Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение




Методы психолого-педагогического исследования

Основные требования и общепсихологические принципы диагностики

Рассмотрим ряд основных требований и общепсихологических требований диагностики:

- процесс изучения должен быть направлен на процесс выявления особенностей психического развития ученика,

- процесс оценки результатов диагностики проводится не посредством непосредственного сравнения указанных результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом при помощи сопоставления их с данными предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения, оценки усилий, которые были предприняты им лично,

- диагностикой должно быть выявлено не только имеющийся в наличии, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а её проведение осуществляется принимая во внимание возможные «зоны ближайшего развития» (перспектив развития, которые стоят перед школьником, которых он имеет возможность достичь в случае сотрудничества со взрослыми),

- осуществление изучения личности школьника является важным не само по себе. Оно направлено на процесс решения определенной педагогической задачи, «под» которую и принято выбирать методику исследования,

- процесс изучения индивидуальных качеств необходимо вести с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания необходимо предъявлять в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме,

- процесс исследования психического развития, как правило, необходимо проводить в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Данный принцип был выдвинут еще в период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном.

Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:

- по времени проведения: непрерывные и дискретные;

- по объему: широкие и узкоспециальные;

- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

К числу недостатков наблюдения принято относить:

- трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;

- ограниченность;

- принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

- сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.

Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.

На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.