Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная логика




Методика “Эмоциональная логика” создана несколько десятилетий назад английским доктором Тревором Гриффитсом (рис. 16), который открыл в Великобритании Центр эмоциональной логики. В Россию методика чуть менее 10 лет назад.

Рис. 16. (Слева направо) Ректор Института христианской психологии, священник, психолог Андрей Лоргус, автор методики “Эмоциональная логика” бакалавр медицины Великобритании Тревор Гриффитс, христианский психолог Ольга Красникова на симпозиуме Европейского движения христианской психологии, психотерапии и антропологии в Кракове в 2008 г.

Доктор Тревор Гриффитс – бакалавр медицины Великобритании и член Европейского движения христианской психологии, психотерапии и антропологии, поэтому методика прежде всего максимальна экологична и характиеризуется уважительным отношением к личности человека. Методика для работы использует карточки и очень проста в использовании.

Доктор Гриффитс работал практикующим врачом-терапевтом в течение 25 лет. И с самого начала своей врачебной деятельности он глубоко интересовался вопросами холистического целостного подхода к человеку, к его здоровью, в том числе, психическому, к его личностному развитию и к интеграции медицинских и психологических знаний.

Именно так было положено начало разработки методики “Эмоциональная логика”, которая в течение многих лет проверялась, совершенствовалась в процессе личной клинической практике доктора Гриффитса и его единомышленников.

Что касается теоретических основ методики, то здесь можно указать, с одной стороны, уже ставшие классическими психологические исследования, например, исследования Элизабет Кюблер-Росс “О смерти и умирании”, с другой стороны, это новейшие научные теории, например, теория хаоса и сложных адаптивных систем Коэна и Стюарта.

“Эмоциональная логика” – это комплексная методика, которая направлена на работу с эмоциями через логику, то есть, через познание их смысла, их целевой направленности в общем адаптивном процессе. Поскольку каждая эмоция имеет свои функции (в том числе, и отрицательные эмоции имеют свои конструктивные функции), их осознание даёт человеку возможность более конструктивно использовать энергию эмоций, преодолевать эмоциональный хаос, и преобразовывать негативные эмоции в позитивные действия.

То есть, через понимание своих чувств, мы прокладываем путь к более глубокому познанию своей человечности в целом. А это уже даёт возможность развивать адаптивные характеристики личности и способность к эмпатии, влиять на взаимоотношения с людьми, делая их более глубокими и искренними.

Надо сказать, что возможности применения методики достаточно широки, её используют и психологи, и консультанты, и врачи, и педагоги, и бизнес-консультанты, и специалисты иных помогающих профессий, и социальные работники и т.д.. Но, конечно, в первую очередь, эта методика на вооружении у психологов-консультантов и психотерапевтов.

Центр эмоциональной логики, который основан в Англии в 2001 году, активно участвует в различных социальных программах, в программах помощи. И, таким образом, не только осуществляет помощь, но и получает новые научные результаты, то есть, метод получает всё новую и новую апробацию на практике.

Метод “Эмоциональная логика” учит нас работе с основными эмоциями, которые являются в терминах метода “опорными камнями”: отрицание, шок, гнев, обида, депрессия (не клиническая), переговоры, принятие. Каждая ситуация с помощью специальных карточек с эмоциями, с описанием их конструктивных и деструктивных функций выкладывается клиентом. В процессе терапевтической беседы клиент может изменять положение карточек, осознавая конструктивные свойства той или иной эмоции, научается позволять себе “плохие” эмоции, принимать эмоции и понимать, отчего и для чего они возникли.

Рассмотрим, эмоцию гнева. Принято считать, что её необходимо подавлять, потому что это, как минимум, не культурно - гневаться. Но эмоциональная логика учит другому подходу: гнев – это сигнальная эмоция. Гнев сигнализирует о том, что только что кто-то нарушил ваши личностные границы. Значит, если вы чувствуете гнев – это повод посмотреть на ваши личностные границы, понять, где у вас сейчас “брешь”, сделать так, чтобы ваши личностные границы вернулись на место, то есть, выдворить “обидчика” из вашего пространства. Таким образом, гнев сигнализирует об опасности и для этого он необходим.

Когда клиент осознает конструктивную функцию, в данном случае, эмоции гнева, то у него даже не возникает желания продолжать гневаться, он понимает, что нужно сделать, чтобы ему вновь стало комфортно. Вот так с помощью логики, разбирая эмоциональное состояние, эмоциональные водовороты, клиент с помощью терапевта конструктивно выходит на решение проблемы. Методика “Эмоциональная логика” хороша при работе с такими ситуациями, когда клиент не готов говорить о ней вслух (терапия жертв насилия) или когда ситуация вытеснена. Тогда вербальный анализ невозможен, а с помощью карточек клиент получает возможность работать над проблемной ситуацией не напрямую.

 

6.4. “Три принципа”

Для терапии здоровых в формате философской терапии приобрела популярность и другая методика, «3 принципа», которая родилась около 40 лет назад и была привезена в Россию в 2013 году.

Автор “Трех принципов” Сидни Бэнкс (рис. 17), по происхождению шотландец, в момент открытия методики жил в Канаде.

 

Рис. 17. Автор методики “Три принципа” Сидни Бэнкс

 

По базовому образованию Бэнкс не был психологом. Помогло сформулировать ему эту методику то, что он всегда был достаточно неуверенным человеком. Во время личной терапии почти 40 лет назад ему психолог сказал: «Сид, ты не неуверен, ты просто думаешь, что ты неуверенный». В этот момент Сидни Бэнкс услышал, что это не он был неуверенным человеком, а его мышление было неуверенным. И эта мысль положила начало, своего рода открытию, откровению о том, что любой наш опыт создаётся при помощи мысли. Сидней Бэнкс сформулировал принципы, инсайты, которые у него возникли на эту тему, в стройную теорию.

В скором времени методику “Три принципа”, которая в силу своей простоты быстро получила признание у психологов, подхватили представители других помогающих профессий, в том числе, социальные работники. Многие известные профессионалы стали последователями Сиднея Бэнкса, заинтересовавшись методикой, в их числе доктор Рождер Нилс, доктор Джордж Прански.

С тех пор прошло более 40 лет и, методика нашла своё использование в рамках психологии, психиатрии, корпоративного обучения в университетских программах, социальных проектов, например, в подразделении государственной службы в Калифорнии, которая занимается такими сложными слоями населения, как заключенные, пациенты наркоцентров.

Что же это за три принципа, которые лежат в основе теории? Они называются в переводе с английского так – Мысль, Сознание и Разум.

Разум – это сам факт нашего существования, некая основополагающая жизненная сила. Сознание – это способность осознавать существование. Мысль – это наша способность создавать посредством наших мыслей. Это три составляющие одного и того же, но каждая составляющая работает по-своему.

“3 принципа” указывают не на то, что мы проживаем, а на то, как мы это проживаем. Освоение методики, стиля мышления “3 принципа” происходит через примеры. Вот несколько их них.

1) В настоящий момент мы проживаем не то, что нас окружает, а наше мышление о мире и о том, что нас окружает. И недостающее звено в понимании человеческого опыта это то, что в любом нашем проживании задействована мысль. Когда мы не учитываем влияние мысли, мы обвиняем погоду, партнёров, экономику и так далее в том, как мы себя чувствуем. Но когда мы учитываем влияние мысли, мы понимаем, что на самом деле эта мысль может не соответствовать реальности. Это просто наше мышление в текущий момент создаёт такое сиюминутное переживание: погоды, партнёров или экономики.

2) Все мы знаем, что в некотором настроении мы можем воспринять определённого рода новость легко, в другом настроении она станет для нас вселенской катастрофой. В один прекрасный день мы можем проснуться утром и подумать: «Какой у меня прекрасный муж, как всё здорово!». На следующее утро без каких-либо видимых причин мы просыпаемся и думаем: «Боже мой, как я вообще могла выйти за него замуж?» “3 принципа” учат нас тому, что то, что мы сейчас подумали, это всего лишь мысль. Как говорят в рамках христианской психологии: «Мысль может быть от человека, от Бога и от лукавого». Но это всего лишь - мысль, и не нужно ей придавать такого значения, как если бы это была непреложная истина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.