Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11 3 страница




И долго я стоял у речки, И долго думал, сняв очки: «Какие странные дощечки И непонятные крючки!»

Г.И. Богин в центр анализа помещает мысль о «другом тек­сте», заимствованную у Л. Витгенштейна. Этот «другой текст»

23 См.: Богин Г.И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982; Он же.
Типология понимания текста. — Калинин, 1986; Схемы действия читателя при
понимании текста. — Калинин, 1989.

24 Борее Ю. Художественная рецепция и герменевтика. По мнению Ю. Бо-
рева, опыт герменевтики для интерпретации художественного произведения
заключается в том, что этот метод «1) ставит вопрос о том, что следует видеть
за текстом: авторскую личность? вопросы современной эпохи... породившей
данное произведение? культурную традицию? и т.д.; 2) дает методологические
принципы интерпретации; 3) ориентирует на выявление конкретно-историчес­
кого содержания культуры; 4) направляет критика на неэмпирический, цело­
стный, концептуально-философский подход к произведению; 5) способствует
применению текста в современной культурной жизни». См.: Теории, школы,
концепции. (Критические анализы.) / Художественная рецепция и герменевти­
ка. - М., 1985. С. 62-63.


МЕТОД ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ



виден уже в семантизации слов» «Я шел зимою вдоль болота» («Человек «...двигался пешком по берегу болота, которое по слу­чаю мороза замерзло, а потому и затвердело»). Далее, «...реци­пиент отрефлектирует опыт использования в речи однородных членов предложения и заметит в стихотворении Хармса» пред­метную разнородность «...грамматически однородных членов»: Один — «В галошах, в шляпе и очках»; другой — «Присел, под­прыгнул и исчез».

В этом случае становится понятным, что «...стихотворение — «юмористическое», но если «мерить прогресс понимания мерой непонимания, то придется признать, что мы еще очень далеки от полной интерпретации. Уменьшить непонимание сможет тот, кто попытается соединить непосредственное восприятие с лин­гвистическим анализом текста и конечным" умозаключением. Перед нами зрелище странного героя-интеллигента — «в гало­шах, шляпе и очках» и «кого-то», кто «проносится по речке» на «металлических крючках» и быстро исчезает в лесу, к ногам при­делав две дощечки.

Вспоминая терминологию эпохи «спринтеров», чемпионов, «передовиков» и «попутчиков», обратимся вновь к тексту, что­бы отчетливо различить парадигму: «Старое воззрение на мир / Реально обновляемый мир». Эта парадигма включает в себя «це­лую россыпь малых парадигм».

Нам есть еще что понять в размышлении «...над прекрасной миниатюрой поэта-рыцаря нового мира, погибшего при развер­тывании совсем других парадигм от имени все того же нового мира»25. Иначе говоря, фрагмент статьи Г.И. Богина возвращает нас в герменевтический круг.

Движение между читательским и авторским восприятием в процессе «непонимания» и «предпонимания» ведет к «понима­нию» текста, которое никогда не бывает полным.

25 Бовин Г.И. К онтологии понимания текста // Вопросы методологии. № 2. 1991. С. 35.

 



Тема 12


Вопросы к теме: 1. Сравните выражения: женское сердце — сердце женщины; часовой — человек на часах; капи­танская дочка — дочь капитана; собачье сердце — сердце собаки; железный поток — поток железа. Почему переводчик выбрал для рассказа Дж. Лон­дона название — «Сердце женщины», Н.С. Лес­ков — «Человек на часах», А.С. Пушкин — «Ка­питанская дочка», М.А. Булгаков — «Собачье сердце», а А.С. Серафимович — «Железный по­ток»?

2. Проследите герменевтический круг, который
совершило ваше воображение при поисках от­
вета на предыдущий вопрос.

3. Отметьте случаи расхождения предпонимания
с пониманием и их совпадения при знаком­
стве с заглавиями произведений «Аристократ­
ка» М. Зощенко, «Солнечный удар» И. Буни­
на, «Двенадцать» А. Блока. Приведите соб­
ственные примеры движения по герменевти­
ческому кругу и его отличия от логического
круга.

Литература по теме

1. Богин Г. И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. —
М., 1988.

3. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991

4. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

5. Нефедов Н.Т. Литературная герменевтика // История зарубежной
критики и литературоведения. — М., 1988.

6. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. Литературно-
теоретические исследования. — М., 1992.


МЕТОД ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ



Дополнительная литература

1. Орнатский Ф. Учение Шлейермахера о религии. — Киев, 1884.

2. Dilthey W. Gesammelte Schriften. — Stuttgart, 1958.

3. her W. Der Akt des Lesens. — Miinchen, 1994.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: форма и материал, прием,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.