Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читатель




Произведение



Текст (от лат. textus, textum — ткань), письменный или печатный, — форма существования произведения словесного искусства.

Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — категория, обозначающая взаимодействие системных элементов, взятых в знаковом, семиотическом аспекте. Теория коммуникации получила быстрое развитие в последние десятилетия XX века в связи с успехами кибернетики и компьютеризации. В лингвистике, психологии, этнологии выявлен широкий спектр функций и возможностей коммуникации. В литературе коммуникация — условие взаимодействия элементов, средство осуществления прямых и обратных связей системы.

Система (от греческого — целое, составленное из частей). Система — совокупность элементов, находящихся в связях и во взаимных зависимостях. Основное свойство системы состоит в том, что система больше суммы ее частей.

Построение «общей теории систем» принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л. Берталанфи (1901—1972), применившему формальный аппарат термодинамики к биологии и разработавшему общие принципы поведения систем и их элементов.

Среди главных — принцип целостности и всеобщей зависимости, наличие системообразующих факторов, иерархии, несводимости свойств системы к сумме свойств ее элементов, относительной самостоятельности элементов, являющихся по отношению к системе подсистемами. Совокупность отношений между элементами образует структуру системы:


Понятийный словарь




Традиция Произведение

итатель

Автор

Реальность

Системный подход направление методологии, в основе которого лежит исследование систем, В научный обиход вошел в последние десятилетия XX века в связи с открытиями в термодинамике (Нобелевская премия И. Пригожина).

Структура ~ основное свойство объекта, его инвариант, абстрактное обозначение одной и той же сущности, взятое в отвлечении от конкретных модификаций-вариантов.

Метод (от греч. через лат. methodus — «следование + путь») — способ построения и обоснования системы научного знания, в данном случае о литературе и ее истории.

Смысл — фундаментальная категория бытия. В литературе возникает на пересечении плоскостей «своего» и «чужого» сознания и слова.

Диалогизм предельно широкий принцип, утверждающий наличие смысла в общении. Диалогизм отличается от «диалога как одной из композиционных форм речи». Диалог человека с людьми, миром и Творцом описан М.М. Бахтиным как соприкосновение и контакт личностей, наделенных неповторимыми голосами. Исключительно важной является категория границы «своего» и «чужого» сознаний, где происходит «смена говорящих субъектов». Согласно М.М, Бахтину автор и герой вступают в диалогические отношения. При этом возможно «пересечение» плоскостей речи автора и речи героя. Обобщая этот частный момент, можно сказать, что смысл возникает на пересечении плоскостей. «Отношение к смыслу всегда диалогично» — таков основной тезис ученого.

Внутренняя форма — один из признаков значения слова, соединившийся с его звучанием. Наличие разных слов для обозначения одного и того же явления иллюстрирует этот феномен. А.А. Потебня определял внутреннюю форму как «образ образа», «представление».

«Внутренняя форма» является глубинной моделью возникновения смысла слова. Следуя традиции В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни, Г.Г. Шпет рассматривает «внутреннюю форму» в качестве важнейшего элемента структуры слова. Воспринятый как динамическая структура, смысл слова оказывается подвижным. Актуальное значение слова предстает тем самым лишь как одна из граней его смысла. В ходе литературной коммуникации возникает «третий род истины», когда



Понятийный словарь


знак (слово, жест, их сочетание) перестают быть только «понятием» или только «представлением», оказываясь «между представлением и понятием» (Г. Шпет).

Рецепция пересечение воздействия и восприятия, «воссоздания» и «пересоздания», приводящее к порождению смысла.

Художественный мир — это взаимоотношение процессов генезиса (Автор М —► Произведение) и функционирования (Произведе­ние —► Читатель) в системе «литература». Художественный мир может быть представлен в виде символической статико-динамической модели произведения или творчества.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1. Литература как вид словесного творчества.

2. Литература как система.

3. История изучения литературы как системы.

4. Специфика литературной коммуникации.

5. Категория автора в литературе.

6. Теория автора в литературоведении XX века (М.М. Бахтин,
Б.О. Корман, Р. Барт).

7. Проблема традиции в исторической поэтике А.Н. Веселовс-
кого.

8. Категория внутренней формы в трудах В. фон Гумбольдта и
А.А. Потебни.

9. Проблема диалогизма в трудах М.М. Бахтина.

 

10. Факт жизни и факт литературы: полемика социологической
и формальной школ.

11. Ю.М. Лотман о структуре художественного текста.

12. Художественный перевод как проблема компаративистики.

13. Рецепция Шекспира (Гете, Байрона, Гофмана и др.) в рус­
ской литературе XIX—XX веков.

14. Образ России в английской (французской, немецкой и др.)
литературе XIX—XX веков.

15. Положения общей теории систем И. Пригожина примени­
тельно к системе «литература».

16. Герменевтический круг в трудах Х.-Г. Гадамера.

17. Автор биографический и автор художественный в «Капитан­
ской дочке» А.С. Пушкина.



Темы рефератов и докладов


18. Основные параметры художественного мира писателя (худо­
жественного произведения).

19. В. Набоков — читатель и переводчик романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».

20. Поэзия Б. Пастернака (О. Мандельштама, И. Бродского и др.)
как интертекст.

21. Роман-пастиш как вариант интертекста (Б. Акунин, Дж. Барнс,
П. Зюскинд, М. Павич, У. Эко и др.).

22. Концепты художественного мира Ф. Кафки.

23. Системный подход к анализу художественного произведения
в школе (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

24. Принцип историзма в вузовской лекции по литературе.

25. Охарактеризуйте основные литературоведческие методы и
подходы, восходящие к «Исторической поэтике» А.Н. Весе-
ловского.


список

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Академические школы в русском литературоведении. — М., 1975.

Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. академик Г.В. Степанов. — Л., 1983.

Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. — Л., 1985. Андреев Л.Т. Сюрреализм. — М., 1972.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. — М., 1975.

Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология / Под. общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. — М., 1997.

Балашова Т.В. Французская поэзия XX в. — М., 1982.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост. Г.К. Косиков. — М, 1989.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. / Сост. С.Г. Бочаров. — М., 1986.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.

Белый Андрей. Мастерство Гоголя / Предисл. Н. Жукова. — М., 1996.

Богин Г.И. Филологическая герменевтика. — Калинин, 1982.

Бройтман СП. Историческая поэтика: Учебное пособие. — М., 2001.

Верли М. Общее литературоведение. — М., 1967.

Веселовский А.Н. Избранные статьи. — Л., 1939.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940.

Вежбицкая Анна. Язык. Культура. Познание / Сост. М. А. Кронгауз. — М., 1997.

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961.

Волошинов В.И. Философия и социология гуманитарных наук / Сост. Д.А. Юнов. - СПб., 1995.

Волошинов В.Н. Фрейдизм. — М.; Л. 1927.

Восток — Запад. Переводы. Публикации. — М., 1989.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М., 1988.

Гаспаров М.Л. Избранные статьи. — М., 1995.



Список рекомендуемой литературы


Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика. — М., 1996. Неретина С.С. Тропы и концепты. — М., 1999.

Науман М. Литературное произведение и история литературы: Пер. с нем. — М., 1984.

Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. — М., 1976.

Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литературоведения. — М., 1988.

Осъмаков Н.В. Психологическое направление в русском литера­туроведении. Д.Н. Овсянико-Куликовский. — М., 1981.

Панченко A.M. Русская история и культура. — СПб., 1999. Пелипенко А.А. Яковенко И.Г. Культура как система. — М., 1998.

Писарев Д.И. Литературная критика в трех томах. Т. 1 / Сост. Ю.С. Со­рокина. — Л., 1981.

Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. — Воронеж, 1999.

Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. Потебня А.А.. Слово и миф / Отв. ред. А.К. Байбурин. — М., 1989.

Пресняков О. П. А.А. Потебня и русское литературоведение конца XIX — начала XX века. — Саратов, 1978.

Пригожин П., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994.

Пригожин И. Конец определенности. Время. Хаос и новые законы природы. — Ижевск, 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986.

Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международного семинара 28—29 сентября 2000 года. В двух частях / Под ред. Н.В. Мак-шанцевой. — Н. Новгород, НГЛУ, 2000.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций / Текст к печати подготовила д-р филол. наук, проф. М.И. Воропанова. — М., 1996.

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV—XVII вв. — М., 1955.

Розай П. Очерки поэзии будущего. Лекция по поэтике: Пер. с немец­кого А.И. Жеребина. — Н. Новгород, 2000.

Русская словесность: Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Не-рознака. — М., 1997.

«Свое» и «Чужое» в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка / Под ред. З.И. Кирнозе, В.Г. Зусмана, Л.Г. Пеер, Т.Б. Сидневой, А.А. Фролова. — Н. Новгород, 2000.

Сент-Бёв III. О. Литературные портреты. Критические очерки / вступ. статья, коммент. М. Трескунова. — М., 1970.


Список рекомендуемой литературы 199

Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический спра­вочник. — М., 1996.

Сравнительное изучение литератур: Сборник статей к 80-летию акаде­мика М.П. Алексеева. — Л., 1976.

Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. — М., 1998.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М., 1997.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Та-марченко; Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. — М., 1996.

Томашевский Б. В. Поэтика (Краткий курс). — М., 1996. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. — М., 1990.

Топер П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. — М., 2000.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995.

Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. — М., 1993.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Издание подгото­вили Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. — М., 1977.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Вступ. статья А.А. Аникста. — М., 1978.

Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып. 35. М., 1997.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Под ред. М.Г. Ярошенко. — М., 1989.

Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. — М., 1980.

Хрестоматия по теории литературы. — М., 1982.

Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. — Тюмень, 1996.

Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. — М.,1990.

Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие / Предисл. Бенедикта Сарнова. — М., 1990.

Шпет Г.Г. Сочинения. — М.,1989.

Эткинд Е.Т. Материя стиха. Репринтное издание. — СПб., 1998.

Эткинд Е.Т. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопо­этики русской литературы XVIII—XIX вв. — М., 1998.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.


200 Список рекомендуемой литературы

Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1977. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.

Якобсон Роман. Избранные работы / Сост. д.ф.н. В.А. Звегинцева; Предисл. д.ф.н. Вяч. Вс. Иванова. — М., 1985.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................... 3

Тема 1. Художественная литература..................................................................... 7

Тема 2. Система «литература»............................................................................. 13

Тема 3. Литературная коммуникация.................................................................. 23

Тема 4. Системный подход к изучению литературы..........................................29

Тема 5. Комплексное изучение литературы........................................................ 38

Тема 6. Биографический метод............................................................................ 48

Тема 7. Культурно-исторический метод............................................................. 57

Тема 8. Сравнительно-исторический метод........................................................ 68

Тема 9. Компаративистика.................................................................................... 76

Тема 10. Социологический метод........................................................................ 98

Тема 11. Психологические подходы.................................................................. 116

Тема 12. Метод литературной герменевтики.................................................... 132

Тема 13. Формальный метод.............................................................................. 150

Тема 14. Структурный метод............................................................................. 165

Тема 15. Художественный мир..................................................................... 178

Понятийный словарь............................................................................................... 190

Темы рефератов и докладов.......................... "......................................................... 193

Список рекомендуемой литературы....................................................................... 195




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.