КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терапевтические принципы 3 страница
Сопротивление терапевтическому процессу (в данном случае языку действий) выражается в том, что протагонисты отказываются представить свои конфликты и трудности в форме ролевой игры. Обычно они говорят: «Я не хочу показывать это методом ролевых игр. Давайте поговорим о моей проблеме», или «Я не люблю ролевых игр», или «Ролевые игры не приносят пользы», или «Ролевые игры – это детские забавы», или «Актер из меня никакой. Я никогда не умел хорошо играть». Таким образом, большинство выражений сопротивления использованию языка действий носит открытый характер. Когда же, сопротивление принимает скрытые формы, то это может выглядеть как частое выпадение из роли, незнание, что сказать, или очень сдержанное, контролируемое поведение. Техника зеркала может помочь устранить сопротивление обсуждаемой теме (особенно это важно при сопротивлении в скрытой форме). Она не является единственной, способной справиться с сопротивлением, но другие методы не были созданы специально для решения этой задачи. Например, техника пустого стула может помочь совладать с сопротивлением помощи вспомогательных лиц, так как протагонисты устают долго разговаривать с пустым стулом, и заменяют его вспомогательным лицом. Техника дублирования также полезна в решении проблемы сопротивления. Предположим, протагонист сопротивляется рассмотрению темы, таящей угрозу. Ведущий может попросить вспомогательное лицо сыграть роль протагониста и рассмотреть эту «опасную» тему, а протагонист в это время становится дублером (то есть дублером вспомогательного лица, играющего его самого). Это позволяет протагонисту включаться в игру периодически, по его желанию. Как только дублер (в исполнении протагониста) почувствует себя нормально в разыгрываемой сцене, он может поменяться ролями со вспомогательным лицом, принять роль протагониста и продолжать рассмотрение темы в своем обличье. Техника обмена ролями также может помочь справиться с элементами сопротивления теме. Часто люди раскрываются не сами по себе, а приняв чью-то роль. Техника зеркала справляется с сопротивлением в открытую, в отличие от других техник. Поскольку, обычно в психодраматической сессии используются несколько техник (хотя каждая из них может использоваться отдельно) Д. Киппер рассматривает различные их комбинации, подчеркивая, что от правильной комбинации часто зависит терапевтический эффект. Так, в случае комбинации монолога и дублирования протагонист разговаривает сам с собой, расхаживая по периферии пространства действия в сопровождении вспомогательного лица в роли дублера. Дублер помогает протагонисту быть открытым и непосредственным и усиливает эффективность его разговора с самим собой. Комбинация трех техник, скажем, дублирования, обмена ролями и исполнения роли может выглядеть, к примеру, следующим образом. Протагонист взаимодействует со вспомогательным лицом, изображающим его отца (техника исполнения роли). Затем ему дают дублера, второе вспомогательное лицо (комбинация дублирования и исполнения роли). Далее протагониста просят поменяться ролями со вспомогательным лицом, изображающим его отца, и стать отцом, а вспомогательное лицо временно исполняет роль протагониста. В это время дублер остается около вспомогательного лица, изображающего теперь протагониста. Так как не каждая отдельная взятая специальная техника может быть скомбинирована с любой из оставшихся восьми. Д. Киппер приводит их возможные комбинации. 1) Техника самопредставления обычно осуществляется сама по себе. Но когда игра протагониста касается много значащих в его жизни людей, она должна быть объединена с обменом ролями. 2) Техника исполнения роли может осуществляться отдельно или в комбинации со следующими техниками: а) монолог (вспомогательное лицо покидает центр действия на короткое время и разговаривает само с собой, в то время как остальные молчат или очень тихо продолжают действие); б) дублирование или множественное дублирование; в) реплики в сторону; г) обмен ролями; д) зеркало. Эта комбинация необходима, поскольку если протагониста забирают из действия и превращают в наблюдателя, то вспомогательное лицо должно заменить его для продолжения ролевой игры и обеспечения обратной связи. 3) Техника диалога может осуществляться в комбинации с теми же техниками, которые перечислены для техники исполнения роли. 4) Техника монолога может осуществляться в комбинации со следующими техниками: а) исполнение роли; б) диалог (получается такая же комбинация, как и с исполнением роли); в) дублирование (но обычно не множественное). 5) Техники дублирования и множественного дублирования могут применяться в комбинации со следующими техниками: а) исполнение роли; б) диалог; в) монолог (эта комбинация обычно действительна лишь для техники дублирования); г) обмен ролями; д) пустой стул. 6) Техника реплик в сторону может осуществляться в комбинации со следующими техниками: а) исполнение роли; б) диалог; в) обмен ролями; г) устой стул. 7) Техника обмена ролями может осуществляться отдельно и в сочетании с техниками: а) самопредставление; б) исполнение роли; в) диалог; г) дублирование или множественное дублирование; д) реплики в сторону; е) пустой стул. 8) Техника пустого стула может осуществляться в комбинации с: а) дублированием или множественным дублированием; б) репликами в сторону; в) обменом ролями. 9) Техника зеркала, по определению, всегда комбинируется с техникой исполнения роли, поскольку предполагает участие двух исходных соперников (техника диалога). Иллюстрации. В случае комбинаций с одним исполнителем (то есть протагонистом) комбинация 1а указывает, что самопредставление может комбинироваться с обменом ролями. Например, протагониста просят показать, как выглядят его мать, отец, жена и т.д. Протагонист обменивается ролями с каждым из этих людей и показывает их по очереди. Другой пример – комбинация 7е (пустого стула и обмена ролями). Протагонист помещает воображаемого человека на пустой стул и обращается к нему. Иногда терапевт просит протагониста поменяться ролями, сесть на пустой стул отсутствующего персонажа и отвечать на замечания, сделанные протагонистом. В некоторых комбинациях участвуют два человека – протагонист и вспомогательное лицо. Комбинация 2б относится к исполнению роли в сочетании с репликами в сторону. Протагонист взаимодействует со вспомогательным лицом, представляющим другого человека. В процессе этого взаимодействия протагонист время от времени поворачивает голову в сторону и открыто высказывает вслух все, что думает и чувствует. Другой пример – комбинация техники дублирования с техникой пустого стула. Протагонист обращается к отсутствующему лицу, представленному стулом, с которым у протагониста остались неразрешенные проблемы. Затем вводится дублер, чтобы помочь протагонисту выразить как можно более открыто свои чувства по отношению к отсутствующему лицу. Примеры комбинаций с тремя участниками – протагонистом и двумя вспомогательными лицами. В этом случае можно использовать, комбинацию 2г (исполнение роли и обмена ролями). Предположим протагонист взаимодействует с двумя важными для него людьми, представленными вспомогательными лицами. Затем он меняется ролями с одним из них, принимая роль человека, которого играло вспомогательное лицо, а оно становится протагонистом. По мере развития действия протагонист, теперь представляющий кого-то другого (обмен ролями), продолжает взаимодействовать с двумя вспомогательными лицами (исполнение роли). Другая иллюстрация — это комбинация пустого стула и дублирования (8а). Представьте сцену: пустой стул, протагонист «лицом к лицу» с отсутствующим персонажем, представленным этим стулом. Затем протагонисту дают дублера (комбинация пустой стул плюс дублирование). Во время сцены протагониста просят сыграть роль отсутствующего лица и сесть на пустой стул (комбинация пустой стул плюс дублирование, обмен ролями). Помимо специальных базовых техник Д.Киппер выделяет также общие базовые. Разница между специальными и общими техниками состоит в следующем: не все специальные техники могут быть скомбинированы друг с другом, в то время как общие могут комбинироваться с любой из девяти специальных. Общие базовые техники по Д. Кипперу включают в себя: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «технику сновидения», «психодраматический шок» и «ролевую игру под гипнозом» (в измененном состоянии сознания). Первые три имеют дело со временем, а последние три – с различными аспектами действительности. Что касается времени, то в психодраме есть правило, гласящее, что каждое действие описывается в ситуации «здесь и сейчас». Но настоящее – лишь одно из трех проявлений времени, и поскольку люди живут во времени, то они могут страдать от отклонений, связанных с каждым из этих измерений (прошедшее, настоящее, будущее). Таким образом, настоящее должно восприниматься как фокус для сосредоточения внимания. Решению этой задачи служат три общие (базовые) техники. Техника «шаг в будущее» позволяет заглянуть в будущее, «возврат во времени» – в прошлое. Техника «тест на спонтанность» сфокусирована на настоящем. Шаг в будущее. Это техника, предназначенная для исследования ожидаемых явлений. Она предполагает, что протагонист разыгрывает какую-то будущую ситуацию. Например, протагонисту предстоит пройти собеседование по поводу приема на работу: он ждет этого события в тревоге, в состоянии неуверенности в себе. Техника «шаг в будущее» перенесет протагониста в предполагаемую ситуацию и даст возможность изучить ожидаемое поведение протагониста и отрепетировать с ним ход собеседования. Или, предположим, протагонист собирается что-то рассказать родителям, но откладывает это из опасения «катастрофических последствий», тогда данная техника даст возможность протагонисту проиграть в ролевой игре разные сценарии развития событий и решить, какой из них лучше. Другим вариантом техники «шаг в будущее», также помогающим протагонисту освоиться в будущем, является «тест на нахождение выхода». В этой технике протагонист проигрывает ряд фрустрирующих ситуаций, с которыми он предположительно может столкнуться во внешнем мире. Поведение в этих ситуациях может служить показателем готовности протагониста встретиться один на один с реальным миром. В целом техника «шаг в будущее» освещает элементы неизвестности, поджидающие каждого в будущем, делая их явными и конкретными. Она знакомит протагониста с его будущими желаниями, важными взаимоотношениями. Психологически техника нацелена на устранение или существенное ослабление предвосхищаемых тревог, особенно тех, которые воздействуют на поведение в настоящем. Эта техника может быть хорошим разогревом. При этом основное ее значение заключается в формировании уверенности в себе, воодушевления и усилении веры в свои силы, в способности справляться с грядущими сложностями. Техника «шаг в будущее» предполагает применение ситуации «как будто», так как она включает много неизвестных, допускаемых элементов. И протагонист и вспомогательные лица должны действовать, как будто бы воображаемая будущая ситуация совершенно реальна. Терапевтическая эффективность данной техники зависит от четырех условий: 1) изображаемая ситуация должна представлять определенную важность для протагониста; 2) протагонист в действительности собирается участвовать в этой ситуации; 3) вспомогательные лица должны заставить протагониста почув ствовать реальность будущей ситуации; 4) «шаг в будущее» должен быть введен только после эффективного разогрева. Инструкция: «Давайте переведем часы вперед на (установить дату, год и, если нужно, месяц, время года или день). Теперь мы в году... Сколько тебе лет? Чем ты зарабатываешь себе на жизнь? Где проходит встреча, интервью, дискуссия и т.д.? Который теперь час? Кроме тебя, кто еще участвует? Пожалуйста, организуй пространство действия и давай начинать». После каждого вопроса терапевт ждет ответа протагониста. Важно задавать эти и другие вопросы, чтобы помочь протагонисту войти в роль. Если протагонист состоит в браке, можно спросить, есть ли дети и как их зовут (в воображении). Показания: 1) помогает протестировать отношения, реакции, навыки и их последствия для протагониста в контексте будущих сложностей; 2) дает возможность диагностически проверить, есть ли под амбициями и устремлениями протагониста реальная основа. Помочь протагонисту определить ценность его будущих целей; 3) может быть использована как «тест на выход из затруднений»; 4) смягчает давление; рассматривает причины недостатка мотивации для достижения цели, вызванные низкой степенью уверенности в себе; 5) снижает тревогу, тормозящую действие из страха перед неиз вестными последствиями и готовит протагониста к более эффективному поведению в будущем, то есть тренирует его. Противопоказание. Обычно технику «шаг в будущее» не следует вводить в первой сцене сеанса. Возврат во времени. Техника «возврат во времени» требует от протагониста воссоздания значимых событий из его прошлой жизни. Для этой техники имеет большое значение правило «здесь и сейчас». Все участники – протагонист и вспомогательные лица – должны пользоваться настоящим временем. Протагонист, например, должен сказать: «Я делаю это, потому...», а не «Я сделал это, потому...». Употребление прошедшего времени обычно отодвигает актера на роль зрителя, тогда как употребление настоящего времени делает его участником игры. Техника «возврат во времени» предусматривает воспроизведение или копирование того, что уже раньше происходило. Степень полезности техники «возврат в прошлое» часто зависит от того, насколько хорошо помнит протагонист ситуацию, которая должна быть воссоздана. Но введена техника может быть и в условиях фрагментарных или минимальных воспоминаний, а также, если воссоздаваемая сцена придумана или существует лишь в воображении. Основной критерий – протагонист свято верит в то, что это действительно происходило и воссоздает это по памяти. Инструкция. Эта техника представляется протагонисту таким же образом, что и техника «шаг в будуще», только часы переводятся не вперед, а назад. «Давай переведем часы назад, в год... (установить число и, если необходимо, время года, месяц, день). Сейчас год... Сколько тебе лет? Где ты живешь? Где происходит встреча, разговор, инцидент и т.д.? Который теперь час? Кто участвует, кроме тебя? Пожалуйста, организуй пространство действия и давай начнем». Показания: 1) когда протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; 2) когда терапевт считает, что настоящие трудности протагониста связаны с переживанием в прошлом и достижение катарсиса может об легчить или снять эмоциональное бремя прошлого; 3) когда терапевт хочет увидеть реакцию протагониста на определенную ситуацию, имевшую место много лет назад. Противопоказания. Никаких. Важно помнить: эффективность техники зависит от разогрева протагониста. Тест на спонтанность. «Тест на спонтанность» (известен также как ситуационный тест, экспромт, техника импровизации) – это техника ролевых игр, сфокусированная на настоящем. Теоретически спонтанность (непосредственность) – это состояние ума, характеризующее готовность человека реагировать как можно более непринужденно. Характерным для этой техники и всех ее вариаций является стремление поставить протагониста неожиданно в новые условия. Терапевт и одно или несколько вспомогательных лиц подготавливают эпизоды ролевых игр так, чтобы протагонист об этом не знал. Вспомогательные лица получают четкие и детальные инструкции о том, как вести себя в ситуации, часто независимо от ответных реакций протагониста. Затем протагониста вводят в ситуацию ролевой игры и просят действовать как можно более естественно. Тест на спонтанность может состоять из одной сцены ролевой игры продолжительностью 10-15 минут, а может включать две или три обычно более короткие сцены. Это могут быть наборы стандартных конфликтных ситуаций (родители – дети, начальник – подчиненный, мужчина – женщина и т.п.) Кроме того, тест может быть спроектирован в виде индивидуальных ситуаций, включающих: а) примеры взаимоотношений протагониста с членами семьи и другими значимыми людьми; б) выражение чувств радости и горя; в) фантазии. Цель теста на спонтанность – выяснить общий рисунок поведения протагониста и его возможных реакций. Инструкции. Участники получают указания по отдельности. Сначала инструктируются вспомогательные лица, протагонист отсутствует. Потом инструкции даются протагонисту. На первом этапе терапевт планирует сцену и говорит вспомогательным лицам, как они должны вести себя. Детали инструкции зависят от содержания сцены и ее цели. На втором этапе вводят протагониста и инструктируют его. Здесь также инструкции могут быть разными. Главное, чтобы про тагонист был быстро разогрет, далее следует короткое вступление. Например: «Вы теперь (описывается место, где происходит сцена), сейчас... (называется час, когда все происходит). Я хочу, чтобы через несколько секунд Вы... (сели в машину, сделали домашнюю работу, встретились с..., описали человека, которого играет вспомогательное лицо и т.д.). У Вас есть какие-нибудь вопросы? Давайте начнем. Пожалуйста, ведите себя как можно более естественно». Показания: 1) когда терапевт хочет оценить то, что сейчас делает протагонист, оценить его взаимоотношения с другими людьми, умение справляться со стрессовыми ситуациями и т.д.; 2) когда нужно научить протагониста верить в себя, преодолевать тревожные состояния, связанные с низкой самооценкой, более спон танно реагировать на ситуацию. Противопоказание. Не рекомендуется пользоваться в случаях с очень встревоженными и замкнутыми протагонистами, особенно в начале работы с ними. Техники, связанные с различными аспектами реальности. Техника «сновидение» дает возможность трактовать содержание снов. Другая общая техника, связанная с понятиями ощущения реальности, это «психодраматический шок» (Морено, 1939). Этот термин был введен для описания высочайшего эмоционального напряжения, которое может проявляться в виде фантазий, реальных или сюрреалистических, или в виде галлюцинаций и видений. Она применяется в клинической работе с психотиками. Техника особенно эффективна по окончании психотического приступа, когда к протагонисту возвращается ясное состояние ума. Основная идея этой техники заключается в следующем: терапевт просит протагониста вернуть себя в состояние галлюцинирования в тот момент, когда оно особенно живо запечатлелось в его уме, и воспроизвести его с помощью вспомогательных лиц. Третья техника в этой группе – это «ролевые игры под гипнозом», которые связаны не столько с личными пристрастиями и ложными толкованиями, сколько с психологическим содержанием, хранящимся на подсознательном уровне. (Две последние техники требуют очень высокой психотерапревтической квалификации и опыта и нами рассматриваться не будут). Техника «сновидение». Это техника позволяющая работать со сновидениями протагониста, при этом психодраматический подход к исследованию сновидений предполагает ту же процедуру, что и при рассмотрении любых других проблем и конфликтов. Поэтому сеанс, посвященный толкованию сновидений, начинается со стадии разогрева, техника включает в себя шесть этапов. От традиционного подхода к толкованию снов техника «сновидение» отличается способом представления и изучения содержания сновидений. Как и в других процедурах клинических ролевых игр, содержание сновидений представляется тем, кто его видел, через действие, а не вербально. Видевшего сон просят сыграть сон, как он был на самом деле. Тот, кто видел сон, еще раз проигрывает его, на этот раз пользуясь одной из специальных или общих техник. Это дает ему возможность раскрыть содержание своего сновидения посредством самореализации (самосознания). Данная техника отличается от традиционного подхода к толкованию снов еще и в том, что касается навыка, получаемого в конце сеанса терапии. Можно начать с предположения, что каждое сновидение заключает в себе определенный смысл. Это может быть констатация проблемы, отражение отношения видевшего сон к этой проблеме, глубокая забота о чем-то, желание и др. Но язык сновидений часто непонятен и причудлив, он может быть лишен внутренней связности, логики. В соответствии с традиционным, главным образом психоаналитическим подходом, единственной целью толкования сновидений является выяснение их значения, интерпретация смысла. Это требует понимания «работы сновидения», то есть правил, по которым изначально связное сообщение во сне искажается. Учитывая, что в рамках этого подхода содержание сновидения выражается с помощью символов, необходимо иметь их толковать, чтобы перевести их символы на простой и связный язык. Иная цель у толкования сновидений посредством психодрамы. Хотя техника «сновидение» не отказывается от необходимости расшифровать сны, ее основной целью является научить протагониста видеть более приятные сны. В данном случае исходят из предпосылки, гласящей, что сон выполняет важную психологическую задачу и осуществляет ценные эмоциональные и познавательные функции. Поэтому, полагает Д. Киппер, сновидению надо оказывать содействие, учитывая, что оно хорошо воздействует на спящего. И цель терапии в этом плане – помочь людям видеть сны более эффективно, позитивно завершать или изменять природу тревожного сна. Если психоаналитический подход имеет дело с любым сновидением, то в психодраме исследуются лишь специальные, особые сны. Техника «сновидение» применяется в случаях, когда человек сталкивается с тревожными сновидениями, таким, которые кажутся сновидцу важными, но непонятными, ночными кошмарами и повторяющимися снами. Почему это происходит, часто бывает непонятно, и это тоже может стать основой для интерпретации. Сновидения могут быть весьма причудливыми и сюрреаллистичными, добавляя терапевту множество сценарных проблем. Сеанс начинается с короткого разговора, например, обсуждения отношения протагониста к сновидениям и его привычек в этой области. Протагониста пока не настраивают на описание деталей тревожного сновидения. Детали в первый раз описываются на стадии действия. Собственно техника «сновидение» начинается в конце этого предварительного обсуждения и развивается по шести этапам. 1 Разогрев. Протагонист описывает то место, где он спал в ту ночь, когда увидел тревожный сон. Организуется пространство, и протагонист ложится на пол или на матрас. Теперь протагонисту велят закрыть глаза и изобразить «засыпание» как часть ситуации сна. Далее терапевткладет пальцы на закрытые глаза протагониста и начинает вводить его в состояние, похожее на сон (убаюкивание), тихим монотонным голосом, чтобы протагонист приблизился к засыпанию, (но он не должен заснуть или быть загипнотизированным) следующими словами: «Закрой глаза. Ты засыпаешь. Веки становятся все тяжелее и тяжелее. Ты очень сонный. Дыши глубоко, следи за дыханием, особенно за выдохом. Постепенно твое дыхание становится ровнее, ровнее. Ты сонный, вот-вот заснешь. Я хочу, чтобы теперь ты увидел сновидение. Пока ничего не говори мне, просто пытайся как можно более ярко увидеть сон. Как только ты увидишь сон, пожалуйста, встань и опиши место, где ты находишься, и кто там есть еще». 2 Начало действия. Разыгрывание сновидения. Протагонист встает и организует сцену сновидения, задействуя для этого для изображения людей или объекты. Затем разыгрывается сценарий сновидения. Протагонист описывает, что происходит, и вместе со вспомогательными лицами воссоздает сцену, причем что на этом этапе сновидение воспроизводится без применения каких-либо психодраматических техник. 3 Расшифровывание сновидения. После того как весь сон (или часть его) проигран, терапевт просит протагониста начать все сначала. При этом в первоначальный сценарий вводятся определенные изменения, новые приемы. Теперь протагонист может поменяться ролями со вспомогательными лицами, независимо от того, представляют они живых людей или объекты, и взаимодействовать с ними. Терапевт может ввести технику дублирования, например, или любую другую из специальных техник, или их типичную комбинацию. Путем использования этих техник ролевой игры терапевт пытается «закрыть бреши» в исходном сновидении, чтобы обнаружить смысл отдельных фрагментов или всего сновидения. Эта часть техники может изучать отдельные фрагменты сновидения, продолжительность этой части может превышать время первоначального изображения. 4 Продолжение состояния сна. В этот момент протагониста просят вернуться на то место, где он спал (пункт 1). Причина этого – сновидение происходит во время сна и действие ролевой игры должно учитывать это. Протагонист снова закрывает глаза и «спит». 5 Изменение сновидения. Теперь протагонисту дают возможность посмотреть такой сон, какой ему хотелось бы. Для этого даются следующие инструкции: «Я хочу, чтобы сейчас ты встал и разыграл сновидение так, каким бы ты хотел его видеть. Любую часть сна ты можешь изменить в любой угодной тебе форме. Вставай и организуй сцену. Ты можешь выбрать помощников для изображения кого-то или чего-то, скажи им, что нужно делать и говорить, и потом переиграй все сновидение». Сновидение переигрывается. 6 Опять сон и пробуждение. По завершении предыдущей части протагонисту велят вернуться «в постель» и продолжать спать. Терапевт может повторить манипуляции по навеванию сна, как в пункте 1. Но в конце этих инструкций терапевт просит протагониста проснуться, открыть глаза, возможно, поприветствовать словами «Доброе утро». Этот этап сеанса завершает стадию действия, завершает технику «сновидение». Остальная часть сеанса походит на завершающую стадию: выражение чувств, анализ и обсуждение, в котором участвуют все присутствующие на сеансе. Показания. Обычно техника «сновидение» применяется в случаях, когда протагонист жалуется: 1) на то, что он увидел во сне нечто непонятное, но, как ему показалось, очень важное для него; 2) на ночной кошмар, возможно, внезапное пробуждение или на часто повторяющийся сон. Противопоказания. Психодраматический подход к анализу сновидений предполагает, что только особые категории сновидений являются объектом рассмотрения лечения. Сновидения не используются для трактовки поведения в целом. Поэтому рассмотрение сновидений проводится только в том случае, если требуется выработка навыка пересматривать сон. Глоссарий Протагонист – главное действующее лицо в психодраме, «первый игрок», человек, чья ситуация исследуется с помощью психодраматических техник. Дублирование означает, что другой человек представляет себя на месте главного действующего лица, (протагониста) и выражает его чувства, говорит то, чего протагонист в данной ситуации высказать не может или боится. Если дубль способен верно выразить переживание протагониста лучше него самого, то это замечание воспринимается протагонистом как его собственный внутренний голос. Спонтанность. Способность человека адекватно реагировать на новую ситуацию или же по новому реагировать на ситуацию привычную. Спонтанная реакция разворачивается здесь и сейчас, а не основана на на том, чему человек обучился в прошлом и что он по привычке прилагает к каждой ситуации. Морено полагал, что спонтаность связана с творческимиспособностями. Сцена – та часть пространства, где находится протагониси, разыгрывающий психодраматичесское действие. Психодрама – терапевтический метод, созданный Я.Л. Морено: исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания в действии, а не только с помощь разговоров о них. Состоит из трех частей: разогрева, драматического действия и шеринга. Различные техники применяются поо ходу драматического действия и на стадии разогрева. Терапевтические интервенции – это сознательные акты влияния, рассчитанные на то, чтобы вызвать терапевтический (предупреждающий, стабилизирующий, восстанавливающий, развивающий, поддерживающий) импульс; они являются возможными ответами на то, что протагонист делает или говорит. Таким образом, терапевтические интервенции предоставляют рамку коммуникации для оказания помощи в психодраме. Литература. 1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама [Текст] / Д. Киппер. – М.: Класс, 1993. – С. 94-149. 2. Марино Р.Ф. История Доктора [Текст] / Р.Ф. Марино. – М.: Класс, 2001. – С.173-179.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |