КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смерти и длилась до скончания веков. 14 страница
личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245. 24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16. Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и "огненные корни" символа креста, был также издан в виде отдельной брошюры под названием "История креста". 25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299. 26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С.70. 27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно, что Моравия - это название исторической чешской области, и река Морава - производные от того же общеиндоевропейского корня "мор", от которого образовано и слово "Морена"). 28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян// Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903. Кн.4. С.152. 29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь 1880. Ч.212. С.92 - 93. 30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по ведийской мифологии. М., 1986. Аналогичные выводы получены в результате новейших психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого бессознательного. М., 1994). 31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5. М.-Л., 1962. С.36. 32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994. С.15 - 16. 33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994. С.25. 34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6. С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23. 35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна Большого Хани. М., 1973. С.388 - 389. 36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских славян. СПб., 1869. С.9. 37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие. 38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного отрезка - "Эра" (из латинского языка) и представление о воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникло множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-". 39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М., 1994. С.287. 40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 - 91. 41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы. Киев, 1995. 42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990. С. 255 - 257. Автор проводит аналогии между шумерскими представлениями о мироздании и сходными (по композиции) изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских печатях. Не вызывает сомнения общность космологических представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских степях были обнаружены предметы шумерского происхождения. 43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.196 - 197. 44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М., 1869. С.206 - 207. 45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение малорусской свадьбы. Киев, 1885. 46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Ч.2. М., 1879. С.269. 47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 - 123. 48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163 - 164. 49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т.3. М., 1957. С.456. 50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской// Русская беседа. 1857. No 3. С.5. 51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178. 52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341. Подобные вопросы были распространены не только в индоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых "Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв. до н.э.) спрашивается: Каков был довременный мир - Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю - "Верх и Низ" - Без качеств и без форм постиг? Во тьме без дна и без краев Свет зародился от чего?.. 53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С.301 - 302. 54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 - 42. 55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых: Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 - 198. 56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм и Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 - 467. 57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.448. 58 Песни русских сектантов мистиков// Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49. 59 Там же. С.119. 60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства народного просвещения. 1877. Ч. 189 - 190 (январь - март); Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955. 61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих// Переводная литература Московской Руси XIV - XVII века. СПб., 1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2. СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб., 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М., 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в трех томах. Т.1. М., 1898. 62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. - С.409 - 410. 63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. - Мироведение, 1927, т.16. - С.68. 64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513 - 515. 65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии. СПб., 1874. С.281. 66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110. 67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91. 68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 - 36. Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечает повсеместность распространения пятиконечной звезды (пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинских островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы, финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так, израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей символики, приводит многие десятки изображений свастики из культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а также взятые из различных периодов истории народов Индии, Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита, Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии, Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского исследователя, стала специфическим еврейским символом сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не ранее 12 - 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119 - 122; 148 - 153; рис.212 - 234; 316 - 327). 69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.535 - 536. 70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности// Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14. Кн.4. С.185. 71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3. М., 1910. С.186. 72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную космогоническую легенду, но из другого списка приводит А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на природу". С.463. 73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 - 230. 74 Там же, с.235. 75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 - 172. 76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909. 77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14. 78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистических космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43. 79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1. М., 1910. С.304 - 305. 80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264. 81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994. С.49 - 50. 82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С.476 - 477. 83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе. СПб., 1904. С.8-9. 84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150. 85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии// Труды Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47. 86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы Севера рассказывают, что в годы войны специальные уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи, передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков вышивались свастики. 87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902. 88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С.469. 89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русская мифология. Мюнхен, 1982. С.51 - 52. 90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т.2. М., 1993. С.297 - 299. 91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 - 69. 92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 - 182. 93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. С.57. 94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). СПб., 1870. С.125. 95 См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. Вып.7. М., 1980. С.231, 242. 96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 - 315. 97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)// Древний Тибет. М., 1996. С.274. 98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184. 99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551. 100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. С.5. 101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47. 102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 - 18. 103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977. С.9-10. 104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян// Советская этнография. 1979. No 2. 105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863. С.348 - 349. 106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973. 107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 - 309. 108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. С.124. 109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994. С.188 - 191. 110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С.12. 111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С.40. 112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990. С.95. 113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37. 114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности (труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878. С.229 - 230. 115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене// Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. 116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб., 1887. С.14. 117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опыт реконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32. 118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292 - 295. 119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийской классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991. С.5. 120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993. С.54. 121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.631. 122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 3. 123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931. С.224 - 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и в сборнике И.А.Худякова. 124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996. 125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 - 5. 126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 - 258. 127 Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV века. М., 1981. С.169. 128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952. С.421. 129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989. С.355. 130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166. 131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946. С.7. 132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословский вестник. 1911. No 6. С.598. 133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913. С.31. 134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.14. Л., 1976. С.328. 135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 249. М., 1914. 136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.6. Л., 1976. С.405. 137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от 5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200. 138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С.166. Конец книги
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |