Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина




Свободная конкуренция определяется небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

 

Со второй половины XIX в. существенные изменения:

- накоплен огромный капитал;

- быстрый рост капиталоемких отраслей (тяжелая промышленность, железнодорожное строительство). Вместо парового двигателя стала использоваться электроэнергия;

- процесс концентрации производства – сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на крупных предприятиях в пределах небольшого региона, сопровождается снижением издержек производства. Концентрация производства – это также преобладание на рынке товаров ограниченного числа производителей, достигается в процессе слияния или поглощения компаний.

В результате возникли крупные и сверхкрупные для того времени предприятия, которые стали захватывать все большую часть рынка.

На процесс усиления монополизации экономики в последней трети девятнадцатого века первыми обратили внимание представители НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описании отдельных экономических процессов. Эту стадию развития капитализма они назвали ИМПЕРИАЛИЗМОМ по аналогии с процессом формирования империй прошлого - римской, персидской и др.

Классики первыми заметили, что стремление к возможно более высокой прибыли предприятиями имеет объективным результатом тенденцию к установлению равной средней нормы прибыли на равные по величине капиталы. Этот результат достигается конкуренцией капиталов из-за сфер применения, постоянным приливом капитала в такие сферы, где норма прибыли выше средней и постоянным отливом из таких сфер, где она ниже средней. Однако эти постоянные "приливы" и "отливы" наталкиваются на препятствия, увеличивающиеся с уровнем капиталистического развития, к которым, в первую очередь, следует отнести колоссальное увеличение основного капитала. На этой базе возникают промышленные монополии. Тенденции к монополизации промышленности стимулируются, заинтересованностью банковского капитала, который стремится к абсолютному устранению конкуренции между теми предприятиями, в которых он принимает участие. Так возникает финансовой капитал, который хочет не свободы, а господства. Он не видит смысла в самостоятельности индивидуального капиталиста и требует ограничения последнего. Он с отвращением относится к анархии конкуренции и стремится к организации. Финансовый капитал нуждается в политически сильном государстве. Ему нужно государство, которое повсюду в мире может осуществлять вмешательство, чтобы весь мир превратить в сферу приложения своего финансового капитала.

Финансовый капитал - капитал, образовавшийся в результате слияния промышленных и банковских монополий. Его возникновение – один из основных признаков империализма.

 

Финансовая олигархия - немногочисленная группа крупнейших и наиболее богатых монополистов, олицетворяющих господство финансового капитала. Основные методы господства финансовой олигархии: личная уния, долговременные связи и система участия.

 

Значительное внимание рассмотрению феномена империализма было дано в марксисткой экономической литературе. Наиболее известной является работа В.И.Ульянова (Ленина) (1870-1924) "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916). Используя положение марксизма, что основой развития общества (как базиса, так и надстройки) является развитие производительных сил, Ленин показал, что основой процесса монополизации явилась серия крупных открытий последней трети девятнадцатого века, которые привели к изменению структуры народного хозяйства. Основой экономики стала тяжелая промышленность, в которой концентрация производства и капитала несравнимо выше, чем в легкой. Производство сосредоточивается на нескольких крупных предприятиях и возникает возможность договора между ними, в первую очередь, договора о поддержании высокого уровня цен. Не случайно первой формой монополии, возникшей на основе концентрации производства, является "ринг", т.е. соглашение юридически и фактически независимых компаний о едином уровне цен на свою продукцию. Процесс концентрации идет и в банковской сфере, также сопровождаясь возникновением банковских монополий. Дальнейшее развитие процесса монополизации в народном хозяйстве ведет к образованию финансового капитала и финансовой олигархии. Последняя стремится к мировому экономическому господству и результатом этого становится борьба за экономический и политический раздел мира. Ленин рассматривал монополии как результат концентрации производства, которая и дает возможность компаниям получать монопольно-высокую прибыль на основе поддержания монопольно-высоких цен.

 

Исследованию процессов ценообразования в условиях монополизации экономики положили две, практически одновременно вышедшие, работы "Теория монополистической конкуренции" (1933) Эдварда Чемберлена и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) англичанки Джоан Робинсон.

Эдуард Чемберлин (1899 - 1967)- амер. Экономист, профессор Гарвардского университета.

Основная идея Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции - возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет определенную рыночную власть над частью потребителей.

Теория монополистической конкуренции Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Чемберлин в своих трудах показал существование особого вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.

Чемберлин дает определение монополии и «чистой конкуренции»:

«Монополия обычно означает контроль над сбытом и, следовательно, над ценой. Единственная предпосылка чистой конкуренции состоит в том, что никто не обладает никакой степенью такого контроля».

Ч. считает, что контроль над сбытом и ценами не обязательно должен быть связан с концентрацией производства и размерами предприятия. В это видится слабая сторона его теории.

Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

1) создание рынка одинаковых товаров - этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов (дуополия или олигополия);

2) создание рынка разнообразных (дифференцированных) продуктов - контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные (специфические) признаки.

Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену).

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:

1) число продавцов достаточно велико;

2) каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;

3) товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;

4) вход в производство близких групп товаров не ограничен. В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей. Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

1) манипулирование ценой - из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);

2) внесение качественных изменений в продукт;

3) внедрение рекламы.

Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции. Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.

Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса, и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлена они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, то есть, порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.

Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Из-за монополистической конкуренции, т.е. из-за монополизации рынка со стороны продавца происходит нарушение равновесной цены в сторону ее повышения. В результате покупатель платит более высокую цену, объем выпускаемой продукции снижается, возникают недозагруженные производственные мощности, растет безработица.

Отрицательные последствия монополистической конкуренции выступают как неизбежная плата за дифференцированное потребление.

Положительные последствия монополистической конкуренции – улучшение качества продукции и обслуживания покупателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.