Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные школы управления




Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1 этап. Экон. учение дорын. эпохи - включает экон. учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки – меркантилизм (от итал. «меркани» – торговец). Основная сфера, создающая богатство – сфера обращения. Богатство страны приумножается в результате внешней торговли. Мерк-изм в своем развитии прошел два этапа: монетаризм и протекционизм. Представители мерк-зма: Т. Мен, А. Монкретьен, Ж-Б. Кольбер; в России – Ордын-Нащекин, Петр I, И. И. Посошков. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, к-ые источником общ. богатства признавали пр-дство, причем только в сельском хозяйстве. Основоположник школы - Франсуа Кенэ.

2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс эконом. наука, начало к-ой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон. теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у к-ого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый эконом. субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность числен. рабочих по зараб. плате (ЗП) меньше единицы, т. е. увеличение ЗП, ведет к увеличению раб. силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максим. прибыли; ЗП определяется спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон. учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако нек-ые положения или устарели, или изначально были ошибочным

3 этап. Период развития учения о регулировании рын. экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон. либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи соц.контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. рег-ния эк-ки. Опирался на то, что рын. эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление - Неолиберализм - сторонники к-ого отстаивают принцип саморегулирования. Во-1, они исходят из того, что рынок как наиболее эффект. система хоз-тва создает наилучшие условия для экон роста; Во-2, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон дея-ти. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в к-ой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства гос-тва в экон. Сторонники считают, что рын.механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между пр-вом и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эф-сти. Другое направл - неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания гос. регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть - в сочетании гос. и рын. регулирования эк-ки. Сочетание гос. производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

7. Сущность, содержание и характеристика управления. Взаимосвязь понятий «управление», «руководство» и «менеджмент»

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рын. эк-ки, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффект.производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимал.результатов.

Управление - это процесс планирования, орг-ции, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей орг-ции (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, орг-ции, мотивации сотрудников и контроля.

В последние годы понятие "менеджмент" прочно вошло в наш обиход, стало привычным для российской деловой жизни и нередко используется наряду и наравне с понятием "управление". Более того, русское слово "управление" и английское "менеджмент" некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько различается, в связи с чем следует подробнее остановиться на этом.

Термин "управление" традиционно используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах.

В то же время, употребляя, термин "менеджмент", мы должны следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Имеет место новая философия, действуют иные системы ценностей и приоритетов. Речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемого на базе индустриальной орг-ции производства или коммерции.

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;

объект управления получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации.

Руководство - это целенаправленная деятельность менеджера, к-ый возглавляет некую организацию (предприятие), которая осуществляется с помощью методов и функций менеджмента, коммуникаций, при помощи принятия личных управленческих решений.

Руководство в менеджменте - это процесс властного влияния одного работника (руководителя) на трудовую деятельность других.

Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется применительно к предпринимательским структурам, то для других целей за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование". Тем не менее гос., общественные и иные орг-ции также должны использовать некоторые принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат, высокой эффективности функционирования и гос. регулирования. Для более глубокого уяснения сущности понятия "менеджмент" следует уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.