Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как социальные психологи изучают поведение человека




Текст 20

Текст 19

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оце­нок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения челове­ческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складыва­ется восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловече­скими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного че­ловека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зави­симости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности пред­ставления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И. Г. Петров

1.Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? (Укажи­те две позиции.)

 

2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

3.Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед зако­ном?

4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса философии, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

 

 

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточ­но доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения че­ловека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых об­ластей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор ме­тодов — техник, которые могут использоваться для исследования широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скеп­тическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убежде­ние, что все основные предположения о физическом мире должны быть про­верены и перепроверены, чтобы принять их за истину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный ме­тод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие измене­ния интересующих его переменных, чтобы узнать связаны ли они.

Д Бирн

1. Какие виды познания упоминаются в этом тексте? (Назовите не менее двух.)

2. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Ука­жите две черты.

3. В чем автор усматривает недостатки ненаучных видов познания?

Приведите пример, конкретизирующий любой из этих недостатков.

4.О каких двух научных методах в области социальной психоло­гии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, на­зовите еще один метод, который может использоваться в науч­ном познании социальных явлений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.