Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление в России с начала XIII века до 1917 года




Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель - привести гос. строй и администр. управление в соответствие с новой социал. структурой, в к-ой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления "либеральной бюрократии" продолжить политич. модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистич. отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская. реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства), к-ые находились под контролем централ. и местной властей. Они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Городская реформа. "Городовое положение" 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы, к-ые занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. "Новые судебные уставы" 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда и его независимость. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные гос. и политические преступления рассматривались в судебное палате. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судеб. практике.

Военная реформа. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

Реформы в сфере образования и печати. В 1864 г. были изданы "Устав гимназий" и "Положение о народ. училищах", регламентировавшие начальное и среднее образование. Наряду с гос.и возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам.

В 1865 г. были введены "Временные правила" о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Проведенные преобразования начали закладывать основу для эволюцион. пути развития страны. Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутр. дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к гос. делам, проявил себя как незаурядный военный. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели.

Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению гос. безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян.

В XX столетие Россия вошла в статусе абсолютной, неограниченной монархии. Ее политическая система не отвечала экономическим и социальным реалиям и требовала коренного обновления. Большие надежды в этом отношении в российском обществе связывались с вступлением на престол Николая II (1894—1917). Однако уже в одном из первых своих публичных обращений разговоры о создании представительного правления в России император назвал «бессмысленными мечтаниями».

Отказ от конституционных реформ в сочетании с нежеланием удовлетворить социальные требования рабочих и крестьян и военными поражениями вверг Россию в пучину революции, начавшейся в январе 1905 г. Она наконец заставила правительство пойти на создание представительного органа власти. 6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Гос. думы. Но вопреки первоначальным обещаниям дума наделялась не законодательными, а лишь законосовещательными полномочиями. Кроме того, избирательных прав лишались наемные рабочие. Подобная уступка не могла остановить нарастания революционного движения. Во время Октябрьской стачки С.Ю. Витте сумел убедить Николая II дать Гос. думе законодательные полномочия, а также увеличить число людей, имеющих право голоса на выборах в нее. Так появился знаменитый Манифест 17октября 1905 г. «Об усовершенствовании гос. порядка», положивший начало российскому парламентаризму.

После 1905 г. начинает формироваться партийная система. Первые политические партии возникли еще в XIX в., однако действовали они нелегально. Отсутствие демократических свобод и возможностей для нормальной политической дея-ти привело к тому, что первона­чально появились партии социалистической и революционной ори­ентации, национальные партии, и только после начала революции 1905—1907 гг. стали создаваться политические партии, выражавшие интересы буржуазно-помещичьих кругов. Лишь несколько партий превратились в достаточно крупные общероссийские политические орг-ции.

В августе 1915 г. Николай II сместил с должности верховного глав­нокомандующего великого князя Николая Николаевича и возложил эту обязанность на себя. Обострение экономического кризиса, про­должающиеся неудачи на фронте, неспособность правительства спра­виться с нарастающими трудностями подрывали авторитет монархии, вызывали рост народного недовольства в стране. Николай II надеялся найти выход из создавшегося положения кадровыми перестановками. За время с начала войны и до свержения монархии в стране сменились четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра юстиции, три гос. контролера, два ми­нистра торговли и промышленности, четыре министра земледелия, три министра путей сообщения, четыре обер-прокурора Синода, че­тыре военных министра, три министра иностранных дел, два верхов­ных главнокомандующих и два начальника штаба Ставки. «Министер­ская чехарда» окончательно дестабилизировала положение в стране, система гос. управления была парализована.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.