Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория уравновешивающих сил Дж.Гэлбрейта




Олигополия - состояние на рынке при небольшом числе фирм-производителей.

 

Идея олигополии была выдвинута Чемберлином, затем разрабатывалась П.Самуэльсоном. В отличие от «монополистической конкуренции» эта теория признает связь монополий с крупным производством. Самуэльсон считал олигополистическими рынки сталелитейной, алюминиевой, автомобильной и машиностроительной продукции.

По Самуэльсону, олигополия оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на общественное развитие.

К отрицательным сторонам олигополии относятся: ликвидация конкуренции, следовательно, рост цен, недозагрузка производственных мощностей, чрезмерные затраты на рекламу, включаемые в цену товаров.

К положительным сторонам – постоянное улучшение качества продукции, учет интересов потребителей.

Существование реальной олигополии Дж. Робинсон считала более распространенным, чем существование совершенной конкуренции и абсолютной монополии.

Особенностью монополистической конкуренции является взаимозависимость между фирмами. Иными словами, олигополия существует, если число фирм в отрасли настолько мало, что при формировании ценовой политики одна из них должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Дж. Робинсон исследовала возможность использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Она ввела понятие " дискриминация в ценах " - деление монополией рынков на сегменты на основе эластичности спроса по цене. Монополист при выпуске нового товара сначала максимально завышает цену, обслуживая наиболее состоятельную часть потребителей. Затем он, постепенно снижая, цену, привлекает менее состоятельных покупателей, и при этом, несмотря на снижение цены, прибыль будет высока, поскольку спрос увеличится.

 

 

Профессор Гарвардского университета Джон Гэлбрейт (1908-2006) в 1952 г. выпустил книгу «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы».

В работе «Американский капитализм» Дж. Гэлбрейт проанализировал деятельность современных корпораций. От утверждал, что на смену реально существовавшей в XIX в. конкурентной среде пришла олигополия. Вследствие роста концентрации промышленности единственным способом контроля над корпорациями становится «уравновешивающая власть» профсоюзов и главных покупателей промежуточных продуктов, например автомобилестроительных фирм, приобретающих сталь. Уравновешивающая власть, по-мнению Дж. Гэлбрейта, дает экономике способность автономного саморегулирования. В такой децентрализованной экономике государству остается лишь возможность влиять на уровень спроса и ограничивать инфляцию путем контроля над ценами.

В основе теории – анализ последствий от внедрения в сферу бизнеса крупных монополий. Он считал, что монополии породили своих противников, которых Гэлбрейт назвал «уравновешивающими силами» - механизм, способный обуздать монополистическую власть. Элементы этого механизма:

- монополия покупателей, противостоящая монополии продавцов;

- государство;

- различные объединения, в первую очередь, крупные профсоюзы и объединения фермеров.

 

Гэлбрейт констатировал, что в усло­виях олигополии «самодвижущая сила конкуренции является химе­рой»; реальность состоит в уравновешивании сил монополий-про­давцов и монополий-покупателей; рост уравновешивающих сил по­вышает способность экономики к саморегулированию, но в целом ряде случаев они не действуют; тогда на помощь приходит вмеша­тельство государства, также выступающего одной из уравновешива­ющих сил.

Профсозы как монополии по продаже рабочей силы Гэлб­рейт назвал третьей главной уравновешивающей силой наряду с боль­шим бизнесом и правительством. Гэлбрейт выступил против антитре­стовского законодательства, которое считал имеющим смысл только для случая чистой монополии; олигополии же он расценил как благо с точки зрения роста уравновешивающей силы и технического про­гресса.

«Уравновешивающая сила» действует, однако, только в высоко­монополизированных отраслях промышленности и торговли; в то время как, например, в агробизнесе, где многочисленным фермерам противостоят организованные в национальном масштабе монопо­лии — продавцы сельскохозяйственных машин и монополии — поку­патели сельскохозяйственного сырья, «уравновешивающуюся силу» создать не удалось, так как не увенчалась успехом организация фер­меров в сбытовую кооперацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.