Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления сохранения промыслов




Народные художественные промыслы являются важнейшей составляющей русской культуры, духовным наследием российского общества. Дымковская игрушка, вологодское кружево или тагильский поднос – национальная гордость России. Это традиции, которые зарождались веками. Однако если на Руси народные промыслы позволяли тысячам мастеров безбедно трудиться, то сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена: изделия ручной работы не выдерживают ценовой конкуренции, не хватает оборотных средств на обновление производств, проблемным остается вопрос реализации продукции. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России». В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки. «Отраслевая наука в Ассоциации представлена Московским НИИ художественной промышленности, включающим Музей народного искусства с его уникальной коллекцией произведений народных мастеров, и Нижегородским научно-исследовательским конструкторско-технологи-ческим институтом. В Ассоциацию входят 10 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для предприятий промыслов, и несколько специализированных магазинов-салонов» [23, с. 12].

Ассоциацией разработан широкий комплекс предложений к законодательным и нормативным актам по оказанию промыслам значительной государственной поддержки, позволивших предотвратить процесс распада многих творческих коллективов, а также подготовлен проект федерального закона «О народных художественных промыслах».

Активное привлечение Ассоциацией художников промыслов к участию в отечественных и зарубежных выставках, тематических смотрах и конкурсах, к выполнению уникальных работ для музеев и выставок способствует развитию промыслов, росту профессионализма мастеров.

В последние годы событиями большого культурного значения стали выставки народных художественных промыслов России в честь 220-летия вхождения Северной Осетии в состав России, 900-летия Рязани, 100-летия со дня рождения С. А. Есенина, 100-летия Нижегородской ярмарки, а также экспозиции, организованные для дипломатических представительств и в Мемориальном комплексе «Поклонная гора». Неизменное восхищение посетителей выставки и специалистов вызывали кружевное панно вологодских мастериц «Храм Христа Спасителя», златоустовское клинковое оружие, украшенное золотой и серебряной насечкой, высокохудожественные шкатулки, кубки, холмогорская ажурная резьба по кости, многофигурные скульптурные композиции тобольских косторезов, художественная лаковая миниатюра традиционных центров Палеха, Федоскина, Мстеры, Холуя, хохломская и городецкая роспись по дереву, фарфор Гжели, керамика Скопина, богородская резная скульптура из дерева, строчевышитые изделия различных регионов России. Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров Российской Федерации.

Для повышения творческой активности одаренной молодежи Ассоциация ежегодно с 1990 года совместно с Международным гуманитарным фондом «Знание» и Политехническим музеем проводит смотр-конкурс «Молодые дарования» [23, с. 12]. В связи с ростом национального самосознания в творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Уделяется большое внимание по изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера промыслов приняли активное участие во II Международной выставке» Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной Третьяковской галерее.

Народные художественные промыслы являются важнейшей составляющей русской культуры, духовным наследием российского общества. Дымковская игрушка, вологодское кружево или тагильский поднос – национальная гордость России. Это традиции, которые зарождались веками. Однако если на Руси народные промыслы позволяли тысячам мастеров безбедно трудиться, то сегодня эта отрасль переживает не лучшие времена: изделия ручной работы не выдерживают ценовой конкуренции, не хватает оборотных средств на обновление производств, проблемным остается вопрос реализации продукции. Российские парламентарии рекомендовали Минэкономразвития РФ рассмотреть вопрос о включении организаций народных художественных промыслов в программу поддержки малого и среднего бизнеса через лизинговые компании. Эти и другие рекомендации были выработаны по итогам парламентских слушаний на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития». Председатель Комиссии СФ по культуре Виктор Лопатников отметил, что «народные промыслы являются уникальной частью отечественной культуры, достоянием и духовным наследием российского общества». К сожалению, признал сенатор, «в последнее время мы видим, как народные промыслы заменяются подделками, часто самого примитивного уровня, что размывает границы подлинного мастерства. Всё, что касается нашего художественного наследия, передаваемого и сохраняемого народом из поколения в поколение, мы должны защищать на законодательном уровне» [54, с. 148].

Заместитель министра И. Караваев заметил, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Предусмотрена и возможность предоставления льгот на региональном уровне – по земельному налогу, по налогам на имущество и на прибыль [23, с. 12].

Участниками парламентских слушаний обсуждают широкий спектр вопросов, связанных с сохранением и развитием народных художественных промыслов России. В выступлениях была отмечена необходимость консолидации усилий федеральных, региональных и местных органов власти при решении вопросов финансовой, материальной и моральной поддержки организаций, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства, а так же обращено внимание на важность организации и проведения фестивалей, конкурсов, выставок народного творчества и подготовка квалифицированных кадров для предприятий художественных промыслов.

Рассмотрен вопрос о разработке и утверждении Концепции «Стратегия сохранения и развития народных художественных промыслов России на период 2013 – 2020 гг.», содержащей адресные меры государственной поддержки народных художественных промыслов. Минфином РФ рассмотрен вопрос об увеличении средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку народных художественных промыслов с учетом существенного ежегодного роста тарифов на услуги естественных монополий. В разрабатываемой государственной программе «Культура России» Минкультуры РФ предусмотрело включение подпрограммы «Сохранение и развитие народных художественных промыслов», а также участие предприятий и организаций народных художественных промыслов в проводимых за рубежом культурных мероприятиях [23, с. 12].

Можно сделать вывод о том, что органы государственной власти субъектов РФ стали уделять повышенное внимание проблемам художественных промыслов. В регионах разрабатываются и реализуются программы по их сохранению и развитию, для достижения этих целей создаётся необходимая нормативная правовая база. Народные промыслы развиваются по мере освоения окружающего пространства и связаны с его превращением в пространство культурное. Оно так же связано с менталитетом своего этноса неразрывными узами, с одной стороны порождая традиции, в которых заключается опыт народа по преобразованию «кормящего ландшафта» и созданию среды жизнеобеспечения, с другой стороны, народные традиции производства, трудовой деятельности и передают через них духовные смыслы народа. Таким образом, народные промыслы являются важнейшей частью культурного наследия как материального через предметы своего труда, так и нематериального через передачу умений, навыков и трансляцию их духовных смыслов. Актуальные задачи по сохранению традиций и развитию народных промыслов включают:

· создание благоприятной среды для создания инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

· воссоздание разрушенной в 1990-1999 гг. системной инфраструктуры сбыта подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесленников;

· совершенствование форм государственной поддержки народного творчества, деятельности по созданию и реализации подлинных изделий народных художественных промыслов и ремесел;

· создание системы, объединяющей производителей художественных промыслов и ремесел, художников, торговые сети и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;

· активное использование социально-культурной составляющей продукции народного промысла в нравственно-воспитательном процессе (особенно подрастающего поколения);

· оказание содействия в создании общественных объединений мастеров народных художественных промыслов и ремесленников;

· развитие взаимодействия с мастерами, организациями-производителями в области народных художественных промыслов и ремесел;

· создание и развития в муниципальных районах и городских округах домов ремесел, центров возрождения народных художественных промыслов, школ молодого мастера, творческих лабораторий, этноцентров;

· создание органами местного самоуправления структурных подразделений, занимающихся вопросами сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел;

· объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций народных художественных промыслов и индивидуальных мастеров, а также общественных организаций в области популяризации народных художественных промыслов и ремесел в Российской Федерации и за ее пределами.

Эффективное решение этих и связанных с ними проблем, обеспечивающих существенное улучшение экономического положения народных художественных промыслов и ремесленников, воссоздание на этой основе остро востребованного пласта народной культуры предполагает системную организацию соответствующих мероприятий.

Общие выводы

Народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия промыслов сочетают в себе неповторимость традиционной культуры.[ 48 ]

В России бесконечное число видов и подвидов ремесел. В нашей огромной стране, богатой различными природными материалами и многонациональными людскими ресурсами, со временем образовалась масса новых направлений народных промыслов.

Народные промыслы – это наследие, которое люди должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную культуру и привнести в нее много нового.[ 48 ]

Народные промыслы – творческая деятельность ремесленников, мастеров, направленная на создание уникальных и неповторимых предметов с использованием их ручных приспособлений, навыков, смекалки и внутреннего ощущения красоты. [48 ]

Особенно актуальной на современном этапе, по нашему мнению, считается проблема сохранения народного искусства, приобретающая новый аспект в связи с урбанизацией и техническим прогрессом. Изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания, сокращение численности сельского населения как носителя традиций прошлого подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Поэтому видится острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиции, поддержания и оживления традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает актуальность проблема восстановления, сохранения и передачи культурного традиционного материала, дополнения его современными технологиями. Сохранение и развитие народных художественных промыслов, на наш взгляд, лежит в плоскости стратегических интересов государства и является важной государственной политикой.[ 48 ]

Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду. [ 48 ]

 

Глава 2 Функционирование народных промыслов на современном этапе в Республике Тывы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.