Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в советский период




 

Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ­ленная большевиками на рубеже 1910—1920-х гг., позволила остано­вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонац. гос-ва. Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всерос.съезд Советов принял резолюцию «О феде­ральных учреждениях Российской республики». На основе добров. союза народов учреждалась Рос. Советская Федера­тивная Социал. Республика (РСФСР).

10 июля 1918 г. V Всерос.съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон­ституции РСФСР; III. Конструкция совет.власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Совет.гос-во диктату­рой пролетариата, закрепляла первые экон.е преобра­зования совет.власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Гос. устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всерос.съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч­ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство — Совнарком, к-рый составляли возглавлявшие от­раслевые наркоматы народ.комиссары. Органами власти и управ­ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнит.комитеты.

Правительством РСФСР являлся Совет народ. комиссаров. Кон­ституция РСФСР 1918 г. закрепила ответственность СНК перед Все­рос. съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отме­нять или приостанавливать любое решение правительства.

В систему центр.гос. учреждений РСФСР вхо­дили наркоматы, к-рые являлись органами отраслевого управле­ния. Вскоре после II Всерос. съезда Советов в системе нарко­матов произошли частичные изменения. Создание сов. отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 г. Конституция РСФСР утвердила систему центральных гос. органов в составе 18 наркоматов. Одновременно она оп­ределила правовое положение наркоматов и их руководителей.

Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны характеризовалась активным вмешательством гос-ва в экономи­ческие процессы. Расширение масштабов Гражданской войны, переход к национали­зации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшее усиление централизации управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Значительную роль в нем стали играть главные управления и комитеты — главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями.

К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи су­ществовало несколько советских республик, находившихся в тесных договорных отношениях с РСФСР: Украинская, Белорусская, Азер­байджанская, Армянская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Между ними сложились военно-политический, хозяйственный и дипломатический союзы. Особенность гос. управления этого периода заключалась в том, что управленческие структуры РСФСР выполняли роль общегос. органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управле­ния РСФСР.

Решение о необходимости разработки и принятия союзной Кон­ституции было принято I Всесоюзным съездом Советов в декабре 1922 г., а 6 июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР и она фак­тически вступила в силу. Тогда же были образованы Совнарком СССР и общегос. наркоматы. Окончательно Конституция СССР была принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г.

Формирование однопартийной системы породило процесс сращивания гос., сов. аппарата с партийным. Важнейшие политические и экономические вопросы сначала реша­лись на съездах партии, а уже затем проводились через съезды Сове­тов. Система партийных органов повторяла систему гос. органов. На высокие гос. должности назначались или избирались только члены партии. Со временем советские органы пре­вратились в рычаг управления гос-вом со стороны партии.

Как и большинство реформ, проводимых в России, предпри­нятая большевистской властью в начале 1920-х гг. в рамках нэпа экономическая реформа оказалась незавершенной. В конце 1920-х гг. в результате отказа верхов правящей партии от нэпа советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом к-ого явились командно-бюрократическая система и тоталитарный политический режим 1930—40-х гг. Именно в тоталитарной направленности теории и практики большевизма, в его стремлении насильственными методами соз­дать новое общество необходимо искать одну из главных причин установления тоталитарного режима в СССР.

Отмеченные выше особенности развития сов. гос. строя, связанные с начавшимся в конце 1920-х гг. процессом формирования административно-командной системы управления и усилением тоталитарных тенденций, в полной мере проявились в 30-е гг., определив на многие десятилетия характер развития сов. общества. Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систе­му высших органов власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом гос. вла­сти стал Верховный Совет СССР, первые выборы в к-ый были проведены в декабре 1937 г.

По аналогии с прежним Союзным ЦИКом Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной инициативы. Основной фор­мой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созывае­мые согласно Конституции два раза в год. Конституция 1936 г. по сравнению с первой союзной консти­туцией существенно расширила полномочия общесоюзных орга­нов. У союзных республик было изъято право на издание своих Кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административ­но-территориального устройства.

Специфику сов. строя составляло при­нятие совместных партийно-гос. нормативных ак­тов — постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства СССР, имев­ших силу закона.

К концу 30-х гг. партия тратила остатки демократиз­ма и постепенно превращалась в полувоенную по своему устрой­ству и принципам организацию (в «орден меченосцев», по опре­делению Сталина), в к-рой все дела вершились узким кругом партийной элиты, а рядовые члены партии полностью были от­решены от выработки парт.политики. Под воздействием происходивших трансформационных процессов в сов. госу­дарственном строе менялся и полит. облик партии ком­мунистов.

Гос.управление в 30-е гг. функционировало на осно­ве пятилетних планов, имевших силу закона. Система гос.управления строилась в это время, так же как и позднее, на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭРЛО, ГПУ и др.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руко­водства с преобладанием одного из них.

С началом ВОВ в связи с введением военного положения на всей европейской части страны (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.) особая роль в системе гос. управления отводится военным властям. Эффективность работы сов. гос. управления в годы ВОВ во многом объяснялась максимальной централизацией системы власти и управления. В годы войны окончательно складывается культ личности Сталина.

В начале 1946 г. Сталин публично заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Послевоенные годы отмечены рядом изменений в структуре гос. власти и управления. Изменения касались в основном положения и структуры органов исполн. власти. В марте 1946 г. на основании внесенных в Конституцию СССР изменений и дополнений Совет Народ. Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, совнаркомы союзных и автон. республик — в советы министров союзных и автономных республик.

Проводимые сразу после смерти Сталина первые реформы были связаны прежде всего с процессом десталинизации, преодолением последствий культа личности, изменением приоритетов во внутренней и внешней политике гос-ва. Усиленно подчеркивалась необходимость восстановления принципов кол. руководства.

Обстоятельства сложились так, что во главе этого процесса оказался Н. С. Хрущев, с именем к-ого связывают начало демократического обновления сов. общества.

Период после XX съезда партии был отмечен дальнейшей демократизацией жизни сов. общества. Именно в это время был осуществлен ряд мер по децентрализации управления, предусматривавших делегирование функций, ответственности и прав местным органам власти. Значительно расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. Только в 1954—1956 гг. из союзного подчинения в республиканское было передано свыше 15 тыс. предприятий. Активизировалось участие союзных республик в общегосуд. делах. В 1957 г. были приняты законы, предусматривавшие введение в состав Совета Министров СССР председателей Советов Министров ССР, а в Верховный суд СССР — председателей верх.судов союзных республик. Тогда же по решению Верх. Совета СССР была восстановлена национ. государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского и чеченского народов.

Смена руководства страной в середине 60-х гг., означавшая победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, привела к дальнейшему усилению позиций партийно-гос. номенклатуры. Реформы Хрущева вели к значительному ослаблению руководящей роли партии в различных сферах управления, что вызывало раздражение и законный протест партноменклатуры. Через месяц после смещения Хрущева в ноябре 1964 г. Пленуме на ЦК КПСС было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на «сельские» и «промышленные» и пе­рестройке их работы на основе прежнего территориально-произ­водственного принципа. Тем самым восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства — ЦК, обком, райком. Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы на привычных для аппарата организац.основах советские, комсомольские и профс. орг-ции и учреждения. Параллельно с реорганизацией партийного и сов. аппарата брежневское руководство попыталось провести экономические реформы, в известном смысле позволяющие говорить о наличии в этот период в руководстве страны временного консенсуса между консерваторами и технократами. В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена в ней новыми формулировками, которые обосновывали построение в СССР «развитого социалистического общества» и «общенародного гос-ва». В Конституции были закреплены новые формы «непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Гос.устройство СССР по новой Конституции осталось без каких-либо изменений. Расширялись права Верх. Совета СССР, к-ый наделялся правом высшего контроля за деятельностью гос. аппарата.

В конце 70-х — начале 80-х гг. усилилась консервация политических и гос. структур. Это сделало очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, к-ый приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан.

В конце 80-х годов развитие демократических процессов способствовало созданию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.