Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ




Для того чтобы разобраться в предпосылках возникновения психоаналитического подхода, совершим краткий экскурс в историческую эпоху начала XX века, а конкретно в историю европейских событий этого периода.

В начале XX века сложилось очень интересная и при этом весьма специфическая ситуация в мировой психологии. Научная психология развивалась на границе веков достаточно интенсивно. В 1879 году открылась первая экспериментальная лаборатория Вильгельма Вундта, Гельмгольцем проводились опыты по изучению восприятия. Несколькими годами позже открылась первая экспериментальная лаборатория в России, в дореволюционное время мы шли практически нога в ногу с западной психологической наукой. Опыты, которые проводились в лабораториях, пополняли копилку теоретических знаний, однако, к сожалению, оказались совершенно несостоятельными за пределами лаборатории, так как не могли дать ответы на вопросы и решить проблемы людей, живших на рубеже XIX-XX веков и в начале XX века.

В это время возросло количество психиатрических заболеваний и психологических проблем разного рода. Значительную роль в этом сыграли социально-исторические предпосылки.

 

Рис. 4. Конвейер завода Генри Форда

 

На рисунке 4 изображена фотография конвейера с завода Генри Форда начала XX века. Вокруг конвейера стоит множество людей, а в центре - машина. Это достаточно символично. На рубеже веков произошел перелом. Научно-технический прогресс шел семимильными шагами, машины стали заменять людей, в том числе, на производстве. Это позволяло сократить количество работников, задействованных в процессе, в результате большое количество людей оказались не у дел, росла безработица, у многих не было возможности обеспечить себя и свою семью. С другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что в центре трудового процесса теперь оказывается не человек, как это было всегда, в центре – машина, аппарат. В центре – конвейеры, а человек лишь выполняет функцию обслуживающего конвейер звена, он на периферии производства. Раньше человек, выполняя определенный вид деятельности, например, управляя своей булочной, знал, что отвечает за весь процесс целиком от изготовления до реализации этого хлеба, сам получает прибыль, решает как ее израсходовать, так чтобы и производство развивать и обеспечить себя. Он понимал, что и зачем делает, видел процесс целиком, в его развитии, понимал смысл своих действий на каждом этапе. Теперь все изменилось. На производстве нового типа чаще всего человек выполняет одну определенную монотонную функцию и со временем теряет ощущение смысла, понимание того, а зачем он делает, зачем в много часов подряд прикручивает именно эту деталь. И так изо дня в день. Исчезало ощущение смысла выполняемых действий и, в конечном счете, смысла своей жизни.

Большую роль сыграла и специфика общественной морали начала XX века.

При этом темп жизни неуклонно рос, машины входили во все сферы жизни человека, появились автомобили.

Психика людей пыталась вместить в себя новые реалии, адаптироваться к ним, но не всем это удавалось. Все эти причины в совокупности вызвали волну психиатрических заболеваний и острых психологических проблем.

Первым специалистом, который смог найти ответ на этот запрос общества стал известный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (рис. 5).

Рис. 5. Автор психоанализа и основатель психоаналитической школы, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд

 

Психоанализ, бихевиоризм и гештальт-подход стали основными направлением развития психологической мысли в начале XX века. И каждое из направлений впоследствии нашло отражение в деятельности практических психологов.

 

Согласно психоаналитическому подходу невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Метод психоанализа направлен на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Цель психоаналитика – помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

В рамках психоанализа впервые зародилось представление о возможности субъекта влиять на свое психическое развитие, выраженное представлением о «Я» или «Эго», регули­рующем взаимоотношения биологических потребностей и желаний («Оно» или «Ид») и социальных норм и запретов («Сверх-Я» или «Супер-Эго»). Это дало осно­вание говорить о 3. Фрейде как о родоначальнике особого психоге­нетического подхода к психическому развитию, согласно которому последнее происходит за счет борьбы движущих его внутренних противоречий и в исход этой борьбы может вмешиваться воля са­мого субъекта развития.

Итак, согласно психоанализу психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и по­требностей человека с заданными обществом ограничениями на их удовлетворение. Допускается, что исход этой борьбы не ясен не только на каждой конкретной стадии развития, но и в результате его: в зависимости от более или менее удовлетворительного про­хождения стадий развития у взрослого человека наблюдается боль­ший или меньший уровень психической зрелости. Психическая незрелость проявляется в склонности к использованию неэффек­тивных защитных механизмов и к неврозам. По теории Фрейда, личность состоит из трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов и влечений. Будучи бессознательным, «Оно» подчиняется принци­пу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм и выполняет роль критика и цензора.

Возрастные стадии развития согласно 3. Фрейду выглядят следующим образом [5]. Новорожденный ребенок представляет со­бой чистое «Оно», т.е. набор непосредственных желаний, требу­ющих немедленного удовлетворения. На первом этапе психосексу­ального развития средоточием эмоциональной жизни младенца, его главной эрогенной зоной является рот (оральная стадия). Но даже при самом лучшем уходе неизбежны ограничения или задержки в выполнении желаний младенца. Они и приводят к дифференциа­ции, выделению объекта. Постепенно из «Оно» под воздействием внешних факторов дифференцируется «Я». Эта инстанция личнос­ти заставляет ребенка подчиняться внешним требованиям и учить­ся откладывать удовлетворение, т.е. происходит переход к принци­пу реальности. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: не­насытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Согласно его представлениям, уже на оральной ста­дии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

На втором году жизни при обучении ребенка опрятности таким центром становится анальное отверстие. На анальной стадии (для­щейся от одного года до трех лет) запреты и требования внешнего мира постепенно по мере овладения ребенка своими выделитель­ными физиологическими функциями становятся внутренними, т.е. начинает формироваться инстанция «Сверх-Я». В этой инстанции заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых. На этой стадии, согласно психоаналитикам, закладываются такие чер­ты характера, как аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрям­ство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склон­ность к коллекционированию.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую сту­пень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если две предыдущие стадии были аутоэротичными, т.е. направленными на самого ребенка, то теперь либидо становится предметным, направленным на другого человека, прежде всего на родителя противоположного пола. Сексуальное влечение, направ­ленное у мальчика на мать, и амбивалентные в связи с этим чув­ства к отцу-конкуренту 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа. Анало­гичный мотивационно-аффективный комплекс у девочек получил название комлекса Электры. Его разрешение происходит за счет идентификации с родителем своего пола. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх- Я». Таким образом, согласно 3. Фрейду, все три личностные инстан­ции сформированы у человека к концу фаллической стадии, т.е. к пяти-шести годам. Именно это послужило основанием для извест­ного изречения Фрейда: «Ребенок— отец взрослого». Инстанция «Я» с данного возраста играет важнейшую роль в организации жизни человека. Действуя на основе принципа реальности, «Я» борется одновременно и против разрушительных импульсов «Оно» и про­тив строгости «Сверх-Я». В таких условиях появляется состояние тревоги как сигнал о наличии внутренних или внешних опаснос­тей. Механизмами защиты «Я» против чувства тревоги становятся сублимация и вытеснение. При этом сублимация рассматривается Фрейдом как позитивный механизм, делающий возможным плодо­творную деятельность человека, а вытеснение — как более нега­тивный, способный привести к неврозу. Период детства до пяти­шести лет с точки зрения психоанализа считается важнейшим в жизни человека. Фиксации на фаллической стадии способствуют зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразу­мие, рациональное мышление, а в дальнейшем — утрирование муж­ского начала.

Латентная стадия (5—12 лет) получила свое название бла­годаря тому, что в этот период наблюдается снижение интереса ребенка к вопросам пола, они уходят на второй план. В это время «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторван­ной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.

Генитальная стадия (12—18 лет) характеризуется объедине­нием всех предыдущих эрогенных зон, ростом напряженности сек­суального влечения и стремлением подростка к нормальному сек­суальному общению. Согласно Фрейду, это завершающая стадия психосексуального развития, которая должна привести к формиро­ванию зрелой сексуальности и зрелого баланса между любовью и работой. Данная стадия (как и все другие) складывается в сильной зависимости от полного или частичного разрешения противоречий предыдущих стадий. На генитальной стадии «Я» использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализацию. Аске­тизм путем внутренних запретов подавляет навязчивые стремле­ния к чувственному удовольствию, интеллектуализация же сводит их к представлению в воображении, чем также позволяет освобо­диться от них. На генитальной стадии могут сформироваться пси­хический гомосексуализм и нарциссизм. Первый тип характера связан с предпочтением своего пола, активной деятельностью и общением в однополых группах, но не обязательно с сексуальными извращениями. При нарциссической сексуальности либидо как бы обращается от внешнего мира к самому субъекту, главное место начинают занимать самоудовлетворенность и самодовольство. По­добные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия переживания.

Развитие психоаналитического подхода. Известный исследо­ватель, дочь 3. Фрейда, А. Фрейд, сохраняя классические стадии психосексуального развития, считает, что развитие агрессивности также имеет соответствующие фазы: оральная арессивность (куса­ние, цепляние, плевание), анальный садизм (разрушение и жесто­кость); на фаллической стадии — это властолюбие, хвастовство, за­знайство и дисоциальные тенденции в предпубертатном и пубер­татном возрасте.

А. Фрейд намечает и хронологию развития защитных механиз­мов «Я»: вытеснения, реактивные образования, проекции и перено­сы, сублимация, расщепление, регрессии и др. При анализе развития «Сверх-Я» рассматриваются идентификация с родителями и интериоризация родительского авторитета.

Заслугой А. Фрейд является распространение основных поло­жений психоанализа на сферу сознания, инстанцию «Я» личности. Однако развитие рассматривается как процесс постепенной социа­лизации ребенка, переходящего от принципа удовольствия к прин­ципу реальности. В столкновении внутренних желаний с внешними ограничениями и происходит развитие личности. Вообще психи­ческое развитие рассматривается ею как неравномерный скачкооб­разный процесс с чередованием прогресса и регресса (два шага вперед и один шаг назад), в отличие от роста, осуществляющегося всегда поступательно.

А.Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены таким об­разом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе — на стороне внешнего мира. От этой нормальной для детства моральной зависимости идет длинный путь развития, и через многочисленные внутренние столкновения чело­век приходит к нормальному зрелому состоянию, когда он способен контролировать свои побуждения, подвергать их обстоятельному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побужде­ние отклонить или превратить в действие. Это зрелое состояние моральной независимости.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Развитие памяти, речи, логического мышления делает приспособление к окружающе­му миру осознанным и адекватным, а не простым подчинением.

 

Резюмируя вышесказанное, можно обобщить основные принципы психоаналитического подхода:

l Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства

l Основу структуры личности составляют три инстанции: Ид, Эго и Суперэго

l Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями

l Патология возникает из-за вытесненных в раннем детстве конфликтов

l Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

 

Цель терапевта- психоаналитика – помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Характер консультативного контакта в психоанализе особый:

1. Консультант всегда сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства

2. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля

3. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого

Цели консультирования в психоанализе:

1. Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал и его рациональное объяснение

2. Помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты

3. Реконструировать базисную личность

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.