Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематики




Эмпедокл из Акрагента (Сицилия). (490-430) – поэт, врач, инженер, философ.

Бытие рождено 4 стихиями– огнем, воздухом, водой и землей. Стихии пассивны. Ими управляют две космические силы: Любовь и Вражда.

Анаксагор (500-428) из Клазомены (Иония).

Первоначала бытия – семена вещей (гомеомерии) – мельчайшие частицы. Они вечны и неизменны. Каждая гомеомерия содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии пассивны ими движет космический Ум (Нус).

Демокрит из Абдер (460-370).

Является представителем материализм.

В произведениях «Большой мирострой», «Малый мирострой» развивал учение об атомах. Утверждал, что существуют только атомы и пустота. Атомы разнообразны по величине и форме, их бесконечно много. Они неделимы, абсолютно плотны. Атомы постоянно движутся. Атомы не имеют цвета и запаха, тепла и др. Эти качества результат восприятия различных атомов органами чувств. Поэтому у предметов следует различать первичные (форма, вес, положение в пространстве) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества. В космосе существуют множество миров, они шарообразны и окружены кожицей. Они постоянно возникают и исчезают.

Демокрит – детерминист, автор учения о причинном существовании явлений. Ни одно событие не является случайным, все имеет причину. Задача философии и науки – нахождение причин.

Душа, по Демокриту, смертна. Она состоит из шарообразных, очень подвижных атомов. После смерти тела она распадается на атомы.

Демокрит – материалист, атеист. Причина веры в бога – страх перед силами природы.

Учил об «эвтюмии» – «хорошем духе», который основан на умеренности и соблюдении золотой середины.

Учение Демокрита об атомах развивали позже Эпикур и Лукреций Кар. В средние века учение было предано забвению и в этот период Демокрита считали еретиком.

 

 

2. Классический период античной философии (5-4 вв. до н.э.). Интерес к человеку. Создание болших философских систем. Афины – центр развития философской мысли. Сократические школы.

Сократ (469-399). Идеалист. Интерес к человеку. Впервые использовал слово «диалектика». Рассматривал ее как искусство спора на основе исследования понятий. Не занимался вопросами натурфилософии, обращался к проблеме сущности человека, исследовал этические вопросы. Его девизом были слова «Познай самого себя», слова, которые были высечены на храме в Дельфах.

Сократ указывает на три основных добродетели: 1) умеренность (знание о том, как обуздать страсти); 2) храбрость (знание о том, как преодолеть опасности; 3) справедливость (знание о необходимости соблюдать законы божеские и человеческие.

Спорил с софистами по вопросу об истине, утверждал существование объективной и абсолютной истины.

Учил, что различие между добром и злом абсолютно.

Не брал денег за «обучение».

Был обвинен в том, что выдумывал новых богов, ниспровергал старых. Казнен. Выпил чашу с ядом. Ничего не писал.

Слушатели Сократа стали основателями различных школ, которые называются сократическими: киники (Антисфен), киренаики (Аристипп), мегарики (Эвклид).

Софисты

Протагор (490-420) из Абдер. Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей». Утверждал субъективный, относительный характер истин – гносеологических (истин суждений), нравственных, религиозных. О каждой вещи возможны два противоположных мнения, оба истинных. (Все существует)

Горгий (480-360) с острова Сицилия. Утверждал вслед за Протагором, что объективной истины не существует, поэтому философия есть искусство доказательства и убеждения. (Ничего не существует). Учил, что моральные нормы условны, зависят от обычаев.

Антифонт. Учил, что правовые нормы не отражают объективной истины, критиковал рабство, учил о равенстве людей. Отпустил своих рабов на свободу, женился на рабыне, за что был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.

Платон (427-347). Настоящее имя – Аристокл.

Является выдающимся мыслителем античности, представитель объективного идеализма. Ученик Сократа.

В 386 г. до н.э. создал свою философскую школу Академию, где над входом висела надпись: «Не геометр да не войдет!». Академия просуществовала 915 лет.

Произведения – 34 диалога («Пир», «Протагор», «Федр», «Государство», «Законы» и др.).

Теория идей: мир вещей не обладает самостоятельным существованием. Он порожден миром идей и материей – вечным бескачественным субстратом. Вещи изменчивы и преходящи. Они – отражение мира идей, мира вечных, неизменных сущностей. На вершине мира идей – идея благо или единого. Мир вещей и мир идей связывает мировая душа.

Человеческая душа – часть мировой души. Она бессмертна. Душа состоит из трех частей: разумной (в голове), страстной (в сердце), вожделительной (в печени).

Знание в озможно только относительно царства идей. Что касается чувственного мира, то о нем возможно только мнение.

Несправедливые формы правления: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Теория идеального государства. В справедливом государстве три сословия: стражи, ремесленники и земледельцы, правители-философы. Стражи не имеют семьи, частной собственности, занимаются ратным трудом и упражняются в мусическом искусстве – музыке, риторике, математике, диалектики.

Платон различает 4 добродетели: мужество, мудрость, умеренность и справедливость.

 

Аристотель (384 -322) из г. Стагиры (Македония). Величайший ум античности. Энциклопедист. Ученик Платона.

Учитель Александра Македонского.

В 335 г. до н.э. открыл в Афинах свою школу Ликей.

Произведения: «Метафизика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Опровержение софизмов», «Категории», «О душе», «Политика», «Экономика», «Большая этика», «Поэтика», «Риторика», «История животных», «Физика», «О небе».

Предмет философии – сверхчувственные начала и причины бытия. Аристотель разделил философию на теоретическую (первую), практическую и творческую. Логику считал введением ко всякому знанию.

Главный критик теории идей Платона. По Аристотелю, идеи самостоятельно существовать не могут. «Мы не можем принять, что есть некий «дом вообще» наряду с отдельными домами». Всеобщее не есть вещь, оно не существует без отдельного.

Он различал четыре вида причин: материальную причину, коренящуюся в материи, субстрате, из которого образуются все тела; формальную причину, в которой форма активно проявляет себя, образуя сущность; действующую, или производящую причину, раскрывающую источник движения и превращения возможности в действительность; целевую, или конечную, причину, как цель движения.

Аристотель учил о Мировом Уме как перводвигателе, первоформе, который все движет, а сам неподвижен.

Природу вещей у Аристотеля определяет диалектика материи и формы.

Аристотель не поддерживал идею атомов, так как отрицал существование пустоты.

Человек не только разумное существо, но и имеет общественную природу, он есть «политическое животное».

Аристотель создатель формальной логики. Он сформулировал теорию силлогизмов (умозаключений), определил понятия, суждения и умозаключения как основные формы мышления. Сформулировал законы логики: закон тождества, закон исключенного третьего и закон непротиворечивости.

Аристотель различал три вида душ: растительную, животную и разумную. Разумная душа бессмертна.

Этический идеал – золотая середина между крайностями, например: мужество, щедрость, кротость, правдивость, стыдливость, самоуважение. Нравственность – результат воспитания, а не знания.

Неправильные формы государственного правления (тирания, олигархия, демократия). Правильные формы правления (монархия, аристократия, полития). Полития сочетает достоинства демократии и аристократии.

 

Сократические школы

Киренаики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.