Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транзактный анализ




 

Автор транзактного анализа - американский психолог и психиатр Эрик Берн (рис.10).

Методика стала популярной у нас в стране около 20 лет назад, когда для читателей были открыты книги Эрика Берна «Люди которые играют в игры, игры, в которые играют люди», «Познай себя».

 

 

Рис. 10. Автор транзактного анализа американский психолог и психиатр Эрик Берн.

 

Концепция транзактного анализа наглядна. Методика рассматривает три эго-состояния личности:

1. Взрослый

2. Родитель

3. Ребенок

Вступая в контакт с окружающей средой, человек по мнению Берна всегда находится в одном из этих состояний. Становление зрелой личности связано с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия ориентируется на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Суть модели эго-состояний заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

Если человек демонстрирует поведение, соответствующее эго-состоянию Родителя, то можно предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у старших.

Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, сообщают, что мысли и чувства их обладателя, соответствуют ситуации “здесь и сейчас”.

Если внешнее поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что он в этот момент испытывает чувства из своего детства.

Рассмотрим три основные эго-состояни Родителя, Взрослого и Ребенка более подробно.

Родитель

Эго-состояния родителя представлено мыслями, чувствами и поведением, скопированными у родителей и других лиц, их заменяющих.

Интересно рассмотреть как Родитель проявляет себя в речевом поведении.

l Указания Родителя: “Делай то, но не делай этого…”, “Всегда…”, “Никогда”, “Будь осторожен…”, “Замолчи…”, “Прекрати это же сейчас же!”, “Я не позволю так с собою обращаться!..”

l Поговорки и клише: “Это смешно и глупо…”, “Все мужчины…”, “Вы никогда ничего не делаете путного…”, “Начальник всегда прав…”

l Любимые жесты Родителя: вытянутый указательный палец, покачивание головы, поглаживание по спине и по голове, сжимание в своих объятиях, подмигивание, сморщенные брови.

l Наиболее часто встречаемые позы: руки на бедрах или скрещенные на груди, подпертый руками подбородок, ноги широко расставлены.

 

Ребенок

Эго-состояние Ребенка представлено мыслями, чувствами и поведением, проигрываемыми как бы из детского возраста.

Речевое поведение из позиции Ребенка характеризуется следующим фразами и клише:

l Эмоции и чувства: иррациональные страхи, тревога, грусть и гнев, радость, энтузиазм, нежность и любовь. Именно Ребенок – источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости

l Любимые выражения: “Я хочу…”, “Прекрасно!..”, “Я боюсь…”, “Я должен…”, “Оставьте меня в покое!...”, “Проклятье!...”

l Позы и жесты Ребенка: сгибает ноги под стулом, небрежно кивает в ответ на приветствие, испугавшись, напряженно сводит плечи, досадуя, будет выкручивать себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая, будет жонглировать карандашом или рисовать что-то во время совещания.

 

Взрослый:

Эго-состояние Взрослого - мысли, чувства и поведение, которые являются прямым реагированием на ситуацию “здесь и сейчас”

Поведение взрослого можно охарактеризовать следующим образом.

l Состояние Взрослого: люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: Что? Где? Когда? В чем заключаются факты?

l Любимые фразы: “Я согласен/не согласен…”, “Вот мое мнение…”, “Я взвешу все за и против…”, “Подождите, я подумаю…”

l Сигналы тела Взрослого: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова не склонена (Ребенок) и не приподнята (Родитель), а прямая, спокойный взгляд, ступни ног на полу, руки открыты, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности).

 

Основные принципы методики транзактного анализа выглядят так:

l Человек – продукт среды и одновременно – ее творец

l Поведение формируется в процессе обучения

l Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации

l Проблемы возникают в результате плохого обучения

 

Основные правила организации консультативного контакта в методике транзактного анализа:

l Консультант является активной и директивной стороной

l Консультант исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению

l Клиент должен активно апробировать новые способы поведения

l Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения.

 

Исходя из вышеизложенного цели терапии можно выразить двумя основными постулатами:

l Исправить неадекватное поведение

l Научить эффективному поведению

В следующей главе мы рассмотрим экзистенциально-гуманистическую группу концепций личности.


 

Глава 5. Гуманистические подходы в психологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.