Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и общая характеристика демократических режимов




Понятие и классификация функций государства. Формы реализации государственных функций

Функции государства – это основные направления деятельности государства, направленные на решение его целей и задач.

Существует множество классификаций функций государства:

v по степени значимости:

Øосновные – связаны с главными задачами государства (оборона страны), невыполнение этих функций равносильно уничтожению государства

Øнеосновные – не связаны с главными задачами государства (организация системы связи)

v по временному фактору:

Øпостоянные – выполняются на всех этапах развития государства (охрана правопорядка)

Øвременные – выполняются на определенных этапах

v по территориальному распространению:

Øвнутренние – направлены на решение задач и целей государства внутри страны

èполитическая

èэкономическая

èсоциальная

èэкологическая

Øвнешние – направлены на решение задач и целей государства на международной арене

èобеспечение мира и поддержание мирового порядка

èоборона

èинтеграция в мировую экономику

èсотрудничество с другими государствами

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение принимает деятельность государства. Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные формы их реализации, которые можно разделить на:

vправовые

Øправотворчество – разработка и принятие законов и других нормативных актов

Øправоприменение – государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права

Øправоохранение – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности

vорганизационные

Øэкономические – дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и пр.

Øполитические – согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.

Øидеологические – обращения к населению, призывы и пр.

Øсобственно организационные – планирование, контроль и пр.

Организационные формы реализации функций государства могут реализоваться через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п.).

10. Внутренние функции государства: понятие, виды, характеристика

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства, направленные на решение его целей и задач внутри страны. Можно выделить следующие основные внутренние функции государства:

·политическая – в демократическом обществе имеет своим содержанием обеспечение народовластия; в недемократическом – политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть

·экономическая – в условиях распределительной экономики государство монопольно регулирует экономические отношения: определяет объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов; в условиях рыночной экономики вмешательство государства сводится к следующим мерам: выработка экономической политики в масштабах всего общества, управление предприятиями, находящимися в государственной собственности, правовая защита производителей и потребителей, обеспечение добросовестной конкуренции, регулирование внешнеэкономических отношений.

·социальная – обеспечение общественного благополучия, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержка социально незащищенных групп населения, обеспечение прожиточного минимума, занятости населения, поддержка образовательных, научных учреждений, здравоохранения.

·экологическая – обеспечение экологической безо­пасности: установление ограничений на ис­пользование природных ресурсов, утилизацию промышленных отходов, контроль за их соблюдением, принятие мер при экстремальных экологических ситуациях

11. Внешние функции государства: понятие, виды, характеристика

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства, направленные на решение его задач и целей на международной арене. Можно выделить следующие основные внешние функции государства:

·обеспечение мира и поддержание мирового порядка заключается в деятельности по следующим направлениям: разоружение, ликвидация оружия массового поражения, борьба с организованной преступностью (контрабанда оружия, наркотиков, терроризм), урегулирование международных конфликтов

·оборона в настоящее время основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны; служит для решения двух задач: защиты независимости и территориальной целостности государства и выполнения международных обязательств

·интеграция в мировую экономику играет большую роль в сохранении мирового порядка и поддержании стабильных отношений между государствами; основывается на признании суверенитета государств, равенстве и взаимовыгодном сотрудничестве

·сотрудничество с другими государствами заключается в совместном решении глобальных проблем человечества: голод и нищета, организованная преступность, охрана природы, принятие мер при экстремальных экологических ситуациях

12. Форма государства: понятие, признаки, элементы

Форма государства раскрывает особенности его внутренней организации, под ней понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства представляет собой совокупность трех элементов:

· форма правления – элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти

· форма государственно-территориального устройства – элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между центральной государственной властью и властью составных территориальных частей государства

· политический (государственный) режим - элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между государственной властью и населением страны

Форма государства зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: геополитические факторы, религия и идеология, исторические условия возникновения и развития государства, национально-этнические факторы. Следует отметить, что элементы формы государства для каждого конкретного государства отличаются, в рамках ТГП выработаны модели форм правления, государственно-территориального устройства, политических режимов.

13. Форма государственного правления: понятие, признаки, классификация

Форма государственного правления – элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти.

Форма государственного правления раскрывает следующие характеристики государства: организацию высших органов власти, их структуру и порядок образования; взаимоотношения высших органов власти между собой и с населением; компетенцию высших органов власти.

В настоящее время принято выделять две основные формы государственного правления:

· монархия – форма государственного правления, в настоящий период характеризующаяся двумя признаками: единоличность правления и наследственный механизм передачи власти

· республика – форма государственного правления, которая характеризуется двумя признаками: выборность главы государства и срочность его полномочий

14. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки, виды

Монархия – форма государственного правления, в настоящий период характеризующаяся двумя основными признаками: единоличность правления и наследственный механизм передачи власти. Для монархии характерна пожизненность правления монарха (законных оснований отстранения монарха от власти не предусматривается)

Существуют следующие разновидности монархии:

vабсолютная (неограниченная) – власть монарха на юридической основе ничем не ограничена. В настоящее время такая форма правления является исключением и сохранилась только в некоторых странах Востока: Оман, Катар, Бруней

vограниченная – власть монарха на юридической основе ограничена по нескольким или по всем основным направлениям государственной деятельности

Ø дуалистическая – власть монарха на юридической основе ограничена по нескольким основным направлениям государственной деятельности (например, по законодательному направлению). Монарху принадлежит исполнительная власть, право абсолютного вето, право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам, право роспуска парламента. В настоящее время сохранилась только в некоторых странах Ближнего Востока: Иордания, Марокко

Ø парламентская – власть монарха на юридической основе ограничена по всем основным направлениям государственной деятельности. При данной форме правления монарх является символом нации и, хотя и имеет некоторые права (например, право относительного вето), по традиции их не использует. Подпись монарха нуждается в контрассигнации – скреплении подписью ответственного министра или главы правительства. Парламентская монархия существует в Дании, Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Швеции, Великобритании, Австрии, Японии, Испании

15. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды

Республика – форма государственного правления, которая характеризуется двумя признаками: выборность главы государства и срочность его полномочий.

Существуют следующие виды республик:

· дуалистическая (президентская) – президент формирует правительство, правительство несет юридическую ответственность перед президентом. Президент имеет полномочия главы государства и главы правительства и избирается на всеобщих выборах. К президентским республикам относятся США, Бразилия, Аргентина, Мексика

· парламентская – парламент формирует правительство, правительство несет юридическую ответственность перед парламентом. Парламенту принадлежит верховная власть, он избирает президента или образует для этой цели специальную коллегию, главой правительства является лидер правящей партии. Для парламентской республики характерна сильная законодательная власть. К парламентским республикам относятся Германия, Венгрия, Италия, Финляндия, Индия, Турция

· смешанная – президент и парламент совместно формируют правительство, правительство несет юридическую ответственность и перед президентом и перед парламентом. Президент, если он избирается народом, своими значительными полномочиями не пользуется. Государственная система функционирует главным образом по парламентскому типу. К смешанным республикам относятся Австрия, Ирландия, Исландия, Португалия, Франция, Болгария, Польша

16. Форма государственного устройства: понятие, признаки, классификация

Форма государственного устройства – элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между центральной государственной властью и властью составных территориальных частей государства.

Ключевым здесь является понятие территории государства, т.е. пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Формирование территории государства занимает продолжительное время и зависит от ряда факторов: экономических, демографических, географических, исторических, политических.

Выделяют два основных вида государственно-территориального устройства:

· унитарное государство – единое простое государство, в составе которого отсутствуют государствоподобные образования

· федеративное государство – сложное (союзное) государство, в составе которого имеются государствоподобные образования (субъекты федерации), обладающие почти всеми признаками государства (отсутствует суверенитет).

Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения определенных целей. Конфедерация не имеет единого гражданства, акты ее органов имеют рекомендательный характер и для вступления в силу требуют одобрения органов власти членов конфедерации. По этим причинам ряд ученых не относят конфедерацию к числу форм государственно-территориального устройства.

17. Федеративное государство: понятие и признаки

Федеративное государство – сложное (союзное) государство, в составе которого имеются государствоподобные образования (субъекты федерации), обладающие почти всеми признаками государства (отсутствует суверенитет).

Для федерации характерно:

·определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (конституция субъекта)

·двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и субъектов)

·возможно двойное гражданство (федеральное и субъекта)

·двухуровневая система законодательства

·двухканальная система налогов

·при наличии двухпалатного парламента одна из палат представляет интересы субъектов

·разграничение предметов ведения федерации и субъектов

В настоящее время субъекты федерации не имеют права выхода из федерации (права сецессии). Федеральное законодательство имеет приоритет перед законодательством субъектов.

По территориальному признаку все федеративные государства делятся на две группы:

·симметричные – территориальные части государства обладают равным политико-правовым статусом. Абсолютно симметричных федераций в мире не существует

·асимметричные – территориальные части государства обладают разными политико-правовыми статусами

По принципу деления федерации на субъекты выделяют:

·национальную федерацию

·территориальную федерацию

К федерациям относятся: Россия, США, Бразилия, Германия, Австралия, Мексика, Канада.

18. Унитарное государство: понятие и признаки

Унитарное государство – единое простое государство, в составе которого отсутствуют государствоподобные образования

Для унитарного государства характерно:

·единая система органов государственной власти

·единое гражданство

·одноканальная система налогов

·единая судебная система

По способу организации местного управления унитарные государства могут быть:

·централизованными – отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов власти стоят чиновники, назначенные из центра

·децентрализованными – местные органы власти избираются населением и пользуются некоторой самостоятельностью

К унитарным государствам относятся: Украина, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Италия, Франция, Венгрия, Португалия, Латвия, Литва, Эстония.

19. Политический (государственный) режим: понятие, признаки, классификация

Политический (государственный) режим - элемент формы государства, показывающий систему взаимоотношений между государственной властью и населением страны. Политический режим характеризует политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

·степень участия народа в механизмах формирования политической власти

·гарантированность прав и свобод личности

·характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе

·следование принципу разделения властей

·учет интересов меньшинства при принятии политических решений

·доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти

·степень верховенства закона

·степень централизации государственной власти

·мера политического плюрализма

·наличие легальной оппозиции

В зависимости от методов осуществления государственной власти выделяют две разновидности политического режима:

· демократический – государство провозглашает и реально гарантирует широкий спектр прав и свобод личности

· антидемократический – государство если и провозглашает, то не предоставляет реальных гарантий прав и свобод личности

При демократическом режиме государство провозглашает и реально гарантирует широкий спектр прав и свобод личности.

Для демократического режима характерно:

·народовластие

·выборность и сменяемость органов государственной власти

·наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности;

·политический плюрализм (отсутствие единой официальной идеологии)

·гарантированность прав и свобод личности

·разделение властей

·децентрализация государственной власти

·учет мнения меньшинства, согласование при принятии решений

Демократический политический режим имеет две разновидности:

· либеральный (либерально-демократический) – господствует либеральный экономический режим, вмешательство государства в экономику минимально, а из всех прав человека преобладающее значение отдается праву частной собственности

· социальный (социально-демократический) – государство обязуется обеспечить поддержку социально незащищенных слоев населения, мнение меньшинства учитывается при принятии решений, в системе естественных прав личности отсутствует превалирование права частной собственности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.