КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие нормативных актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц
Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов Нормативный правовой акт – это письменный юридический документ, принимаемый специально уполномоченным органом в особом порядке, наделенный рядом обязательных реквизитов, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права и состоящий в иерархических отношениях с другими актами. К обязательным реквизитам относятся наименование, дата принятия, принявший орган, номер, текст, подпись принявшего лица. В соответствии с определением можно выделить следующие признаки нормативно-правового акта: ·имеет письменную форму ·содержит нормы права ·исходит от специально уполномоченного государственного органа ·имеет особый порядок принятия (правотворчество) ·находится в иерархической системе Различают следующие виды нормативно-правовых актов: vпо юридической силе: Ø законы – нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принятые законодательным органом государства Ø подзаконные акты – нормативно-правовые акты, обладающие наименьшей по отношению к законам юридической силой. vпо способам установления Øпринятые государством Øсанкционированные государством Øпризнанные государством vпо субъектам правотворчества Øнормативно-правовые акты законодательных органов Øнормативно-правовые акты исполнительных органов Øнормативно-правовые акты правоохранительных органов Øнормативно-правовые акты органов местного самоуправления Øнормативно-правовые акты контрольно-надзорных органов Нормативно-правовые акты не тождественны нормативным и правовым актам. Нормативный акт – это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий права (например, награждение, прием на работу). Правовой акт – это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий правил поведения (например, приговор суда) Принято выделять четыре вида пределов действия нормативно-правовых актов: · действие по предмету – это распространение нормативно-правового акта на те отношения, которые он регулирует. · действие во времени – предполагает определение временных пределов возможности юридического воздействия норм права на общественные отношения. По общему правилу нормативно-правовой акт вступает в силу спустя определенное количество дней после его опубликования в официальном источнике (как исключение срок вступления нормативно-правового акта в силу может быть указан в самом акте или в специальном акте о введении в действие). По общему правилу срок действия нормы права не определен. С действием нормативно-правового акта во времени связано понятие обратной силы закона: по общему правилу закон обратной силы не имеет. Вместе с тем в уголовном и административном праве в отношении составов, устраняющих юридическую ответственность или смягчающих ее, закон обратную силу имеет. Нормативно-правовой акт прекращает свое действие при наличии одного из следующих условий: oистечение срока, на который он были принят oпризнание акта утратившим силу oпринятие нового нормативно-правового акта, которому противоречит ранее принятый акт oвступление в силу международного договора, которому данный акт противоречит oпризнание акта неконституционным oприостановление действия акта уполномоченными органами · действие в пространстве – это распространение нормативно-правовых актов на территорию государства. По общему правилу федеральные нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию всего государства, а нормативно-правовые акты субъектов федерации – только на территорию субъекта. · действие по кругу лиц – это распространение нормативно-правовых актов на тех или иных субъектов права. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от того, является ли их пребывание постоянным или временным. 42. Закон как форма (источник) права: понятие, признаки, виды Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принятый законодательным органом государства От других нормативно-правовых актов закон отличают следующие признаки: ·имеет высшую юридическую силу в системе законодательства ·принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума ·регулирует наиболее важные общественные отношения ·содержит нормы первичного характера (т.е. устанавливает их впервые, другие акты в основном их детализируют) ·принимается в особом процессуальном порядке Все законы можно условно подразделить на три категории: · конституционные – законы, обладающие самой высокой юридической силой. Это конституции (основные законы государств) и законы, упомянутые в конституции в качестве конституционных · органические – законы, принимаемые на основе бланкетных норм конституции, развивающие, дополняющие и конкретизирующие конституционные положения. В РФ имеют форму кодексов – кодифицированные федеральные законы · простые (обычные, текущие) – все остальные законы В российской правовой системе существуют следующие виды законов: ·Конституция РФ ·Федеральные конституционные законы ·Федеральные законы ·Кодексы ·Законы о ратификации и денонсации международных договоров ·Законы субъектов РФ и др. 43 Правотворчество: понятие, стадии, принципы Правотворчество — это установленная процессуальная деятельность компетентных органов государственной власти, которая заключается в создании, изменении или отмене правовых норм. В правотворческом процессе можно выделить следующие стадии: ·Законодательная инициатива — вынесение законопроекта в парламент уполномоченным на то органом или должностным лицом (в РФ это могут быть члены Гос. Думы, Совета Федерации, Президент, Правительство и др.). В странах с двухпалатным парламентом законопроекты могут вноситься как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента. В РФ внесение законопроектов происходит только в Государственную Думу ·Обсуждение законопроекта в парламенте. Обычно осуществляется в три чтения: o1-е — принятие законопроекта к рассмотрению, обсуждение его концепции, актуальности, практической значимости, соответствия Конституции. Принятые в этом чтении законопроекты передаются для работы в парламентские комитеты или комиссии o2-е — обсуждение принципиальных положений законопроекта, поправок, голосование по поправкам o3-е — голосование за законопроект, допускается внесение только редакторских поправок На каждом чтении законопроект может быть отклонен или возвращен на доработку После принятия закона одной из палат, он передается другой палате. В случае возникновения разногласий между палатами по поводу закона создаются согласительные комиссии. Если соглашение не достигнуто, законопроект возвращается в нижнюю палату либо для преодоления вето либо для повторного рассмотрения через определенный срок ·Подписание и опубликование закона главой государства (промульгация). Глава государства обычно обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено путем достижения квалифицированного большинства на повторном голосовании в парламенте. В этом случае закон подлежит безусловному подписанию и опубликованию в официальном источнике. Правотворчество должно осуществляться в соответствии с принципами: ·гуманизма — принимаемые законы должны защищать общечеловеческие ценности, права человека, создавать условия воплощения их в жизнь ·законности — нормативно-правовые акты должны приниматься уполномоченным на то государственным органом в особой процессуальной форме и соответствовать действующему законодательству и международным нормам права ·демократизма — право издавать законы принадлежит высшему представительному органу власти, либо непосредственно народу, нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты (кроме актов, содержащих государственную тайну) не применяются ·научности — разработка стратегии правотворчества, прогнозирование последствий, учет достижений юридической науки ·профессионализма — привлечение к работе над нормативно-правовыми актами специалистов в соответствующих областях знаний: юристов, социологов, политологов, экономистов и др. ·гласности — нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные акты (кроме актов, содержащих государственную тайну) не применяются ·системности — вновь издаваемые нормативно-правовые акты не должны противоречить действующему законодательству, дублировать его, содержать пробелы.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |