Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон





Джоан Вайолет Робинсон (1903 - 1983 гг.) - английский экономист. Мировую известность ей принесла книга под названием "Экономическая теория несовершенной конкуренции", вышедшая в 1933 году.

Джоан Робинсон — единственная женщина, известность к которой пришла благодаря ее работам в области теоретической экономики.

Общий подход к анализу макроэкономических процессов Дж. Робинсон заимствовала у Дж. М. Кейнса, подход к основным категориям анализа (прибыли, заработной плате, проценту, капиталу) - у А. Маршалла и Д.Рикардо.
В теории несовершенной конкуренции Дж, Робинсон пыталась установить механизм формирования цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы образования монопольной прибыли.

Робинсон в отличие от Чемберлина поставила иную проблему – дать анализ частичного равновесия фирмы, во-первых, при абсолютной монополии и, во-вторых, при несовершенной конкуренции.

По Робинсон, конкуренция является несовершенной, когда конкуренты-производители изготавливают различные товары, и каждый имеет монополию на свой товар. Каждый производитель является монополистом. Покупателя интересует не только цена, считала Робинсон. Он может на первый план поставить качество продукции, местоположение продавца, качество обслуживания, продажу в кредит и т.д.

В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда.

Вывод Робинсон: при несовершенной конкуренции продукции выпускается меньше, чем при совершенной. В результате происходит рост цен, который является результатом:

- договоренности между фирмами;

- ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.

Рост цен является источником монопольной прибыли. Она всегда превышает среднюю норму. Это приводит к нарушению законов рынка. Для решения этой проблемы требуется вмешательство государства с помощью мер налоговой и бюджетной политики.

Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон, так же как и Чемберлен, считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается.

Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие "дискриминация в ценах", что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.

Отрицательные последствия несовершенной конкуренции:

- социальная несправедливость;

- снижение цены товара-труда.

Негативное отношение к монополизации проявляется и в учении Дж. Робинсон о монопсонии. Робинсон ввела в научный оборот этот новый термин.

«Псония» в переводе с греческого – закупка продовольствия.

 

Под монопсией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки.

 

Учением о монопсонии Робинсон объясняла феномен эксплуатации труда. Дж. Робинсон утверждала, что монопсонистом может выступить крупная фирма, использующая труд неорганизованных работников по навязанным им (работникам) условиям. В результате заработная плата может быть ниже предельного продукта, то есть налицо эксплуатация. Поэтому в данных условиях необходимо принять закон о минимальном размере заработной платы. Политика профсоюзов также может предотвратить такую ситуацию. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей обычную прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие эксплуатируют мелких собственников.

 

Чистая монополия - это ситуация, в которой одна фирма является единственным производителем продукта, для которого нет близких заменителей. Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.д.

Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.