КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства
Понятие и соотношение материального и процессуального, частного и публичного права Отрасли права можно по содержанию объединить в две категории: ·материальное право — сами нормы права, их содержание (гражданское, уголовное право) ·процессуальное право — определяет порядок реализации норм материального права (гражданское процессуальное, уголовное процессуальное право) Материальное право по отношению к процессуальному является первичным. Процессуальное право не может существовать без материального даже теоретически, материальное же право существовать может, однако функционировать оно будет не в состоянии. Обычно одна отрасль процессуального права обслуживает сразу несколько отраслей материального права. По тому, чьи интересы охраняет право различают (критерий Ульпиана): ·публичное право — охраняет государственные интересы (конституционное, административное, уголовное, международное публичное право). К отличительным чертам можно отнести: oимперативность oобщественные интересы oодностороннее волеизъявление субъектов oпреимущество карательных (штрафных) санкций oцентрализованность урегулирования ·частное право — охраняет интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, международное частное право). К отличительным чертам можно отнести: oдиспозитивность oличные интересы oюридическое равенство сторон oпреимущество правовосстановительных санкций oдецентрализованность, определение условий поведения субъектами самостоятельно В настоящее время нельзя строго отделить частное право от публичного — публично-правовые элементы присутствуют в частном праве, и наоборот (например, лишение родительских прав, взыскание алиментов — это публично-правовые элементы в частном семейном праве). Разделение на частное и публичное право возможно не всегда — англо-саксонская правовая семья не предполагает подобного деления. Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Можно выделить следующие системы законодательства: · горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права · вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты) · федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов: oфедеральные oакты субъектов федерации oакты органов местного самоуправления · комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство) Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними: ·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем ·элементом системы права является норма права, а элементом системы законодательства — нормативно-правовой акт ·система права является содержанием права, а система законодательства — формой ·система права первична по отношению к системе законодательства ·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях 48. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды Систематизация законодательства — это упорядочивание нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация производится с целью повышения удобства пользования нормативными актами на практике, устранения коллизий и пробелов в праве. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положена и юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права). В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов). Выделяют три вида систематизации: · инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, официозную (полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа, и неофициальную инкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства · кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы. Различают всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и специальную кодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов · консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией 49. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления Пробел в праве — это отсутствие в действующем законодательстве нормы права, регулирующей требующее правового регулирования общественное отношение. Отличительные особенности пробелов в праве: ·общественные отношения должны требовать правового урегулирования ·отсутствие нормы права, под действие которой подпадают данные общественные отношения ·отсутствие запрета на восполнение пробела в данной сфере (например, в Уголовном кодексе перечислен исчерпывающий список преступлений, следовательно, отсутствие в нем какого-либо деяния не является пробелом) Пробелы могут возникать по следующим причинам: ·невозможность охватить все жизненные ситуации ·недостатки юридической техники ·отставание законодателя от стремительно развивающихся общественных отношений Пробелы в праве в разных правовых системах устраняются по-разному: в системе общего права (англосаксонской) пробелы восполняются судебной практикой, судебным прецедентом; в континентальной системе права (романо-германской) пробелы в законодательстве устраняются путем принятия недостающей нормы права. Однако правотворческий процесс требует времени, поэтому на практике применяют восполнение пробелов двумя способами: · аналогия закона — применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии нормы, регулирующей сходные общественные отношения · аналогия права — применяется только при невозможности применения аналогии закона, когда отсутствует сходная норма права. Дело в таком случае решается на основе общих принципов права (принципов справедливости, разумности, гуманизма и пр.) Аналогия закона и аналогия права — исключительные средства. Для их применения необходимо сначала установить наличие пробела в праве, затем попытаться применить аналогию закона и лишь после этого — аналогию права. В решении по делу при этом дается мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Решение дела по аналогии не является устранением пробела в праве, это лишь его восполнение. Институт аналогии имеет ограниченное действие. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |