кризис 1998 г. В неблагоприятных эко­номических условиях многие предприятия сервиса вынуждены были проявить повышенный динамизм и гибкость, быстро реагируя на требования стремительно меняющейся конъюнктуры и потреби­тельского спроса. В этот период шло интенсивное совершенствование прежних видов и на­правлений сервисной деятельности; появлялись новые для российского общества виды и направ­ления услуг;
разрабатывались оригинальные сервисные продукты.Примечательно, что в меняющейся ситуации многие сервисные организации и учреждения социокультурного профиля, продолжая работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вы­нуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. В качестве нового сегмента отечественной сферы услуг, рож­денного новыми условиями жизнедеятельности общества, высту­пают интернет-услуги, приобретающие для потребителей комп­лексный характер. В некоторых случаях новшества в российской сфере услуг при­обретали характер прорывов, влияющих на практику мирового сервисаРассмотрим еще одну инновацию в российском туризме, свя­занную с появлением новой разновидности культурного туризма - с организацией цивилизационных туров. Новое здесь относится к наиболее сложному аспекту организации туризма - содержатель­ному наполнению туристского маршрута, обобщенному видению культуры, с которой знакомятся путешественники на примере конкретной местности и исторических памятников. В рамках цело­стного представления о культуре особым образом организуется весь маршрут и строится содержание экскурсий. Повышенная потребность отечественного сервиса в инноваци­ях особенно остро ставит проблему освоения российскими пред­приятиями сферы услуг инноваций в организации услуг и формах обслуживания потребителей, идущих к нам из мировой практики. Когда инновации идут к нам из практики сервиса других стран, их освоение далеко не всегда происходит сразу и без потерь. Венчурный бизнес, т.е. бизнес, продвигающий в производ­ство рискованные научные разработки. В том случае, когда вне­дрение научной разработки оказывается удачным, экономический эффект намного перекрывает все предварительные расходы.
Венчурный бизнес выступает одним из прародителей нынешнего этапа научно-технической революции, который смело продвигает эффек­тивные научные разработки в любую сферу практики. Теперь рассмотрим распространенность разных типов органи­зационных структур в отечественном сервисе в зависимости от масштабов деятельности и числа работающих. Сначала остановим­ся на крупном бизнесе. Деятельность подобных групп заключается в том, что, являясь в большинстве случаев холдингами, они включают в себя сервисные структуры, призванные обеспечить обслуживание самих этих групп и их партнеров. Так, в рамках таких групп действует акционерный коммерчес­кий банк, выступающий в качестве соб­ственной кредитной организации, расчетного финансового цент­ра, депозитария хранения ценных бумаг и др. Кроме того, данные группы развивают свои филиалы дилеров для сбыта продукции в стране и за рубежом. Каждая группа стремится компенсировать слабую рыночную инфраструктуру в отечественной практике хозяйствования и несо­вершенный сервис внешней институциональной среды при реше­нии своих внутренних проблем. В современной России действует множество разных рекламных агентств, выполняющих посредни­ческие функции между рекламодателями, с одной стороны, а также каналами распространения рекламы и потребителями, с другой. Наиболее крупные из таких агентств группируются вокруг веду­щих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы. Крупный бизнес в отечественном сервисе наших дней, нельзя назвать его широко распространенным явлением; лидиру­ющее место в российской сфере услуг занимает средний и малый бизнес. Средние и малые предприятия приобретают широкое функ­ционально-целевое назначение - строительные предприятия, тор­говые и посреднические организации, фирмы бытового обслужи­вания, правового и семейного консультирования, туристические и рекреационно-оздоровительные агентства, структуры шоу-биз­неса и т.п. Чаще всего малый бизнес - это небольшое предприятие, численностью в среднем 9-10 человек. Однако имеется множество структур от 1 до 3 человек. Основными фондами являются собственные средства. Ма­лое предпринимательство в сфере услуг пока существует у нас в недостаточных размерах, а также в простых организационно-пра­вовых формах. Оно сгруппировано лишь в отдельных секторах сер­виса. Статистика свидетельствует также о территориальной сегмен­тации разных видов и типов российского сервиса, которая углуби­лась сравнительно с советским периодом и в настоящее время выражена намного более рельефно, чем в любой другой стране мира.
Особенности регионального развития отечественной экономи­ки серьезно тормозят развитие коммерческого сектора услуг. Гастарбайтеры и предприниматели из ближнего зарубежья позволяют решать мно­гие вопросы обеспечения жителей городов страны товарами и про­дуктами повседневного спроса, некоторыми услугами. Огромным бременем для современного российского сервиса, как и для всей отечественной экономики, выступает наличие мас­штабного теневого сектора. Теневое функционирование некоторых видов хозяйственной активности объясняется многими причинами, в их числе неудачные модели реформирования, несовершенные схемы налогообложения, пре­рывание в нашем обществе предпринимательской традиции и, конечно, организованная преступность.
В качестве криминогенных зон нашего общества, либо притя­гивающих теневые доходы, либо порождающих их, выступают сле­дующие области экономической практики: денежное обращение, отношения собственности, внешнеэкономическая деятельность и ряд других. Если иметь в виду сферы сервиса, то здесь кримино­генными зонами выступают такие сегменты и виды услуг, как бан­ковское обслуживание, строительство, торговля, услуги обществен­ного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного серви­са. Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышен­ного риска для предпринимательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.