КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Естественно, что для этнокультурной тематики программ телевидения требуется материал, особые формы его подготовки и подачи
Естественно, что для этнокультурной тематики программ телевидения требуется материал, особые формы его подготовки и подачи. Современная наука совместно с другими общественными институтами осуществляет для этого различные проекты. Например, благодаря ученым и работникам сферы киноискусства реализуются специальные этнические телепроекты, в частности, «Фольклор в кино». Так, знакомству с этнокультурой способствует экранизация фольклорных произведений. Она обусловлена сложившейся в последнее время специфической ситуацией. Дело в том, что практически прекратилось живое бытование многих традиционных форм русского фольклора (сказки, былины), но именно к этим жанрам чаще всего обращаются создатели кино- и мультипликационных произведений. Таковы материалы российских анимационных экранизаций фольклора, созданных в 2000-е гг. («богатырская трилогия», полнометражный мультфильм «Бабка-Ёжка и другие», сериал «Маша и Медведь» и т. п.). Возникает ряд закономерных вопросов. Насколько аутентична аудиовизуализация традиционного фольклорного произведения с его текстовым наполнением невербальными, внетекстовыми реалиями. Как работает механизм медиа, создавая собственный продукт из привнесенного из другой культурной традиции материала? В этом же ряду и проблемы воссоздания фольклорных образов и сюжетов в мультипликации. Дело не только в трудностях аудиовизуализации письменных вариантов изначально устного текста: идейное содержание и художественная форма экранизаций определяются как общей историко-культурной обстановкой, так и индивидуальными предпочтениями создателей мультфильмов. Обращение к зрительской рецепции позволило показать, что фольклорные экранизации не ограничиваются искажением источника и распространением псевдофольклорного знания, они способствуют также формированию новых форм массовой устности, которые представляют, так называемый, медиафольклор. [20] Как это не удивительно, свою роль в судьбе этнокультуры может сыграть и реклама. За последние десятилетия реклама заняла важное место в нашей жизни. С её помощью нас информируют о многих сторонах жизни. При этом нередко используются этнические стереотипы. Глядя на рекламу или слушая ее, как правило, находим в ней что-то уже знакомое (традиционные костюмы, манеру поведения и др.). В рекламе отчётливо видим позиционирование: «своё»/ «чужое», «благополучие»/ «упадок» и др. С помощью этнических стереотипов реклама может быть обращена к различным этническим группам. Содержание ее может быть одинаковым для разных групп, но благодаря правильной расстановке этнических акцентов она может оказывать неодинаковое воздействие на представителей разных этнических групп.[21] Учитывая эффект тиражирования рекламы, кстати, не только на телевидении, можно использовать ее для продвижения этнокультурной информации. Современные способы сбора этнокультурной информации дает и специальный раздел этнографии, так называемая, визуальная антропология.Речь идет о видеодокументировании. Оно является наиболее избыточным и достоверным материалом для построения на его основе сообщений разного вида и жанра. Главная цель, к которой стремятся визуальные антропологи, – передача зрителю своего впечатления от соприкосновения с событием, в которое им позволили войти представители культуры. [22] Например, это аудиовизуальная фиксация традиционного праздника (как в случае с праздником казаков-некрасовцев п. Новокумского Ставропольского края). [23] Способствует этому и специальный этнопроект под названием « ЭтноКино». Это образовательный этнокультурный проект, направленный, в том числе на привлечение молодежи к этнографическим исследованиям и видеофиксации уникальных культурных традиций различных народов России. Результатами проекта, помимо приобретенного молодыми участниками опыта (как задела для самостоятельной деятельности в будущем), является создание альманаха документальных фильмов на темы этнографии различных народов, включающих 7–10 короткометражных фильмов за сезон, актуальных для последующей популяризации в образовательных, кинематографических, научных и других гуманитарных процессах, а также для дальнейшего развития проекта «ЭтноКино». Так, проект «ЭтноКино» проводится с 2008 г. на территории Урала и Сибири. В 2007–2008 гг. он был связан с темой «Традиционные праздники», в 2009–2010 гг. – основная тема проекта – «ЭтноПортрет». Различные сезоны предполагают методологическое, тематическое и географическое развитие проекта. Основные компоненты проекта «ЭтноКино» – медиа-образовательный, творческий, исследовательский. Основные методы проведения проекта «Этно- Кино» – теоретический (лекции, семинары, индивидуальные занятия, просмотры) и практический (полевая киношкола, монтаж фильмов альманаха). Преподавателями проекта «ЭтноКино» являются профессиональные этнографы и кинематографисты. В ходе реализации проекта «ЭтноКино» происходит также формирование цифрового архива аудио-, видеоматериалов по этнографии, доступного для широкого пользования. Специфическая цель проекта «ЭтноКино» – сохранение уникальных явлений традиционных культур на территории многонациональной России, а также содействие их популяризации и самовыражению. [24] Некоммерческая популяризация результатов проекта происходит также для широкой аудитории через ресурсы СМИ и Интернет. Региональные телерадиокомпании обладают большей возможностью использовать тему народного творчества в вещательной политике, препятствующей размыванию специфики локальных культур, в том числе и этнокультур. В современном мире глобализация телеиндустрии представляет собой глобализацию «вглубь» и «вширь» в тех регионах, где происходит телевещание, и интеграцию коммуникационных конгломератов в глобальную сеть. В новых условиях постсоветского периода организаторам деятельности в сфере СМИ необходимо знать и использовать устойчивые представления телезрителей, связанные с существующими традициями и особенностями данного региона, типообразующие признаки новой региональной системы телекоммуникаций: содержательную и организационную структуры телекомпаний, цели и задачи вещания. Данные проблемы актуальны для Государственной телерадиовещательной компании «Адыгея». Заметным событием в ее деятельности была реализация телепроекта «Этно-Эрато» (2010г.). Это Международный конкурс этнического костюма, к которому было приковано внимание всех местных СМИ. Таким образом, проводником этнокультуры может стать и отдельный ее элемент В настоящее время получила распространение мобилография как способ визуального исследования. Широкое распространение техники, позволяющей фиксировать каждый момент жизни человека и окружающее его пространство, не позволяет обойти вниманием такой способ отображения действительности, как камера мобильного телефона. Поэтому владелец мобильного телефона фотографирует необходимую ему информацию, основываясь исключительно на собственных потребностях и ощущениях и создавая тем самым «банк изображений» своей жизни. Например, в Санкт-Петербурге было проведено экспериментальное визуальное исследование жизни группы подростков в возрасте 15–18 лет. Подросткам было дано задание рассказать о себе, фотографируя «Один день своей жизни», в ходе которого они снимали самые характерные моменты их жизни. Также исследуются и изображения, которые создавались в другое время. Этнические телепроектыесть и на канале «Культура». Выпущено 4 документальных фильма из цикла «Духовные основы мировых цивилизаций»: «Католицизм», «Древние церкви востока» (2008), «Православие», «Протестантизм» (2000, по 52 мин.). С недавних пор на этом телеканале идет программа под названием «Пряничный домик» (о народных ремеслах) Также интересен телепроект « Танцующая планета», транслировавшийсяна канале Россия 1. Ведущий Александр Пухов отправляется в кругосветное путешествие, чтобы понять, почему люди на нашей планете такие похожие, а танцы – такие разные. Были выпуски, посвященные этнохореографии Чеченской Республики, Кубы, Австрии (Вена). На канале ТВЦ была реализована программа «Границы государства»Для целей гармонизации межнациональных и межконфессиональных было создано 8 серий телевизионного фильма «Границы государства» о религиях и верованиях народов России. На ТВ Центр, ТВ Столицаможно было видеть4 ролика по 30 сек. Каждый в рамках программы «Моя столица - все краски народов страны». Есть своиособенности вещания этнокультурных телевизионных программ в российских регионах. Так, телерадиокомпании «Новый век» (ТНВ), которая вещает с территории Татарстана, занимается вещанием этнокультурного продукта на российские регионы. Исторически большая часть татар проживает за пределами Татарстана. Потребность в информации о Татарстане, в вещании на родном языке очевидна, и потому было принято решение создать спутниковый телерадиоканал на территории республики. Через спутник сигнал ТНВ распространяется на российские регионы, кроме того, телепрограммы смотрят в Эстонии, Литве, Латвии, Казахстане, Финляндии, Турции, Италии, Испании, Германии. Особенность вещательной политики ТНВ – двуязычность, то есть канал, должен быть интересен, как русскоязычной, так и татароязычной аудитории. Для решения проблем этнокультурного вещания на телевидении, вообще в СМИ, важная роль принадлежит круглым столам, конференциям. Так, в мае 2012 г. в Тюмени в рамках межрегиональной научно-практической конференции состоялся семинар в форме «круглого стола» на тему «Вопросы взаимодействия средств массовой информациис национально-культурными объединениями». В Москве еще раньше, 23 ноября 2011 году состоялась Заключительная конференция, посвященная итогам трехлетней программы (2009-2011) Совета Европы и Европейского союза «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества».Главной задачей программы являлось обсуждение вопросов ратификации Россией Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, роль в этом процессе СМИ. Роль СМИ в пропаганде культуры малых народов и в сохранении их творческого наследия. Создание СМИ на языках коренных малочисленных народов. В поиске тем этнокультурного характера важная роль принадлежит различным конкурсам на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития. Таковым был, например, конкурс «СМИротворец-2011». Конкурс был объявлен Министерством регионального развития РФ проводит IV Всероссийский конкурс средств массовой информации на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития «СМИротворец-2011» (далее – конкурс).К участию в конкурсе допускались материалы, освещающие вопросы этнокультурного развития и взаимодействия народов, этнических групп, интересного опыта работы в этой сфере, опубликованные в СМИ (периодической печати или прошедшие в теле- и радиоэфире федеральных, областных, районных, этнических СМИ) в период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года. В Уфе в августе 2013 г. прошел Всероссийский телефестиваль «Голос Евразии». Крупнейший в стране форум журналистов организован Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией при поддержке Президента и Правительства Республики Башкортостан. Основная цель фестиваля – поиск и представление ярких работ этнографической и культурологической тематики, новых имен, оригинальных режиссерских концепций в создании творческих проектов. Фестиваль будет способствовать повышению профессионального уровня его участников, обмену опытом создания теле- и радиопроектов на национальных языках, объединению представителей разных регионов в деле сохранения традиций и обычаев народов России. В рамках фестиваля было предусмотрено проведение мастер-классов, конференций ведущих журналистов, круглых столов по вопросам национального вещания и современных тенденций конвергентной журналистики[25].
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |