Деление психических процессов на сознательные и бессознательные имеет смысл лишь по отношению к психике человека, поскольку животные просто не способны к рефлексии, т. е. анализу своих переживаний. Их психика всецело исключительно на предметы внешнего мира, а не на себя. Причина этого достаточно очевидна. Она коренится в природе психической деятельности, основные элементы которой выполняют определенные функции, в значении которых они и воспринимаются индивидом. Например, зрительные образы информируют о состоянии внешней среды, эмоции побуждают к целенаправленной активности, воспоминания предостерегают от повторения ошибок и т. д. Иными словами, сама но себе психическая деятельность, сколь бы эффективной она ни была, отнюдь не ведет к выявлению субъективной реальности, а значит, с помощью индивидуального опыта, который только и доступен животным, «узнать» о существовании психических явлений принципиально невозможно. Собственно, и человек узнает о них не из опыта, а в процессе освоения культуры, — прежде всего языка. Ведь в его состав входят слова, обозначающие не только предметы, свойства и отношения внешнего мира, но и явления субъективной действительности. Именно язык и связанная с ним система знаний делают психическую жизнь человека «видимой» для него самого. Однако одним лишь «видимым», т. е. доступным для индивида, содержанием психическая деятельность отнюдь не исчерпывается. Наряду с непосредственно переживаемым в психике всегда есть и такие процессы, акты и состояния, которые протекают для него скрытно. Их совокупность и получила название бессознательного, тогда как психические феномены первого рода именуются сознательными. Оба эти понятия тесно взаимосвязаны, причем характер их взаимозависимости таков, что трудно не согласиться с мнением 3. Фрейда, утверждавшего, что «психические процессы сами по себе бессознательны». И действительно, как показывают исследования, психическую деятельность человека можно представить в виде цепочки относительно обособленных психических актов, каждый из которых осуществляется бессознательно, а в сознании фиксируется лишь его результат — то или иное психическое явление. Возьмем, например, зрительное восприятие. Этот процесс на самом деле чрезвычайно сложен. Ведь мы видим не просто распределение цветов, оттенков в поле восприятия, а вполне определенные конкретные вещи, расположенные в пространстве: дома, деревья, лица прохожих и т. д. Процедура восприятия, таким образом, включает некоторую содержательную интерпретацию зрительного поля, его «опредмечивание» и «узнавание» конкретных объектов, осуществляющиеся бессознательно. Именно это и делает зрительное восприятие психическим. Поскольку психическая деятельность происходит без непосредственного контроля индивида и в то же время, оставаясь психическим актом, закрыта для внешнего наблюдателя, то о ее внутреннем механизме приходится только гадать. Не удивительно, что наши познания в этой области весьма ограничены, хотя такого рода вопросы интересуют в последнее время не только психологов, но и специалистов других сфер научного знания, в частности кибернетиков. Будучи частью психического, мышление также может быть представлено в виде цепочки относительно обособленных психических актов, осуществляющихся бессознательно. В сознании индивида фиксируются лишь их результаты - те или иные психические явления, по которым, собственно, и приходится судить о развертывании данного процесса как целого. Именно поэтому, как уже отмечалось, закономерности мыслительной деятельности человека даже в настоящее время остаются во многом непознанными.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление