Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный алгоритм структурирования текста аннотации




· Аннотируемый текст… (название в кавычках, фамилия или фамилии и инициалы авторов).

· Он посвящен теме (проблеме, вопросу) …

· В данном тексте анализируются следующие проблемы: … (излагаются такие проблемы, как …; исследуются процессы, свойства, материалы …; описываются особенности, виды, результаты …; дается характеристика …).

· Автор(ы) рассматривает способы (методы, виды) …; пишет о значении (результатах) …; раскрывает сущность (причины, основные положения) …; доказывает роль (значение, влияние)

· Большое место занимает рассмотрение …

· Главное внимание обращается на …

· Подробно освещаются такие вопросы, как…

· В заключение автор делает вывод о том, что …

· Статья рассчитана (на кого), предназначена (для кого).

Задание выполняется по вариантам (все указанные статьи вы можете найти в электронной библиотечной системе – Научная электронная библиотека elibrary.ru).

Вариант Название статьи
  Шалова, С.Ю. Влияние свойств темперамента студентов на поведение во время экзамена / С.Ю.Шалова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 10.
  Сухотина, Е.В. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов / Е.В.Сухотина, Н.Р. Хакимова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. – № 3.
  Семяшкин, А.А. Когнитивные стили, мотивация достижения успехов, темперамент: взаимосвязи и гендерные различия / А.А. Семяшкин // Вестник тюменского государственного университета. – 2009. – № 5.
  Красильников, И.А. Ценностная конфликтность, копинг-стратегии и темперамент / И.А.Красильников // Известия Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1., № 2.
  Зобков, А.В. Индивидуально-типологические характеристики студенческой молодежи и психическая саморегуляция поведения и учебно-профессиональной деятельности / А.В.Зобков // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2011. – № 30.
  Даниленко, О.И. Исследование связи компонентов жизнестойкости и свойств темперамента / О.И.Даниленко, И.В.Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – № 1.
  Хуснутдинова, С.Б. Взаимодействие смысложизненных ориентаций и темперамента при формировании индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека / С.Б. Хуснутдинова // Вестник ВЭГУ. – 2009. – № 1.
  Крючкова, А.Б. Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента / А.Б.Крючкова // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2010. – № 2.
  Любицкая, Р.Ф. Учет особенностей темперамента младших школьников в процессе обучения и воспитания / Р.Ф.Любицкая, В.И.Загерова // Проблемы современной науки. – 2012. – № 4.
  Велумян, Н.А. Роль темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников / Н.А.Велумян // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2012. – Т. 18., № 2.

 

ЗАДАНИЕ 4.

Составьте глоссарий и выполните практическое задание

по теме «Индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Проблема учета особенностей темперамента и выработки индивидуального стиля деятельности».

Первоначально в ходе подготовки к заданию необходимо ознакомиться с исследованиями, связанными с индивидуальным стилем деятельности, рассмотреть, в чем состоит проблема овладения человеком своими психодинамическими особенностями и проблема учета особенностей темперамента в профориентационной работе. Также необходимо проанализировать, как разработан этот вопрос в концепции Е.А.Климова, рассмотреть, как автор определяет понятие «индивидуальный стиль деятельности», какова содержательная характеристика данной категории, ее признаки, как представлена структуру индивидуального стиля деятельности.

В последующем с опорой на представленный материал будет организована практическая работа и обсуждение материала на интерактивном занятии.

Ход выполнения задания:

I. Во-первых, кратко опишите основные концептуальные положения, понятия, раскрывающиеконцепцию Е.А.Климова. Задание оформляется в виде последовательного описания в виде списка.

II. Во-вторых, выполните практическое задание:

Опираясь на подход Е.А.Климова к выработке индивидуального стиля деятельности, опишите следующие группы свойств, составляющие его структуру, применительно к разным типам темперамента (используя характеристики типов темперамента (представленные в Приложении 3):

I. Опишите для каждого типа темперамента свойства группы А - благоприятствующие успешной деятельности и свойства группы Б - противодействующие успешной деятельности;

II. Пропишите условия деятельности в которых указанные вами свойства группы А могут быть максимально использованы как адаптационный потенциал, позволяющий повысить эффективности деятельности, а свойств группы Б потребуют компенсации, для оптимизации деятельности и лучшего приспособления к данным условиям.

III. Используя составленные описания свойств разных групп, составьте рекомендации (по вариантам):

Вариант Задание
1, 2 как можно компенсировать свойства группы Б у холерика
  как можно компенсировать свойства группы Б у сангвиника
  как можно компенсировать свойства группы Бу флегматика
  как можно компенсировать свойства группы Б у меланхолика
  как лучше максимально использовать и развивать свойства группы Ау холерика
  как лучше максимально использовать и развивать свойства группы Ау сангвиника
8, 9 как лучше максимально использовать и развивать свойства группы Ау флегматика
  как лучше максимально использовать и развивать свойства группы Ау меланхолика

 


Раздел IV

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

Представленные варианты заданий для самостоятельной работы, предполагают более основательную проработку освещенных тем, позволяют структурировать основное содержание материала по конкретным блокам его изучения. Выполнение этих заданий позволяет подготовиться как к промежуточному, так и итоговому тестированию.

Вариант – 1

1. Какие из перечисленных подсистем индивидуальности включены (являются составной частью) в следующие системы индивидуальных свойств человека:

  подсистемы:
I. Система индивидуальных свойств организма а) социальные роли в социальной группе
II. Система индивидуальных психических свойств б) психодинамическая в) свойства нервной системы
  г) общесоматическая
  д) психические свойства личности
  е) биохимическая
  ж) социальные роли в социально- исторических общностях

2. Дополнить:

Конституция рассматривается как функциональное … всех физический и физиологических свойств человеческой ….

3. Установите последовательность этапов изучения темперамента:

а) соматическая

б) нервная (особенности функционирования ЦНС)

в) гуморальная

г) конституциональная (исследование общей конституции)

4. Дополнить:

Микрофизическая конституция – совокупность, целостность таких … признаков, которые присущи всем … человеческого организма (их размер, соотношение).

 

5. Что из приведенного списка относится к пикническому, атлетическому, а что к астеническому конституциональному типу: узкое тело; средний рост; широкий лоб; развитая мускулатура; длинная грудная клетка; кругловатая, плотная фигура; широкое лицо; крепкое телосложение; короткая шея; высокий или средний рост; тонкие конечности; склонность к тучности; профиль заостренный; широкие плечи; мускулатура слабая.

6. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащий разным авторам (И.П. Павлов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Определите автора каждого из них:

1. Темперамент – это те «индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата».

2. Понятие темперамента сводиться к подчеркиванию его динамических характеристик, которые выражаются в импульсивности, темпе, силе, устойчивости, напряженности, амплитуде колебаний психический процессов.

3. Темперамент энергетическая характеристика психических процессов.

4. Темперамент – тип высшей нервной деятельности.

5. Темперамент – это особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственной конституции человека. Темперамент обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях.

6. Темперамент – комплексная динамическая характеристика психики человека, включающая два основных компонента – эмоциональность и общую активность.

7. Дополнить:

Темперамент – это … фундамент, на котором формируется …

8. Поясните, какие из следующих утверждений, верны или неверны?

1. Темперамент зависит от содержания деятельности и поведения, то есть отражает содержательный аспект деятельности.

2. Свойства темперамента высоко коррелирует со свойствами нервной системы.

3. Свойства темперамента не являются наследуемыми.

9. Укажите правильные соотношения типов нервной системы, выделенных И.П. Павловым с классическими типами темперамента:

I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип а) меланхолик б) флегматик
II. Сильный, неуравновешенный с преобладание возбуждения в) холерик г) сангвиник

10. Дополнить:

Реактивность – это свойство, характеризующее степень … реакций на внешние или внутренние воздействия … силы.

11. Дополнить:

Темп реакции – это свойство, определяемое … протекания различных психических реакций и процессов.

12. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, сообразительность, сензитивность, реактивность, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, принципиальность, острота зрения, быстрое переключение внимания, высокие умственные способности, медлительность, сила эмоциональной реакции, глубина чувств.

13. Дополнить:

Физиологическая концепция И.П. Павлова, получившее название учения о … … …, трансформировалась в учение о … … …

14. Проявления темперамента в моторной сфере это:

а) темп

б) аккуратность

в) агрессивность

г) биоритмы

д) интенсивность

15. В каком из следующих соотношений находятся пары понятий:

               
   
       
 

 

 

а) психика – б) темперамент

а) темперамент – б) характер

а) моторная сфера – б) темперамент

а) темперамент – б) сила нервной системы

а) сангвиник - б) холерик

16. Прокомментируйте следующие утверждения. Какие из них верны, а какие нет:

1. У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента.

2. В физиологической концепции И.П.Павлова утверждалось, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует своя картина поведения, т.е. темперамент.

3. Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека.

17. Представлены два этапа исследования темперамента. Установите соотношение, на каком этапе, какие ученые или ученый проводили свои исследования:

I. Гуморальная а) Гиппократ
II. конституциональная (исследование общей конституции) б) У. Мак-Дауголл в) Э. Кречмер
  г) К. Гален
  д) У. Шелдон
  е) Дж. Гилфорд
  ж) И.П. Павлов
  з) В.Д. Небылицин и) В.М. Русалов

 

18. Поясните, какие из следующих утверждений, верны или неверны?

1. Проявление темперамента ребенка непосредственно влияет на обращение с ним окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность.

2. Свойства темперамента, будучи непосредственно связаны с содержанием поведения, определяют направления развития личности.

3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами формирования отдельных черт личности.

 

19. Какие свойства темперамента были описаны следующими исследователями:

свойства темперамента:

I. А. Томас, С. Чесс а) эмоциональность

II. В.М. Русалов б) уровень активности во сне

в) темп

г) приближение-избегание

д) пластичность

е) ритм сна, в еде

ж) эргичность

з) настроение

 

20. Установите соотношение, какому блоку функциональной системы (по П.К.Анохину) какое свойство темперамента (по В.М.Русалову) соответствует:

 

I. блок афферентного синтеза а) пластичность

II. программирования (принятия решений) б) эргичность

III. блок исполнения в) эмоциональность

IV. блок обратной связи г) скорость

21. Дополнить:

Темп (скорость) показывает степень быстроты … той или иной поведенческой ….

Эмоциональность отражает порог … к возможности несовпадения … действия с акцептором результата действия.

 

 


Вариант – 2

1. Какие из перечисленных подсистем индивидуальности являются составной часть (включены) в следующие системы индивидуальных свойств человека:

подсистемы:

I. Система социально- а) социальные роли в

психологических социальной группе

индивидуальных свойств б) психодинамическая

в) свойства нервной

II. Система индивидуальных системы

психических свойств г) общесоматическая

д) психические свойства

личности

е) биохимическая

ж) социальные роли в

социально-исторических

общностях

2. Дополнить:

Конституция – это совокупность функциональных и … особенностей организма, сложившихся на основе … и приобретенных свойств организма и определяющая его ….

3. Дополнить:

Микрофизическая конституция – целостность (совокупность) … признаков организма, соматотип, морфотип человека.

4. Установите последовательность этапов изучения темперамента:

а) соматическая

б) нервная (особенности функционирования ЦНС)

в) гуморальная

г) конституциональная (исследование общей конституции)

5. Что из приведенного списка характеризует эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный тип телосложения: телосложение слабое; конечности длинные, тонкие; хорошо развита мускульная система; слабое развитие внутренних органов; тело мешковатое; организм хрупок и тонок; стройное и крепкое тело;

6. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон, Я.Стреляу, И.П.Павлов). Определите автора каждого из них.

1. Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморес - соков организма. И если соки смешиваются в организме надлежащее, пребывает он в здоровье, а ненормальное смешение побуждает организм к болезни. Надлежащее соотношение частей – темперамент…

2. Темперамент – это совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющийся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций.

3. Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматотипам соответствуют висцеротонический, соматотонический и церебротоническй типы темперамента.

4. Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: циклотимики имеют пикнический тип телосложения, шизотимики отличаются астеническим телосложением.

5. Типам нервной системы соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовских типа темперамента.

7. Дополнить:

Темперамент - … составляющая поведения человека, проявляющаяся в общей … взаимодействия человека с окружающим миром и … отношении к его процессу и результатам.

8. Поясните, какие из следующих утверждений, верны или неверны?

1. Темперамент характеризует индивидуально-характерную, типичную для индивида меру динамического напряжения и отношения к окружающему.

2. Свойства темперамента могут проявляться в детстве.

3. Свойства темперамента не устойчивы и в течение жизни человека сильно изменяются.

9. Укажите правильные соотношения типов нервной системы, выделенных И.П.Павловым с классическими типами темперамента:

I. Сильный, уравновешенный, инертный тип а) меланхолик

II. Слабый тип б) флегматик

в) холерик

г) сангвиник

10. Дополнить:

Активность – это свойство, характеризующее степень …, с которой человек воздействует на мир и преодолевает … при осуществлении ….

11. Пластичность – ригидность свидетельствуют, насколько легко и … приспосабливается человек к внешним воздействиям и насколько … и косно его поведение.

12. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Индивидуальность, психодинамические свойства, морфофизиологическая целостность, сангвиник атлетический тип телосложения, общая активность, сила нервной системы, рефлекс, способности, эргичность.

13. В результате исследований … и … к трем основным свойствам нервной системы (…, … и …) были добавлены еще два: … и ….

14. Динамику психической жизни определяют:

а) направленность личности

б) эмоциональность

в) воспитание

г) темперамент

д) способности

15. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

               
   
       
 

 

 

а) темперамент - б) эргичность

а) пластичность - б) темп

а) система индивидуальных свойств организма – б) свойства нервной системы

а) личность – б) формально-динамические свойства

а) функциональная конституция – б) нейродинамическая конституция

16. Прокомментируйте следующие утверждения. Какие из них верны, а какие – нет:

1. Галена можно считать родоначальником эндокринологического направления в объяснении различных темпераментов.

2. Слово «темперамент» И.П. Павлов предложил заменить на «генотип», а термин «фенотип» использовать вместо характера.

3. Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления» формально-динамических свойств поведения».

17. Представлены два направления (этапа) исследования темперамента. Установите соотношение, в каком направлении, какие ученые или ученый проводили свои исследования:

I. Соматическая а) Гиппократ

II.Нервная б) У. Мак-Дауголл

(особенности функционирования ЦНС) в) Э. Кречмер

г) К. Гален

д) У. Шелдон

е) Дж. Гилфорд

ж) И.П. Павлов

з) В.Д. Небылицин

и) В.М. Русалов

18. Поясните, какие из следующих утверждений, верны или неверны?

1. Проявление темперамента ребенка не влияет на обращение с ним окружающих, и оказывает прямое воздействие на его личность.

2. Особенности личности являются вторичными по отношению к свойствам темперамента.

3. Свойства темперамента, не будучи непосредственно связаны с содержанием поведения, не определяют направления развития личности.

19. Установите соотношение, какому блоку функциональной системы (по П.К. Анохину) какое свойство темперамента (по В.М. Русалову) соответствует:

I. блок афферентного синтеза а) пластичность

II. программирования б) эргичность

(принятия решений) в) эмоциональность

III. блок исполнения г) скорость

IV. блок обратной связи

20. Какие свойства темперамента были описаны следующими исследователями:

свойства темперамента:

I. А. Томас, С. Чесс а) эмоциональность

II. В.М. Русалов б) уровень активности во сне

в) темп

г) приближение-избегание

д) пластичность

е) ритм сна, в еде

ж) эргичность

з) настроение

21. Дополнить:

Эргичность характеризует в наиболее обобщенной форме широту – узость … ….

Пластичность отражает степень легкости (трудности) … с одних … поведения на другие.


Раздел V

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Понятие индивидуальности. Системы и подсистемы индивидуальности человека.

2. Понятие конституции. Общая и частная конституции.

3. Современная трактовка конституции человека. Структура частных конституций человека.

4. История учения о темпераменте.

5. Свойства нервной системы. Методы определения свойств корковых процессов.

6. Значение для психологии свойств нервной системы. Основные результаты исследования отдельных свойств нервной системы.

7. Структура основных психодинамических свойств.

8. Структура темперамента. Свойства темперамента. Черты темперамента.

9. Способы исследования отдельных свойств темперамента и их физиологическая характеристика.

10. Современные концепции темперамента.

11. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности.

12. Влияние возрастных изменений на формирование свойств темперамента.

13. Возрастная динамика черт и структуры темперамента.

14. Проблема изменчивости и пластичности темперамента.

15. Изменение характеристик темперамента при нарушении здоровья.

16. Значение темперамента в медицине, в педагогике, в физиологии труда и спорта.

17. Характеристика методов исследования темперамента.

18. Оценка темперамента с точки зрения адаптивных способностей.

 

 


Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.