Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философии




Структура мировоззрения

Мироизменение Уровень практики. Уровень воли. Программы жизнедеятельности. Цели жизни. Модели поведения.
Миропонимание Уровень разума и веры. Шкала ценностей, система идеалов, на основе которых происходит оценка и понимание окружающей действительности, самопознание человека.
Мировосприятие Уровень рассудка. Знания человека.
Мироощущение Уровень чувств. Эмоционально-чувственное отражение мира (пессимистическое мироощущение, оптимистическое мироощущение и т.д.)

 

Основные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское, научное, художественно-образное, обыденное.

Основные типы философского мировоззрения: материализм – идеализм; рационализм – иррационализм; сциентизм – антисциентизм и др. Философия – высший тип теоретического, систематизированного мировоззрения.

Материализм – философское мировоззрение, согласно которому, началом и основой мира является материя, объективная реальность.

Идеализм – философское мировоззрение, согласно которому начало и основа мир есть нечто нематериальное, духовное, идеальное – Бог, Абсолютная идея, Мировой разум и т.д.

Объективный идеализм – философское мировоззрение, согласно которому идеальное, духовное существует изначально, вне и независимо от индивидуального сознания, до мира и до вещей.

Субъективный идеализм – философское мировоззрение, в рамках которого единственной подлинной, первичной реальностью является индивидуальное сознание человека.

Рационализм – философское мировоззрение, согласно которому мир устроен рационально, логично и его сущность может быть постигнута разумом.

Иррационализм – философское мировоззрение, согласно которому в основании мира лежит нечто иррациональное (нерациональное), например, слепая воля, Дао, Брахман и т.д. Иррациональное начало непостижимо средствами разума, рассудком, логикой и может быть осознано через интуицию, экстаз, мистику или иными нерациональными способами.

Сциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука является главной силой прогресса и основой благополучия общества и отдельного человека.

Антисциентизм – это философское мировоззрение, согласно которому наука – основная причина глобальных проблем человечества, источник опасности, сила, дегуманизирующая человеческую цивилизацию.

Философское знание обладает универсальностью, предельной общностью, системностью. В отличие от научного знания не может быть проверено эмпирически, на основе эксперимента, не носит объективного характера.

В отличие от религии, философское знание не догматично и не оформлено в культ. Оно доказательно. Истина в философии не принимается на веру и должна быть доказана.

Значительная часть философского знания сформулировано логически с использованием понятий, суждений и умозаключений, подчиняющихся строгим законам рационального мышления.

Философское знание плюралистично. На один и тот же вопрос в различных философских системах даются разные ответы, иногда прямо противоположные. В философии не существует теория, с которой согласны все философы.

Философия осуществляет фундаментальную критику действительности, предлагая «идеальные» устройства в качестве ориентиров, уводящих человека от повседневности. Например, философы сформулировали идею идеального государства, совершенного человека и т.п.

1.6. Функции философии.

· Мировоззренческая.

· Гносеологическая.

· Методологическая.

· Аксиологическая.

· Социальная.

· Идеологическая.

· Критическая.

· Гуманитарная.

· Прогностическая.

 

2. Философия Древнего мира (Философия Древнего Китая, Древней Индии, Античная философия).

2.1. Философия Древней Индии.

Ведический период философии в Древней Индии складывалась на основе Вед – древнейших текстов (XV в. до VI в. до н.э.). До наших дней дошли четыре Веды – Ригведа (сборник гимнов в честь богов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самоведа (жертвенные песнопения), Атхарваведа (заклинания). Следующий слой вед – брахманы (комментарии к текстам вед). К ним примыкают араньяки – «лесные книги», книги отшельников. Заключительная часть Вед – упанишады написаны прозой, это наиболее поздние тексты и имеют выраженный философский контекст.

В упанишадах ставятся философские вопросы «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Как из не-сущего родилось сущее?» и др. В качестве основы бытия выступает брахман – универсальное духовное мировое начало, безличная мировая душа. Индивидуальная душа – атман зависит от брахмана. Учение о сансаре утверждает круговорот жизни на основе переселения души из тела в тело в соответствии с кармой. Карма – закон воздаяния и космической справедливости гласит, что жизнь человека в будущем определяется всей суммой поступков, добрых и злых, как в этой жизни, так и в предыдущих. Цель жизни человека – освобождение из колеса сансары на основе полного постижения тождества Атмана и брахмана. Такое постижение достигается путем аскезы и нравственного совершенствования. Постижение тождества Атмана и брахмана в индийской философии осуществляется не на пути рациональных логических построений, а путем непосредственного интуитивного чувствования тождества на сверхрациональной основе. Путь к истине – это путь нравственного совершенствования.

Мокша – есть освобождение от цепи рождений на пути святой жизни.

Эпический период древнеиндийской философии (6-2 вв. до н.э.). Формирование кришнаизма, учения Кришны. В индийском обществе происходят серьезные социально-экономические изменения на основе развития торговли и ремесла. Сословие жрецов – объект критики со стороны кшатриев (сословия воинов) и ремесленников. Идеи упанишад получают развитие в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Особое значение имеет Бхагавадгита – (шестая книга Махабхараты), где Бог Кришна возвещает учение о преданном, нравственном служении богу.

Неортодоксальные школы в индийской философии.

Джайнизм. Учение Джины Махавиры (6 в. до н.э.). Человек есть соединение духовной сущности (джива) и материальной (аджива). Соединены они через карму, которая понимается в джайнизме как тонкая материя. Карма сопровождает душу в цепи перерождений. Соединение дживы с материей есть источник страданий. Через аскетизм и нравственную жизнь возможно освобождение из цепи рождений. Нравственная жизнь джайна подчиняется пяти обетам: непричинение зла живому, неворовства, правдивости, целомудрия, непривязанности. Джайнизм делится на две ветви: дигамбары (одетые воздухом) и шветамбары (одетые в белое). Джайнизм учит, что душой обладают все живые существа – люди, животные, растения.

Нирвана – («угасание») состояние блаженства, основанное на интуиции и особой технике медитации (сосредоточенности и отрешенности от внешних и внутренних переживаний). Нирвана – путь к освобождению.

Буддизм. Учение Сиддхартха Гаутамы (567-488 до н.э.). Будда означает «просветленный». В возрасте 40 лет, после многолетних странствий и аскезы возвестил 4 истины: 1) жизнь есть всегда страдание; 2)причина страданий жажда удовольствий; 3) есть путь избавления от страданий; 4) путь, ведущий к избавлению от страданий, находится посередине между неумеренной жаждой наслаждений и крайним аскетизмом. Цель буддиста не личное спасение или освобождение, а бескорыстная, деятельная любовь ко всем живым существам. Главные принципы буддизма – непричинение зла живому и терпимость. С точки зрения буддизма, в мире нет ничего постоянного и неизменного. Реальность представляет собой бесконечный поток сталкивающихся и разлетающихся дхарм – вспышек энергии. Источник страданий в постоянном волнении дхарм. Из дхарм состоят материальные вещи и души, из них состоит весь мир, представляющий собой вечный поток бытия. В 1-2 вв. в буддизме формируются два течения – Махаяна (большая колесница), основанная Нагарджуной, он указывает на необходимость служения людям. Путь Хинаяны (малая колесница) – путь индивидуального спасение посредством нравственного поведения. Около 5 в. возникает течение Ваджраяна (алмазная колесница) – ламаизм. Осуществляется соединение буддизма с практикой йоги под руководством духовного учителя – ламы.

Чарвака (5 в. до н.э.) – материалистическое философское учение. Чарвака – имя основателя этой школы. Последователи Чарваки отрицают брахман, атман, сансару и карму. Признают 4 стихии – огонь, воздух, землю и воду, из которых все образовано. Не верят в загробную жизнь, проповедуют гедонизм, стремление к наслаждениям как цели жизни человека. Учат, что существет только один мир – лока, отсюда другое название школы – чарвака-локаята.

Ортодоксальные философские системы Древней Индии (признают авторитет Вед).

· Веданта. Развивает древнее учение о брахмане и Атмане.

· Миманса. Учение, объясняющее ритуалы Вед. Главная идея дхармы– долга, который должен исполнять каждый человек.

· Санкхья (число). Первопричина мира – материя, природа (практрити). Ей противостоит абсолютная душа (пуруша). Благодаря наличию пуруши существуют отдельные вещи.

· Йога (созерцание, напряженное размышление). Правила психофизических техник и медитации, нацеленные на достижение нирваны и освобождение от сансары.

· Вайшешика. Учение о шаровидных, многокачественных атомах, вечных, никем не созданных, образующих одушевленные и неодушевленные предметы. Соединяет и разъединяет атомы бог, который действует в соответствии с законом кармы.

· Ньяя (логика). Учение о формах мышления.

 

2.2. Философия Древнего Китая

Периодизация 1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.); 2) ЗападноеЧжоу (12-8 до); 3) Восточное Чжоу– Лего (8-6 до); 4) Чжаньго (сражающиеся царства) (6-3 до) Золотой век китайской философии; 5) Империя Цинь (221-206 до); 6) Империя Хань (206 до – 2 н.э.)

Древнее китайское пятикнижье (У-цзин) состоит из Ши-цзин (книга песен), Шу-цзин (книги истории), Ли-цзин (книги ритуалов), И-цзин (книги перемен) и Чунь –цю (Летопись «Весны и осени»). Большое философское значение имеет гадательная книга, «Книга перемен» – И-цзин. В этой книге событии человеческой жизни отображаются зависимыми от проявления и взаимодействия двух начал: Инь и Ян, темного и светлого, активного и пассивного, обозначенных непрерывной и прерывистой линиями. 64 гексаграммы и их комментарии составляют содержание книги. Чередование Инь и Ян определяет путь Дао, который проходят и вещи, и люди. Человек должен понять свое место, свою связь с небом и землей.

Основой натурфилософии Древнего Китая помимо учения о двух началах Инь и Ян служит учение о пяти элементах (огонь, вода, земля, дерево, металл), которые переходят друг в друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.