КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
В конкретных ситуациях общения спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей. Тема 14. Общение Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции. Тема 13. Деятельность 1. Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких - нет: 1) Ребенок перекладывает игрушки с места на место. 2) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе. 3) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости. 4) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать. 5) Школьник рисует каракули на страницах учебника. 6) Продавец обвешивает покупателей. 7) Ребенок катается на качелях. 8) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней. 9) Человек разговаривает во сне. 10) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.
3. В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции). а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке. б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов. в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей. г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя. 4. Проанализируйте ситуацию, в которой выполняется какая-либо деятельность, выделив ее структурные компоненты. Рассмотрите различные варианты способов изменения деятельности в зависимости от меняющихся условий данной ситуации. Литература [3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 20] 1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций общения и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия. 3. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.) а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты. б) Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить. в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой. г) Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка». д) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике. е) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты. ж) Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд. з) Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик. и) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше. к) Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу. 4. Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей. а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование. б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком. в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась. г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека. д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят. 6. Подберите относительно каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта. а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт? б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи. в) Двое молодых людей любят одну и ту же девушку. Но оба понимают, что «третий – лишний». г) Бездетные супруги, прожив довольно много лет вместе, решили развестись. Однако не могут решить, кому должны остаться однокомнатная квартира, машина, мебель и другие совместно приобретенные материальные ценности. д) Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство. 7. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации: а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями. б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене. в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес. 8. Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующие педагогические ситуации: 1) Ученик систематически нарушает дисциплину на уроках. Цель - выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль учителя, другой - ученика. 2) Ученик, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель учителя - выявить причины и наметить пути для исправления ситуации. 3) Ученица, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание класса. Цель учителя - выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1984.- 392с. Ерчак Н.Т. Общая психология. Тестовые задания. Мн.: Новое знание, 2005.- 272с. Курс лекций по общей психологии /Под ред. В.П.Андронова. Саранск, 2007.- 316. Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2001. – 560с. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004. – 583с. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1994. Кн.1. -576с. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 1994. Кн.3. - 640с. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. - 560с. Практикум по общей психологии / под ред. А.И.Щербакова. М., 1990. - 288с. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб., 2001. — 656 с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998. - 512 с. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. М., 2002. – 262с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПб., 2000 - 712 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д. 2000. - 576с. Сборник задач по общей психологии. / Под ред. В.С.Мерлина. М., 1974. - 207с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.- 367с. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2003. – 464с. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. - 191с. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. - 368с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. – 420с. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. - 255с. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.- 104с. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975. -112с. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.- 156с. Психологические тесты / Сост. Ахметджанов Э.Р. М., 1996. - 320с. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2003. - 672с. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М., СПб., 2007. – 407с. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С.88-100. Источник: Сборник практических заданий по психологии. Методическое пособие / Сост. Ж.Г.Гаранина, Н.В.Андронова. Саранск, 2009. Рецензент: к.пед.наук, доцент кафедры педагогики МГУ им.Н.П.Огарева И.В.Харитонова
Курс «Психология темперамента» ориентирован на более углубленное изучение категории «темперамент». В рамках курса более подробно рассматривается содержание понятия «темперамент», история учений, современные направления прикладных исследований психодинамических свойств темперамента. В процессе изучения дисциплины делается акцент на различных аспектах проблемы биологических оснований индивидуальных различий, рассматриваются физиологические и психологические аспекты исследования свойств и структуры темперамента. Значительную часть курса составляют темы, освещающие современные исследования динамических особенностей психического склада и поведения человека, физиологические и психологические проявления свойств темперамента. Таким образом, цель данного курса – ознакомить студентов с физиологическими и психологическими аспектами теоретического анализа темперамента, с подходами и методами его исследования; более углубленно изучить сущность и признаки данного явления, проанализировать его связь с другими свойствами личности; рассмотреть современное состояние вопроса и прикладные аспекты исследований структуры темперамента. Изучение дисциплины «Психология темперамента» направлено на формирование следующих общекультурных компетенций: ОК-3 – способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; ОК-4 – способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики. У студентов заочной формы обучения основную часть самостоятельной работы и промежуточный контроль составляет контрольная работа. Выполнение контрольной работы является необходимым условием для допуска к итоговому контролю. Контрольная работа является базовой формой самостоятельной работы. Выполнение контрольной работы предполагает более основательную проработку материала, позволяет основательно освоить учебный материал, структурировать основное содержание материала по конкретным разделам и выделить в теоретическом материале актуальные проблемные вопросы. В результате выполнения заданий контрольной работы студент должен уметь анализировать значение свойств темперамента как фактора регуляции стиля деятельности, пояснять возрастные особенности проявления черт и структуры темперамента, возрастную динамику, факторы изменчивости темперамента, вести дискуссию по данным темам, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения. В пособии освещаются основные задания контрольной работы, требования к их выполнению и оформлению, что позволяет структурировать изучаемый материал и организовать самостоятельную работу студентов более эффективно. Также представлено основное содержание лекционного материала, проверочные тесты и контрольные вопросы, литература, рекомендуемая для подготовки к занятиям и к выполнению заданий контрольной работы. В результате работы на практических, интерактивных занятиях и выполнения контрольной работы студент должен знать: 1. Основные учения, подходы к типологии и исследованию темперамента; 2. Отличительные признаки темперамента как психологической категории; 3. Основные психодинамические свойства темперамента и их психологическую характеристику; 4. Проблему изменчивости и пластичности темперамента; 5. Современные аспекты исследования темперамента, сферы применения полученных данных. Организация учебного процесса. В целом на изучение курса в учебном плане предусмотрено: лекции – 4 часа; практические занятия – 4 часа, в том числе 2 часа в интерактивной форме. На самостоятельную работу в течение семестра отведено 60 часов. Форма итогового контроля: зачет. Текущий контроль: проверочные тесты по тематическим разделам, выполнение практических заданий, аннотирование статей, участие в обсуждении теоретического материала, активное участие в интерактивных занятия, защита доклада. Раздел I
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 7310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |