Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логотерапия




Основатель логотерапии - австрийский психолог, психиатр Виктор Франкл (рис.14), который является не только знаковой фигурой психологии второй половины XX века, но и примером человеческого мужества, примером того, как человеческие возможности могут быть реализованы вне зависимости от той среды, в которую он попадает.

 

 

Рис. 14. Основатель логотерапии австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл

 

Родившийся в 1905 году Виктор Франкл – “выпускник” Первой и Второй Венских школ психотерапии Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, к 1930-му году получил степень доктора медицины и работал в области клинической психиатрии. В 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники.

Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым бросить своих престарелых родителей. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях).

Судьба дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! [9]

Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм столетия. Период с 1942 по 1945 годы Франкл провел в нацистских концлагерях, в условиях нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Но Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение — наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Мало кого можно вспомнить в истории человечества, кто заплатил столь высокую цену за свои убеждения и чьи воззрения подверглись такой жестокой проверке.

У самого Франкла было ради чего жить; в концлагерь он взял с собой рукопись книги с первым вариантом учения о смысле, и его заботой было сначала попытаться сохранить ее, а затем, когда это не удалось, — восстановить утраченный текст. Кроме того, до самого освобождения он надеялся увидеть в живых свою жену, с которой он был разлучен в лагере, но этой надежде не суждено было сбыться — жена погибла, как и практически все его близкие.

Выйдя в сорок пятом на свободу и узнав, что вся его семья погибла в горниле мировой войны, он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил свое уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу. Стремление к смыслу помогает человеку выжить, и оно же приводит к решению уйти из жизни, оно помогает вынести нечеловеческие условия концлагеря и выдержать тяжелое испытание славой, богатством и почетом. Виктор Франкл прошел и те, и другие испытания и остался Человеком с большой буквы, проверив на себе действенность собственной теории и доказав, что в человека стоит верить. «Каждому времени требуется своя психотерапия», — писал он. Ему удалось нащупать тот нерв времени, тот запрос людей, который не находил ответа, — проблему смысла, — и на основе своего жизненного опыта найти простые, но вместе с тем жесткие и убедительные слова о главном.

Первый вариант книги «Психолог в концлагере», составившей основу данного издания, был надиктован им за 9 дней, вскоре после освобождения, и вышел в 1946 году анонимно, без указания авторства. Пять раз она объявлялась «книгой года» в США. За 30 с лишним лет она выдержала несколько десятков изданий общим тиражом свыше 9 миллионов экземпляров. Когда в начале 1990-х годов в США по заказу библиотеки Конгресса проводился общенациональный опрос с целью выяснить, какие книги сильнее всего повлияли на жизнь людей, американское издание книги Франкла вошло в первую десятку.

Новое, наиболее полное немецкое издание главной книги Франкла под названием «И все же сказать жизни "Да"» вышло в 1977 году и с тех пор постоянно переиздается. В нее была включена также философская пьеса Франкла «Синхронизация в Биркенвальде».

В конце жизни Франкл дважды побывал в Москве, выступал в Московском университете. Он встретил чрезвычайно горячий прием. Его мысли легли на благодатную почву, и сегодня Франкл воспринимается в России скорее как свой, а не как чужестранец [10].

Основанная Виктором Франклом школа психотерапии занимается поисками цели и смысла человеческого существования. Представляя собой сложную совокупность философских, медицинских и психоаналитических знаний, логотерапия ставит перед человеком задачу осознания своего персонального предназначения.

Однажды Виктора Франкла спросили, чем логотерапия отличается от психоанализа. Он пошутил, что во время психоанализа пациент лежит на кушетке и говорит о тех вещах, о которых не принято говорить; во время же логотерапии пациент сидит на стуле и внимает тем вещам, которые не принято выслушивать.

Если Зигмунд Фрейд возводил во главу угла стремление к удовольствию, а Альфред Адлер — стремление к власти, то Виктор Франкл постулировал для каждого отдельно взятого индивидуума стремление узнать, в чём же состоит его личный смысл существования. Логотерапия как метод заявляет, что воля к смыслу (которая отсылает нас к "воле к власти" Ницше) есть неотъемлемый атрибут каждого из нас.

Чем здоровый человек отличается от невротика? Цель каждого здорового человека — поиск своего истинного предназначения. Учёные считают, что так или иначе, все из нас когда-либо задумывались, зачем и почему мы живём в этом месте в это время. Принципы логотерапии утверждают, что цель личности вовсе не в пребывании в состоянии неизменного равновесия, но, напротив, в вечном поиске вариантов реализации личного смысла жизни. Напротив, невротик стремится избежать осознания своих жизненных целей и задач. Поиски смысла жизни не всегда связаны с болезнью, напротив, игнорирование этих поисков и закрывание глаз на них чревато возникновением различных внутренних конфликтов.

Один из методов логотерапии — это логоанализ. "Логос" в переводе с греческого расшифровывается как "смысл" или "дух". Логоанализ ставит целью расширить поле сознания пациента и стимулировать его творческое воображение — чтобы найти внутри себя ответы на поставленные вопросы. В ходе логоанализа клиенту предлагается произвести оценку отдельных этапов своей жизни — и обсудить их вместе с логотерапевтом.

Посредством метода логоанализа человек может достичь духовного инсайта и заново переоткрыть для себя значимые жизненные составляющие. Благодаря логотерапии индивидуум способен вникнуть в глубинный смысл любви, постичь смысл страдания, и насытить свою душу, алчущую ответа на вопрос, в чём же состоит смысл жизни.

Задача логотерапевта — не выписывать пациенту горы таблеток, но, напротив, быть его проводником по лабиринту экзистенциального страдания. Чтобы избежать экзистенциального вакуума, заполонившего наши сердца и души в XXI веке, необходимо тщательно исследовать свои внутренние потребности и осознать ответственность за свою жизнь.

Итак, согласно логотерапии движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий смысл жизни. Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл без навязывания терапевтом своих смыслов.

Основные принципы логотерапии:

l Помочь человеку обрести утраченный им смысл

l Найти и реализовать смысл своего существования

l Работать не с “глубинами”, но с “высотами” человеческой личности

Особенности консультативного контакта:

l Основная задача консультанта – вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь

l Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность

l Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт “человек-человек”, идентичный встрече двух равноценных людей “здесь и сейчас”

l Во время консультативного контакта меняется как клиент, так и консультант

 

Цели консультирования:

l Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности

l Побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним

l Идентифицировать блокирующие свободу факторы

 

Закончит рассказ о психотерапии уместно словами Виктора Франкла:

“Выражение “глубинная психология” сегодня весьма популярно. Но напрашивается вопрос, не пора ли исследовать человеческое существование, даже в психотерапии во всем его многоуровневом пространстве; исследовать не только его глубины, но и высоты тоже. Поступая таким образом, мы намеренно выходим не только за пределы физического, но и психического также, и включаем в сферу исследования реальность того, что мы будем называть в этой книге “духовными аспектами человека”. Этим термином – Geist – по-немецки – мы обозначаем ядро личности

До сих пор психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Ибо целью психотерапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гёте, который может быть принят как максима психотерапии: “Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать”” [11].

Духовные аспекты, введенные в обиход психотерапевт Виктором Франклом, получили развитие в современных направлениях психотерапии: духовно-ориентированной терапии и различных видах терапии здоровых.


 

Глава 6. Современные психотерапевтические технологии. Духовно-ориентированная психотерапия. Терапия здоровых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.