Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивная психология




Позитивная психология – это раздел практической психологии, направленный на выявление, изучение и эффективное развитие сильных сторон личности или коллектива. Нейтрализовать негативное воздействие внешних и внутренних факторов, добиваться успеха и развивать разные грани своей личности позволяет именно позитивная психология.

Основоположником позитивной психологии по праву считается известный психолог и исследователь Мартин Селигман (рис.15). Среди крупных специалистов в области позитивной психологии следует отметить Эда Динера, Михая Чиксентмихайи и Кристофера Петерсона, Носсрата Пезешкиана.

 

Рис. 15. Основатель позитивной психологии американский психолог и исследователь Мартин Селигман с супругой

 

Мартин Селигман – наш современник. Он родился 12 августа 1942 года в США, штате Нью-Йорк. После окончания школы, в 1960 году поступил в университет в Принстоне. В 1964 году получил диплом по философии, однако к тому времени его уже привлекала психология. В 1967 он получил степень доктора психологии в Пенсильванском университете. Его карьера началась с помощника профессора в Университете Корнелла, затем Селигман вернулся в Пенсильванский университет, чтобы работать там профессором психологии. Там он начал работать с Р. Соломоном, который проводил в то время ряд опытов, направленных на изучение теории И.П. Павлова о возможностях формирования условных рефлексов, однако по случайности эксперимент дал совершенно неожиданные результаты, которые натолкнули М. Селигмана на идею о выученной беспомощности. Для проверки этой идеи были проведены эксперименты с участием людей, которые показали, что не только животные, но и люди могут научиться беспомощности и перестать бороться с обстоятельствами, когда понимают что наступают одни и те же последствия независимо от способа их собственных действий. Селигман предполагал, что это и есть основная причина депрессии и подавленного состояния. Однако были люди, которые в ходе экспериментов не прекращали свои попытки что-то изменить и продолжали бороться. Изучение именно таких людей привлекло Селигмана и легло в основу позитивной психологии.

Основные идеи позитивной психологии:

l Люди могут оставить свои попытки изменить ситуацию, если видят, что наступающие последствия не зависят от того, каковы их личные действия по этому изменению, они просто смиряются с ситуаций и начинают чувствовать себя неспособными что-либо изменить – научаются беспомощности или пессимистическому отношению к ситуации;

l Выученная беспомощность – одна из основных причин депрессии, подавленности, пассивного поведения;

l Терапия депрессии может основываться на том, чтобы снова научить людей ощущать себя в состоянии изменить собственную жизнь, принять ответственность на себя;

l Психология должна помогать не только лицам с серьезными психологическими проблемами, но и обычным людям в том, чтоб сделать их жизнь счастливее;

l Некоторые люди изначально обладают оптимистичным взглядом на мир (те, кто продолжают бороться с обстоятельствами);

l Оптимизму можно научиться благодаря изменению своего мышления из негативного в позитивное.

Выводы своих научных исследований Мартин Селигман изложил в своих книгах: «Беспомощность» (1975), «Психология отклонений» (1982), «Оптимизм, которому можно научиться» (1991), «Что вы можете изменить и чего вы не можете» (1994), «Оптимистичный ребёнок» (1995), «В поисках счастья» (2010).

Рассказ о позитивной психологии завершим выводами Мартина Селигмана из книги “В поисках счастья”:

1. Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок. Эксперименты, проведенные Селигманом вместе с его студентами, показали, что любые обычные радости жизни (общение с друзьями, поход в кино и др.) бледнеют на фоне тех чувств, которые люди испытывают, совершив добрый поступок.

2. Добрые поступки совершаются на основе шести универсальных добродетелей: мудрости (знаний), мужества, любви (человечности), справедливости, умеренности и духовности. Каждой из добродетелей соответствуют несколько положительных качеств (Селигман называет их индивидуальными достоинствами), реализуя которые, мы развиваем добродетель.

3. Счастливо и осмысленно живет тот, что реализует свои индивидуальные достоинства и получает от этого истинное удовлетворение, независимо от того, чем он занят – карьерой, семьей или творчеством. При этом главное, по мнению Селигмана, ориентироваться на нечто более высокое, чем собственное существование.

4. Человек должен стремиться к счастью и хорошему настроению. Это полезно для физического и психического здоровья. Позитивные чувства не только поднимают тонус, они помогают нам ладить с людьми, обретать друзей и любимых, укреплять здоровье и добиваться.

5. Продолжительное счастье, по мнению Селигмана, возможно, и оно в большей степени зависит не от внешних условий (денег, социального статуса, образования, страны проживания), а от внутренних факторов. (Здесь вполне уместно вспомнить о логотерапии Виктора Франкла)

6. Одним из таких факторов является удовлетворенность прошлым. Для удовлетворенности прошлым у человека не должно быть негативных эмоций, проистекающих из прошлого. Среди техник по примирению с прошлым Селигман называет благодарность и прощение.

7. Помимо удовлетворенности прошлым, чтобы быть счастливым, у человека должно быть оптимистическое отношение к будущему.

8. Счастливый человек умеет наслаждаться настоящим и растворяться в нем. Такое наслаждение может быть как телесным, так и духовным. Тут Селигман начинает разговор о духовности, который продолжает двумя следующими пунктами.

9. Духовное удовольствие мы получаем, занимаясь любимым делом. Оно вовсе не обязательно сопровождается яркими эмоциями. То, что приносит нам духовное удовлетворение, поглощает нас целиком, и мы полностью растворяемся в нем, забывая о себе.

10. Добродетельные люди являются более счастливыми, чем талантливые. Добродетельным человеком можно стать, а талантливым рождаются. Счастливым человек не рождается, он им становится через реализацию индивидуальных добродетелей и достоинств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.