Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смерти и длилась до скончания веков. 3 страница




В мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица, в которой скрывался создатель мира Бог Тангароа, впоследствии вышедший из яйца. Обломки этого яйца образовали полинезийские острова. Отголоски подобных космологических воззрений есть и в славянском фольклоре: по одному из вариантов украинской сказки, человек в войне птиц и зверей помог первым и в награду получил яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).

Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы явственно обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ

- многообразных юртах, эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках

(например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в Южной Америке). К тому же в преданиях этих народов происхождение, конструкция, ориентация по частям света и внутренний интерьер таких жилищ однозначно связывается с космическими представлениями. Впоследствии космоархитектурная символика была перенесена на купола церквей, мечетей, гробниц, некоторых буддийских ступ и т.п.

Индоевропейская традиция (включая славянскую и русскую), выводящая миротворение из золотого космического яйца, восходит к арийским и доарийским временам. В Законах Ману - одном из

самых известных древнеиндийских литературных источников -

космогенез начинается с истечения мужского семени в первичный

океан. В результате появляется золотое яйцо - местопребывание

творца-прародителя Брахмы. Он-то и разделяет яйцо надвое:

верхняя половина - небо, нижняя - земля, а между ними -

воздух. Божественное прозвище Брахмы было - Лебедь-Калаханса

(поэтому и космическое яйцо считалось лебединым). В санскрите

kala-ha.nsa обозначает и лебедя и гуся. Из последней

части санскритского слова путем сложных трансформаций возникло

и русское "гусь" (ср.: немецк. Gans - "гусь"). Отсюда

же и устойчивое словосочетание русского фольклора

"гуси-лебеди". Интересно, что и название первичного

космогенного океана сохранилось в современном языке в разных

обличиях. В Законах Ману он именовался Нара (n-ar-a) -

"воды". К данной лингвистической основе восходят русские слова:

нырять, нора, понурый, нерпа (норпа), нарвал, а также множество

разноязычных названий, связанных с водными источниками: реки в

Индостане (притоки Инда); Нара (приток Оки) в Подмосковье, Нарва (Норова) - река и город, Нарым (приток Иртыша), Нарын

(приток Сыр-Дарьи), озеро Неро, город Норильск (от "нор" - "омут", "яма с водой") (ср.: также монг. "нар" - "озеро"; коми "нюр" - "болото").

Безусловно, неоспоримое свидетельство древнейшего почитания у славян яйца как символа жизнепреемственности и космического возрождения - это обычай крашения и расписывания

яиц. Обычай, в настоящее время увязанный с христианской Пасхой,

в действительности уходит в самые дальние глубины этнической

истории славян и индоевропейцев. Археологи находят писанки

(расписные яйца) в древних курганах; в форме народного

декоративного искусства они широко распространены у восточных

славян, особенно у украинцев.

Писанки донесли до наших времен свидетельство о древнейших космологических и космогонических представлениях. На яйцах воспроизводились солнечные и звездные знаки, а также более обобщенные символы, например трезубец (при направленности острия вверх он означал мужчину, человека и месяц; при положении острием вниз означал небо и облако), а также свастика (символ творческого активного начала жизни и огня). Звезды изображались восьмиконечными (что соответствовало небесным светилам) и пятиконечными (что соответствовало древнеарийскому символу Вселенной). Треугольник острием вверх испокон веков означал Шиву, а треугольник в обратном виде - острием вниз -

Вишну; вместе они и составляли пятиконечную звезду, символизировавшую космическое единение68.

Закодированная формула "мир-яйцо" была настолько стойкой и неискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла в церковную литературу - сначала в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем: "О яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу - скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля69.

Почему же священное и магическое значение приписывалось именно птичьим яйцам (хотя в природе известны яйца насекомых и рептилий, а млекопитающие, включая человека, наделены женскими яйцеклетками и мужскими семенниками)? При этом птичьи яйца почитались не всякие, а только тех птиц, с которыми человека связывали бытовые или магические отношения. Из верований разных народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие птицы почитались как священные. Но в космогоническом плане творцами Вселенной (или уже земного мира) выступают, как правило, утки или гуси (лебеди).

Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и творит земной мир. Изображения этого акта встречаются на многочисленных древних украшениях и орнаментах - вплоть до

трансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевском

соборе в Юрьеве-Польском (1236 г.). По другому варианту,

дошедшему через карело-финский эпос "Калевала", космическая

утка сносит шесть золотых яиц, роняет их в океан-море, а затем:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе...

В космогонии Древнего Египта (гермопольская версия) бытовал аналогичный сюжет - только вместо утки выступал белый

гусь Великий Гоготун: он снес яйцо, из которого родился Бог

Солнца, рассеяв тьму и хаос, что свидетельствует об общих мифологических воззрениях тех пранародов, которые положили начало и древним египтянам, и древним индоевропейцам, и древним финно-угорцам.

По древнеегипетским представлениям, изначальное

Космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме до сотворения мира. Из него в образе птицы появилось солнечное Божество, которое так характеризуется в подлинных текстах: "Я

- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито". В других текстах голос космотворящей птицы - дикого гуся Великого Гоготуна - прорезал бесконечное безмолвие хаоса, "когда в мире еще царила тишина". По одним источникам, яйцо

несло в себе птицу света, по другим - воздух. В "Текстах саркофагов" говорится, что оно было первой сотворенной в мире

вещью.

Слава тебе, Атум, я - Два льва [Шу и Тефнут], дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей, ибо я яйцо, пребывающее в Небытии.

Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю]

от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он,

Я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо - властелина вечрашнего дня.

Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским текстам, содержит воздух и может считаться Великой опорой, разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их. Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний день" - время хаоса и небытия.

Птица, которая выступает творцом (демиургом) мира у разных народов, иногда меняет свое обличие. У североамериканских индейцев тлинкитов - это ворон, у якутов - ворон, утка и

сокол, у некоторых австралийских племен - орел-сокол70.

В русской традиции Птица-Космотворец - как правило, селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающая

птица (например, лебедь). Народ свято хранил в памяти

наидревнейшие представления о сотворении мира. П.Н.Рыбников в

середине прошлого века записал краткий христианизированный

вариант доарийской легенды у крестьян Заонежья (сам текст

является типичным образцом народного двоеверия):

"По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел гоголь, а другой черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавали

сам Господь Вседержитель и Сатана. По Божию повелению, по

Богородицыну благословению, Сатана выздынул со дна моря горсть земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев и высоких гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы небесные; ударил Сатана в камень молотком и создал свое воинство. И пошла между воинствами великая война; по началу одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх сила небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино воинство, и попадало оно на землю в разные места: которые пали в леса, стали лесовиками, которые в воду - водяниками, которые

в дом - домовиками; иные упали в бани и сделались банниками, иные во дворах - дворовиками, а иные в ригах -

ригачниками"71.

Подробнейший анализ древнерусских, древнеславянских и других космогонических легенд дан в фундаментальном исследовании академика А.Н.Веселовского "Разыскания в области русского духовного стиха": XI. Дуалистические поверья о мироздании (СПб., 1889); ХХ. Еще к вопросу о дуалистических космогониях (СПб., 1891).

Древнейшие доарийские представления об участии птицы (утки) в сотворении мира сохранились в космогоническом апокрифе XVII в. из библиотеки Соловецкого монастыря. Текст христианизирован, но в нем настолько явственно присутствует добиблейский пласт, что в результате действующими лицами оказываются два Бога - христианский и дохристианский,

выступающий в виде птицы - Селезня (гоголя). Поле действия

апокрифа - мир до сотворения, когда в нем не было ничего,

кроме воды (первичный космический океан), по которому и плавала

Божественная птица. "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз если Бог... Бог же рече: ты откуда бо? Птица же рече: от вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И понре птица в море и согна пену, яко ил и принесе к Богу и взя Бог ил в горсть и распространи сюду и овоюду, и быть земля..."72. Интересно, что дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным, чем библейский Бог. Первому, а не второму дано достать и принести землю со дна океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним (аналогично общеарийскому Вишну). За что библейский Бог, согласно апокрифу, и наименовывает своего конкурента Сатанилом, которого "престал над звездами", а там он "воевода небесным силам, надо всеми старейшина".

Данный сюжет, где народная космогония перемешана с библейской, встречался и фиксировался повсеместно - от Севера

до Юга. Апокриф - сказание о творении мира уткой-гоголем -

имел широкое хождение на Руси, куда он попал из Болгарии

(интересно, что в самой Болгарии обнаружен лишь

один-единственный оригинальный список, в то время как в России

известно их несколько). Однако было бы неверно ограничивать

легенду о Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как

это делали некоторые исследователи. Апокриф, как будет видно

ниже, опирался на древнейшие космогонические представления,

прямого отношения к Библии не имевшие. Повсеместность

распространения легенды о творении мира при участии птицы -

практически на всех континентах земли - лучшее тому

доказательство.

Свидетельством о нехристианском и дохристианском происхождении анализируемой легенды являются также описания и изображения славянских идолов. Некоторые из них, найденные случайно при земляных работах, срисованные, но впоследствии безвозвратно утраченные, - представляют собой существо

мужского рода с уткой на голове (рис. 125). Думается, что это и

есть тот самый Селезень (Гоголь), которого позднее христианские

ортодоксы, искоренявшие язычество, отождествили с Сатанилом,

ведущим свое начало от иудаистическо-христианского Сатаны.

Древнее космогоническое представление о творении мира птицей было чрезвычайно живуче среди славянского населения России. Ввиду исключительной важности данного текста, уходящего своими корнями в гиперборейские времена, приводим наиболее подробную из его записей - как она сохранилась в памяти

русского сказителя. Текст записан от 79-летнего тюменского

крестьянина Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в журнале

"Этнографическое обозрение", 1909. No 1).

Сотворение мира

"Изначала веков ничего не было: - ни неба, ни земли,

ни человека, а была только одна вода, вода без конца и краю и

без дна, а поеверх воды была тьма тьмущая - безпросветная

тьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф. Плыл однажды

Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. -

В.Д.] и вот - в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам сатана Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана появился, так сейчас же вступил в разговоры с Богом, он сказал Богу: - Я - брат твой. Возьми меня с собою в лодочку". В лодочке хватило места и для двоих и потому Бог сказал сатане:

- Садись. - Сел сатана в лодочку вместе с Богом и поплыли

дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане: - "Хочу я сотворить

землю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли". Сатана

обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим сатана

не благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным. Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог

добраться до дна и не мог захватить земли, выбился

сатана из сил и вынырнул обратно и сказал Богу: - Не мог я

добраться до дна и не достал земли. - Тогда Бог опять сказал

сатане: - Ныряй второй раз и достань из воды земли. - Сатана

оборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз

он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл

земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и

сказал Богу: - Не мог я достать земли и не мог добраться до

дна, хотя нырнул куда как дальше прежнего. - Тогда Бог сказал

сатане: - Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь не

благословясь. - Благословись у меня, тогда достанешь дно и

принесешь земли. Ныряй в третий раз". Сатана на этот раз

благословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном

[особая порода широконосых уток. - В.Д.] и нырнул в третий

раз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в

клюв земли и принес ее Богу и сказал: - Вот я принес тебе

земли.

- Давай сюда землю, - сказал Бог и взял землю из клюва птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшую

часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: - Сотворит Бог

себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру

сотворю свою особую землю.

Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем китам. И вот явились три кита, таких больших, что станешь на головы, так конца хвостов и не увидишь. Киты установились головами вместе, а хвостами в разные стороны. Тогда Бог положил землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и сдавливать ее. Мял - мял Бог землю и сделал из нея вроде

небольшой круглой и совершенно ровной лепешки; эту

лепешку-землю Бог положил на головы трех китов, и земля стала

расти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и все

продолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держать

землю, и тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четырем

китам и держать землю. Явились четыре кита, сомкнулись они

головами с первыми тремя, а хвостами раскинулись в разные

стороны и стали держать землю. С того времени и до наших дней

земля держится на семи китах.

В то время как росла и ширилась земля на китах, - росла и ширилась также земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что сильно раздуло щеки у сатаны. Бог это заметил и спрашивает сатану: - С чего это у тебя щеки-то раздуло? - И сатана должен был сознаться: - Виноват! Прости Господи: я утаил во рту немного земли.

- Выплевывай землю изо рта! - приказал Бог. И сатана стал выплевывать землю. И там, где сатана плюнет, - появляются

всякие дикие и нечистые места, - горы и овраги, лесныя

трущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и чиста и

во всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весь

мир.

Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал отдохнуть. Вытащил он лодочку из воды на землю, перевернул ее вверх дном, а сам улегся около лодочки и скоро уснул крепким сном. Сатана, при виде уснувшего Бога, замыслил недоброе дело,

- он задумал погубить Бога. Сатана думал так: - Брошу я соннаго Бога в воду и утоплю его, и тогда - земля будет моя и

лодочка будет моя.

Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере приближения сатаны к воде земля перед ним все росла и ширилась, а вода перед ним все убегала да убегала. Так сатана и не мог донести Бога до воды. Повернул тогда сатана в другую сторону и понес Бога к другому берегу земли, думал, не удастся ли бросить Бога с другого берега земли. Но и там повторилась та же история. Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около лодочки, как будто бы он и не касался Бога.

Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде. Земля продолжает расти и теперь, - и когда она вырастет и

увеличится настолько, что и семь китов не в состоянии будут

держать ее, - тогда киты уйдут в воду; земля разсыплется и

провалится в водные бездны. Тогда и наступит конец мира.

Говорят, что это время уже недалеко".

Известны и другие варианты. Один из них - более лаконичный - записан в конце прошлого века в Смоленской губернии собирателем русского и славянского фольклора

В.Н.Добровольским. В записи и публикации неутомимого этнографа зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает в образе лебедя, и Бог заставляет его трижды нырять на дно моря за песком, чтобы сотворить сушу73. Здесь же приводится еще одна редкая русская космогоническая легенда о происхождении Луны из Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись на одно из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное Богу, что оно стало совершенно бледным - и зовется оно с тех

пор уже месяцем и светится только ночью"74. Понятно, что на протяжении тысячелетий в процессе этнической дифференциации многие первоначальные мифологические сюжеты и образы трансформировались, обрастали новыми подробностями или, напротив, утрачивали старые. Однако исходные моменты народная память удерживала цепко.

Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ древнее - утка (гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и другой

выступали тотемами различных родов или племен. Несомненно одно:

древнейшие представления о сотворении мира на стадии

недифференцированной культурной и языковой общности народов

Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным Океаном, который в конечном счете является космическим океаном. Для подтверждения сказанного приведем еще раз финский - теперь

прозаический - вариант легенды о сотворении мира.

"Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман. Дух сатана является гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гоголь

сказал: "Я птица водяная, ведь мое место на море". - "Но что

же ты здесь на море, когда нет земли?" - "Где же взять землю,

раз она вовсе не существует!" - "Земля ведь находится на дне

моря. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гоголь

погружается на дно моря и несет земли в клюве. У него осталось

ея мало, так как вода смыла часть ее. Дух сатана говорит:

"Сходи еще раз, принеси побольше". Гоголь принес еще. "Сходи

еще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз и

принес еще больше. Они сделали себе участок земли на море и

начали жить там.

Очутился дух Божий среди них. "Откуда у вас здесь земля?"

- "Гоголь сходил на дно моря". - "Начнем вместе творить, раз

у вас есть земля..." Злой дух взял земли в рот, отделяя часть

ее для своей земли. Бог все говорит: "Должно быть больше земли,

так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется: "Больше нет".

Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что ее нет?" Тот выплевывает землю на север, где из нея стали расти камни, скалы, горы75.

Отголоски древнейших представлений о Космическом яйце находим и в некоторых украинских космогонических сказаниях76 (а архаичный украинский фольклор - он одновременно и фольклор

Киевской Руси, то есть всех населявших ее народов - великороссов, малороссов и булоруссов). Так, по одной из

легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного

шара (аналог Космического яйца). Из яиц же появляются и люди.

После изгнания из рая Бог повелел Еве каждый день нести столько

яиц, сколько в тот день людей умрет. И так - вечно. А Бог

берет те яйца, делит каждое на две половинки и бросает на землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка. А потом они подрастают и женятся. Но иногда бывает, что одна половинка яйца падает в море, а другая - на землю или

какой-нибудь зверь съедает одну из половинок. И тогда человек, родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и всю жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной77.

У других народов Евразии также распространен сюжет о нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что лишний раз доказывает близость и былое единство верований и культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог) и Керометь (Сатана), у мордовцев - Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас

(Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а

на дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для

детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,

которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:

всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей

нашел отображение в древнем народном искусстве - как русского,

так и сопредельных народов (рис. 126).

Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира. Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица, противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание), где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной на Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки фигурирует Свет-Луна - мифологический персонаж, несущий явную

космическую нагрузку.

Космическая оберегательная сила яйца и его магическое значение явственно прослеживается в некоторых сказках, древняя мифологическая подоплека которых как-то упускалась из виду специалистами. В сказке, записанной на русском Севере

Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой, другой - серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой в утку с одним крылом золотым, а другим серебряным. После встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от той слюны двух мальчиков-самобратов и отдельно - волшебное яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно золотое) охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее предупреждавшее братьев обо всех опасностях, испекается в горячем песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его сборнике оно опубликовано под No 89). Золотая Утка приносит живой и мертвой воды, оживляет детей, принимает человеческий вид и вновь становится женой царя. Интересно, что царица, которая сначала была простой девушкой, имела золотую и серебряную ступни (что в славянском фольклоре соответствует солнечному и лунному свету), стала золотой Уткой (вариант с золотым и серебряным крыльями).

Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно золотое, другое - серебряное), широко известен среди русского

населения. Он был настолько популярен, что в прошлом веке

повсеместно распространялся в виде лубочного издания. В

афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про утку

с золотыми яйцами (No 195 - 196). В одной из них есть

словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый

луг, на том лугу береза, у той березы под кореньями утка;

обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет нести

тебе яички - один день золотое, другой день серебряное". В

другой сказке из афанасьевского сборника (No 264)

рассказывается о Царевне Серой Утке, но такой, что сродни

Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!". Материально-вещественным закреплением памяти тех давних - не

веков - тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).

Таким образом, архетип яйца и сотворившей его птицы прослеживается на протяжении всей истории русского мировоззрения. Сохраняясь долгое время в сакральных народных обычаях и обрядах, они перешли частично впоследствии в духовно-мистическую поэзию русского сектантства - хлыстов и

скопцов. Сектанты вообще считали себя и именовали птицами

райскими: "все райские птицы - братцы и сестрицы". Но образ

этот был совмещен также и с образами Святого Духа, Матушки

Богородицы, Батюшки Сына Божьего, слетающих с Неба в виде птиц. "Сманить с неба птицу", по терминологии сектантов, значит привлечь Бога на землю, войти с ним в благодатное общение на радении. Сектантский пантеон представлен и в виде птицы вообще, ("прилетела райска птица - сама матушка царица") и в виде

конкретных разновидностей птиц: Сын Божий - сокол или орел, Святой Дух - соловушко, сектантские пророки -

гулюшки-голубки. В свое время именно эти пророки воспользовались древней поэтической версией народного космизма, системой его образов и приспособили их к новой религии (аналогично тому, как в свое время христианство в целом, а на Руси особенно, приспосабливалось к неискоренимым языческим обычаям и традициям).

Древнейшими символами русского народного мировоззрения и его космоустремленности являются мифологические птицы русского фольклора: Гамаюн, Алконост, Сирин (см. рис. в Прологе), Феникс, Жар-птица и Стратим-птица. Наиболее древний и смыслообразующий образ Гамаюна - птицы вещей с

человеческим (женским) лицом. Название-имя образовано от

общеславянских слов "гом" ("гам", ср. "шум-гам"), "гомон".

Раньше так и писалось - Гомоюн ("гомоюн", по Владимиру Далю - это "заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный человек" или же напротив - непоседа, живчик, крикун, хлопотун). Исходя из перечисленных смыслов Гамаюн-птица - значит, вещунья, говорунья, глашатай, вестник древних языческих Богов, хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира и Вселенной. Именно такой образ воспроизведен реставратором древнерусской мифологии А.И.Асовым в литературно-художественно воссозданных "Песнях птицы Гамаюн" и "Звездной книге Коляды".

Алконост и Сирин - две райские птицы с женскими

лицами - излюбленные образы русского народа. Их изображение можно встретить и на древних украшениях, и на лубочных

картинках, и в резьбе по дереву, и в творчестве многих русских художников и поэтов. Имена Алконоста (птица радости) и Сирина (птица печали) толкователи обычно возводят к византийским источникам и древнегреческим образам: образ Алконоста проистекает якобы из мифа об Алкионе, превращенной Богами в зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендарным сиренам, заочаровавшим своим пением еще Одиссея.

Однако и трактовка генезиса имени Алконоста, и трактовка образа Сирина нуждается в значительных уточнениях. Говоря об Алконосте, уместнее всего вспомнить миф об Алкионее - самом

могучем из крылатых гигантов, рожденных Богиней земли Геей от

капель крови Бога неба Урана. Как и Антей, он черпал свою

бессмертную силу от Матери-Земли, и так же, как и Антея, его

хитростью победил Геракл: оторвал исполина от родной земли. С

точки зрения корней русского фольклора интерес представляет

отнесенность образа Алкионея к тому пласту общеиндоевропейской

мифологии, когда она была слабо расчлененной, а ее события

разворачивались на далеком Севере. Второе существенное

обстоятельство - крылатость Алкионея: на знаменитом Пергамском

алтаре погибающий Алкионей с распростертыми крыльями -

центральная фигура. Впрочем, не лишено вероятности, что более




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.