Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение сознательного и бессознательного в психической деятельности человека




Деление психических процессов на сознательные и бессознательные имеет смысл лишь по отношению к психике человека, поскольку животные просто не способны к рефлексии, т. е. анализу своих переживаний. Их психика всецело исключительно на предметы внешнего мира, а не на себя. Причина этого достаточно очевидна. Она коренится в природе психической деятельности, основные элементы которой выполняют определенные функции, в значении которых они и воспринимаются индивидом. Например, зрительные образы информируют о состоянии внешней среды, эмоции побуждают к целенаправленной активности, воспоминания предостерегают от повторения ошибок и т. д. Иными словами, сама но себе психическая деятельность, сколь бы эффективной она ни была, отнюдь не ведет к выявлению субъективной реальности, а значит, с помощью индивидуального опыта, который только и доступен животным, «узнать» о существовании психических явлений принципиально невозможно.
Собственно, и человек узнает о них не из опыта, а в процессе освоения культуры, — прежде всего языка. Ведь в его состав входят слова, обозначающие не только предметы, свойства и отношения внешнего мира, но и явления субъективной действительности. Именно язык и связанная с ним система знаний делают психическую жизнь человека «видимой» для него самого. Однако одним лишь «видимым», т. е. доступным для индивида, содержанием психическая деятельность отнюдь не исчерпывается. Наряду с непосредственно переживаемым в психике всегда есть и такие процессы, акты и состояния, которые протекают для него скрытно. Их совокупность и получила название бессознательного, тогда как психические феномены первого рода именуются сознательными. Оба эти понятия тесно взаимосвязаны, причем характер их взаимозависимости таков, что трудно не согласиться с мнением 3. Фрейда, утверждавшего, что «психические процессы сами по себе бессознательны». И действительно, как показывают исследования, психическую деятельность человека можно представить в виде цепочки относительно обособленных психических актов, каждый из которых осуществляется бессознательно, а в сознании фиксируется лишь его результат — то или иное психическое явление. Возьмем, например, зрительное восприятие. Этот процесс на самом деле чрезвычайно сложен. Ведь мы видим не просто распределение цветов, оттенков в поле восприятия, а вполне определенные конкретные вещи, расположенные в пространстве: дома, деревья, лица прохожих и т. д. Процедура восприятия, таким образом, включает некоторую содержательную интерпретацию зрительного поля, его «опредмечивание» и «узнавание» конкретных объектов, осуществляющиеся бессознательно. Именно это и делает зрительное восприятие психическим.
Поскольку психическая деятельность происходит без непосредственного контроля индивида и в то же время, оставаясь психическим актом, закрыта для внешнего наблюдателя, то о ее внутреннем механизме приходится только гадать. Не удивительно, что наши познания в этой области весьма ограничены, хотя такого рода вопросы интересуют в последнее время не только психологов, но и специалистов других сфер научного знания, в частности кибернетиков. Будучи частью психического, мышление также может быть представлено в виде цепочки относительно обособленных психических актов, осуществляющихся бессознательно. В сознании индивида фиксируются лишь их результаты - те или иные психические явления, по которым, собственно, и приходится судить о развертывании данного процесса как целого. Именно поэтому, как уже отмечалось, закономерности мыслительной деятельности человека даже в настоящее время остаются во многом непознанными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.