Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие нормативных актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц




Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт – это письменный юридический документ, принимаемый специально уполномоченным органом в особом порядке, наделенный рядом обязательных реквизитов, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права и состоящий в иерархических отношениях с другими актами. К обязательным реквизитам относятся наименование, дата принятия, принявший орган, номер, текст, подпись принявшего лица.

В соответствии с определением можно выделить следующие признаки нормативно-правового акта:

·имеет письменную форму

·содержит нормы права

·исходит от специально уполномоченного государственного органа

·имеет особый порядок принятия (правотворчество)

·находится в иерархической системе

Различают следующие виды нормативно-правовых актов:

vпо юридической силе:

Ø законы – нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принятые законодательным органом государства

Ø подзаконные акты – нормативно-правовые акты, обладающие наименьшей по отношению к законам юридической силой.

vпо способам установления

Øпринятые государством

Øсанкционированные государством

Øпризнанные государством

vпо субъектам правотворчества

Øнормативно-правовые акты законодательных органов

Øнормативно-правовые акты исполнительных органов

Øнормативно-правовые акты правоохранительных органов

Øнормативно-правовые акты органов местного самоуправления

Øнормативно-правовые акты контрольно-надзорных органов

Нормативно-правовые акты не тождественны нормативным и правовым актам. Нормативный акт – это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий права (например, награждение, прием на работу). Правовой акт – это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий правил поведения (например, приговор суда)

Принято выделять четыре вида пределов действия нормативно-правовых актов:

· действие по предмету – это распространение нормативно-правового акта на те отношения, которые он регулирует.

· действие во времени – предполагает определение временных пределов возможности юридического воздействия норм права на общественные отношения. По общему правилу нормативно-правовой акт вступает в силу спустя определенное количество дней после его опубликования в официальном источнике (как исключение срок вступления нормативно-правового акта в силу может быть указан в самом акте или в специальном акте о введении в действие). По общему правилу срок действия нормы права не определен. С действием нормативно-правового акта во времени связано понятие обратной силы закона: по общему правилу закон обратной силы не имеет. Вместе с тем в уголовном и административном праве в отношении составов, устраняющих юридическую ответственность или смягчающих ее, закон обратную силу имеет. Нормативно-правовой акт прекращает свое действие при наличии одного из следующих условий:

oистечение срока, на который он были принят

oпризнание акта утратившим силу

oпринятие нового нормативно-правового акта, которому противоречит ранее принятый акт

oвступление в силу международного договора, которому данный акт противоречит

oпризнание акта неконституционным

oприостановление действия акта уполномоченными органами

· действие в пространстве – это распространение нормативно-правовых актов на территорию государства. По общему правилу федеральные нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию всего государства, а нормативно-правовые акты субъектов федерации – только на территорию субъекта.

· действие по кругу лиц – это распространение нормативно-правовых актов на тех или иных субъектов права. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от того, является ли их пребывание постоянным или временным.

42. Закон как форма (источник) права: понятие, признаки, виды

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принятый законодательным органом государства

От других нормативно-правовых актов закон отличают следующие признаки:

·имеет высшую юридическую силу в системе законодательства

·принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума

·регулирует наиболее важные общественные отношения

·содержит нормы первичного характера (т.е. устанавливает их впервые, другие акты в основном их детализируют)

·принимается в особом процессуальном порядке

Все законы можно условно подразделить на три категории:

· конституционные – законы, обладающие самой высокой юридической силой. Это конституции (основные законы государств) и законы, упомянутые в конституции в качестве конституционных

· органические – законы, принимаемые на основе бланкетных норм конституции, развивающие, дополняющие и конкретизирующие конституционные положения. В РФ имеют форму кодексов – кодифицированные федеральные законы

· простые (обычные, текущие) – все остальные законы

В российской правовой системе существуют следующие виды законов:

·Конституция РФ

·Федеральные конституционные законы

·Федеральные законы

·Кодексы

·Законы о ратификации и денонсации международных договоров

·Законы субъектов РФ и др.

43 Правотворчество: понятие, стадии, принципы

Правотворчество — это установленная процессуальная деятельность компетентных органов государственной власти, которая заключается в создании, изменении или отмене правовых норм.

В правотворческом процессе можно выделить следующие стадии:

·Законодательная инициатива — вынесение законопроекта в парламент уполномоченным на то органом или должностным лицом (в РФ это могут быть члены Гос. Думы, Совета Федерации, Президент, Правительство и др.). В странах с двухпалатным парламентом законопроекты могут вноситься как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента. В РФ внесение законопроектов происходит только в Государственную Думу

·Обсуждение законопроекта в парламенте. Обычно осуществляется в три чтения:

o1-е — принятие законопроекта к рассмотрению, обсуждение его концепции, актуальности, практической значимости, соответствия Конституции. Принятые в этом чтении законопроекты передаются для работы в парламентские комитеты или комиссии

o2-е — обсуждение принципиальных положений законопроекта, поправок, голосование по поправкам

o3-е — голосование за законопроект, допускается внесение только редакторских поправок

На каждом чтении законопроект может быть отклонен или возвращен на доработку

После принятия закона одной из палат, он передается другой палате. В случае возникновения разногласий между палатами по поводу закона создаются согласительные комиссии. Если соглашение не достигнуто, законопроект возвращается в нижнюю палату либо для преодоления вето либо для повторного рассмотрения через определенный срок

·Подписание и опубликование закона главой государства (промульгация). Глава государства обычно обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено путем достижения квалифицированного большинства на повторном голосовании в парламенте. В этом случае закон подлежит безусловному подписанию и опубликованию в официальном источнике.

Правотворчество должно осуществляться в соответствии с принципами:

·гуманизма — принимаемые законы должны защищать общечеловеческие ценности, права человека, создавать условия воплощения их в жизнь

·законности — нормативно-правовые акты должны приниматься уполномоченным на то государственным органом в особой процессуальной форме и соответствовать действующему законодательству и международным нормам права

·демократизма — право издавать законы принадлежит высшему представительному органу власти, либо непосредственно народу, нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты (кроме актов, содержащих государственную тайну) не применяются

·научности — разработка стратегии правотворчества, прогнозирование последствий, учет достижений юридической науки

·профессионализма — привлечение к работе над нормативно-правовыми актами специалистов в соответствующих областях знаний: юристов, социологов, политологов, экономистов и др.

·гласности — нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты (кроме актов, содержащих государственную тайну) не применяются

·системности — вновь издаваемые нормативно-правовые акты не должны противоречить действующему законодательству, дублировать его, содержать пробелы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.