Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и эволюция фандрайзинга в условиях российских реалий




Зарубежный опыт становления института политического фандрайзинга

Для более подробного разбора политического фандрайзинга, как политической технологии, необходимо ознакомиться с историей появления политического консультирования, так как именно ему подчинен сбор средств в процессе избирательных кампаний.

Политическое консультирование, как вид деятельности, появился в то же время, когда впервые появились политические отношения. В те далекие времена их называли «советниками». Примерами деятельности первых политических консультантов можно назвать письмо Квинта Тулия Цицерона «Краткое наставление по соисканию консульства» и трактат «Государь» итальянского советника Никколо Макиавелли. [32]Оба этих произведения политической мысли до сих пор используются при подготовке кандидатов на выборные должности.

Началом формирования современного политического консультирования можно считать период войны за независимость и становления политической системы США. Именно тогда начали появляться люди, отвечающие за организацию и проведение избирательных компаний. Этому поспособствовало то, что начали появляться политические элиты и группы интересов. А первой политической кампанией общенационального масштаба можно считать ратификацию конституции Соединенных Штатов. С момента ратификации конституции государство стало жить по новым правилам, что повлекло за собой появление выборов, кандидатов и консультантов.

Первым политическим консультантом можно считать Джона Бекли. Он первый внедрил технологию «медиа-блица», распространяя бюллетени и рекламные листовки. Следующим «отцом-основателем» консалтинга можно назвать Мартина Ван Бюрена. В 1828 году он руководил избирательной компанией Эндрю Джексона. Мартин Ван Бюрен впервые успешно применил административный ресурс и давление на СМИ, что позволило ему добиться победы на президентских выборах.[33]

В XX веке политический консалтинг начал дифференцироваться на различные отрасли. Айви Ли можно считать первооткрывателем PR-специализации политического консалтинга. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», это был первый кодекс его професии. «Наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес». В качестве основной задачи Ли сформулировал следующую – «побуждать людей верить в сердечные цели правления корпораций, ищущих их доверия». [34]

Первой консалтинговой компанией, профессионально занимавшейся политическим консалтингом, можно считать калифорнийскую компанию супругов Клем Уайтекер и Леона Бакстер. С 1934 по 1958 гг. из 75 предвыборных кампаний они выиграли 70.

В 1960-е гг. приходит эра новых медиа, появляется телевидение. В 1966 г. впервые новое СМИ было использовано в проведении выборной компании. Во всех следующих кампаниях телевидение стало играть большую роль в развитии электоральных технологий. Значительное влияние стало уделяться созданию рекламных роликов и технологиям увеличения эффективности использования эфирного времени.

Джозеф Наполетан был первым, кто ввел в оборот термин и назвал себя политическим консультантом. В своей книге он пишет, «с самого начала я был универсалом, который ориентировался на определение стратегии и посланий, планирование (но не производство) информационных материалов, разработку плана и анализ результатов социологических исследований, а также проведение консультаций на всех этапах кампании, требующих общения с избирателями. Я был только консультантом. Я давал советы, обычно в форме докладных записок».

С 1980-х гг. пользование услугами политических консультантов стало нормой. Перед представителями этой деятельности появилась задача создания профессиональных стандартов. Для этой цели под началом Д. Наполетана и Мишеля Бограна была учреждена Международная ассоциация консультантов политических кампаний(International Association of Political Campaing Consultants, IAPC). [35]Так же в пример можно добавить: Международная ассоциация в сфере PR (IPRA), Академия консультантов в сфере PR (Counselors Academy). Международная (IAPC), Европейская (EAPC), Американская (AAPC) ассоциации политических консультантов.

Таким образом, политические консультанты из США стали первопроходцами в новой сфере профессиональных интересов. До сих пор политконсультанты Америки являются лучшими специалистами в данной области и законодателями новых тенденций в развитии электорального консультирования.

Однако сфера политического консалтинга не ограничивается пределами США. Достижения консультантов, достигнутые в Америке в период избирательных кампаний дали толчок к развитию аналогичных технологий в Европе.[36]

Причины зарождения политического консалтинга в США:

1) Большая частота проведения выборов. Выборы в нижнюю палату конгресса проходят каждый 2 года, тогда как в других странах парламент избирается на 4-5 лет. Благодаря этому свойству политики живут в состоянии «перманентной избирательной компании».

2) Прозрачность финансирования. В законодательстве США не установлен барьер финансовых средств, предназначенных для проведения избирательных компании, что позволяет считать политический консалтинг легальным бизнесом.

3) Отсутствие зависимости местных властей от федерации. Поэтому они вправе устанавливать собственное законодательство. Таким образом выборы в разных штатов проход в разное время, что позволяет быть услугам политконсультантов востребованным целый год.[37]

Сфера политконсультирования, которая зародилась в США в 30-е годы XX века, превратилась в динамично развивающуюся отрасль деятельности. Она является одной из областей применения технологий Public Relations, наибольшее отражение которых находит в процессе предвыборных политических кампаний.

Следующим этапом развития процесса современного фандрайзинга является процесс поиска и сбора пожертвований для благотворительных и некоммерческих организаций.

Исследователи долгое время пытаются найти ответ на вопрос: «Когда впервые человек совершил благотворительность?». Ученые считают, что этот процесс был запущен в Древней Греции, но тогда это была частная инициатива, направленная на деятелей науки и искусства. Понятие «меценатство» пришло к нам именно из Древнего Мира. В те времена в Риме правил император Август и у него был приближенный, которого звали Меценат Гай Цильнис. Он исполнял различные поручения: успокаивал народные бунты, примерял противников и, используя свое положение, смягчал жесткий нрав императора. Все поэты той эпохи пользовались поддержкой Мецената. Он организовывал пиры для людей науки и искусства. Именно такие действия сделали имя Мецената нарицательным. [38]

В X - XVI вв. благотворительность имела свое место только в сфере церкви, но когда стало ясно, что попрошайничество и нищенство - это социальная проблем, то с этим явлением стали бороться - выселять нищих и бродяг из города и передавать в рабство неимущее население.

В XVIII - XIX вв. США стала центром развития благотворительности. В Америке в конце 18 началась целая «мода» на создание своих университетов, силами своего капитала. Примерами являются: Университет Дьюка, который открыл табачный магнат; университет Вандербильта, который основал знаменитый в те времена промышленник. Иными словами американские предприниматели ощущали себя пионерами в этой области. Они открывали на свои средства библиотеки, школы, университеты, театры и другие элементы культурной сферы. Наиболее известными меценатами XIX Коллинз Хантингтон, который воздвиг всю южную Калифорнию, а второй Лилон Стенфорд, который на свой капитал построил Трансконтинентальную железную дорогу. Оба они сделали свое состояние благодаря бурному развитию промышленности США. Меценаты того времени открывали не только школы, музеи, библиотеки и театры, но и начали основывать первые фонды благотворительные фонды. При них группа попечителей распоряжалась деньгами и оказывала населению социальную помощь.

С конца XIX - до середины XX века наступает период в развитии системной благотворительности, который называется «прогрессивный» или «рациональный». Если все прошлые периоды были направлены на накопление капитала, то новый период характеризуется от регуляции бизнеса, до рационального управления финансами. Самыми крупными фондами в тот период были фонды имени Эндрю Карнеги и Джона Рокфеллера. Данный этап доказал, что гораздо выгоднее строить крупные трасты и фонды с единым менеджментом, в состав которых входили бы узкоспециализированные отделы. Это позволило в рамках одной организации диверсифицировать сферу деятельности. [39]

В конце XX в. благотворительные фонды и трасты США начали все сильнее проникать в социальную и политическую сферы. Крупный бизнес начал понимать, что благодаря своим капиталам он может влиять на политическую ситуацию в стране. Именно с этого момента начинается новый этап развития политических технологий в русле взаимодействия: «бизнес-политика». Появляются узкоспециализированые политические технологи, которые помогают лоббировать интересы бизнеса в политике.

С этого периода начинается активное вмешательство бизнес в политическую и социальную сферы, что приводит к образованию политического фандрайзинга.

В США добровольная благотворительность исторически укоренена довольно глубоко, и поэтому пожертвования от рядовых обывателей в фонд избирателей - дело привычное. Активные действия специалистов по фандрайзингу в США направленны и на обычных граждан, которые готовы расстаться с десятками и сотнями долларов, но и на фонды и благотворительные трасты.

Активное развитие политический фандрайзинг получил в конце ХХ в. В развитии политфандрайзинга США можно выделить 3 этапа:

1) В 1975 - 1985 фандрайзинг только начинал свое развитие. Тогда он представлял из себя массовые рассылки агитационных материалов вместе с просьбой о финансовой поддержке. Такие действия давали неплохой результат в том случае, если рассылка шла не всем подряд, а именно сторонникам партии и кандидата. Первым, кто применил подобную тактику, стал Рональд Рейган. В 1980-ом году он выиграл президентские выборы, собрав самую большую сумму пожертвований от своих сторонников. Финансовые аналитики были очень удивлены, так как Рональд Рейган не являлся ставленников бизнес элиты. В его фонд поступали относительно небольшие суммы: 15 - 50 долларов. За несколько лет до старта выборов его команда начала формировать базу сторонников, используя новый метод прямых рассылок. К моменту начала избирательной компании команда Рейгана имела готовые списки своих сторонников. Данный метод имел один большой недостаток - высокая себестоимость рассылки печатной продукции, и ее распространения. В итоге на каждый собранный доллар пожертвований приходилось 30-50 центов расходов. «Чтобы собрать взносы таким методом, команда должна была вложить в рассылку писем большие суммы денег. Даже по оптовым тарифам каждое подобное отправление стоит не менее 50 центов. Как правило, для того чтобы просто покрыть стоимость почтовых расходов, избирательный штаб должен получить хотя бы по 20 долларов от 2% всех получателей разосланных писем». Такой способ политического фандрайзинга был связан с большим риском. [40]

2) Второй этап приходится на 1990 - 2007 гг. Этот период ознаменовался повсеместным распространение сети интернет и электронных платежей. Политический интернет-фандрайзинг оказался намного выгоднее своего предшественника - 8 центов затрат на доллар пожертвований. Электронная рассылка не требует больших затрат и позволяет охватить огромное количество возможных сторонников. Примером использования новых технологий стала избирательная компания Джесса Вентуры. [41]Он избирался в губернаторы штата Миннесоты в 1998 году. Основным средством сбора средств для команды Вентуры стал именно Интернет. Его команда собрала более 600 000 долларов. В итоге он победил с результатом 37% голосов. Вторым примером эффективного использования политического интернет-фандрайзинг можно считать избирательную компанию Говарда Дина в праймериз на пост президента США от демократической партии. Его стратегией стала так называемая «100 долларовая революция». Суть ее строится на предположении, что если команда Говарда соберет по 100 долларов от двух миллионов американцев, то это сделает их независимыми от бизнес элиты и, позволит победить. Неожиданно для многих наблюдателей новая стратегия оказалась весьма успешной. Средний показатель пожертвований были равен примерно
80 долларам. Компания Говарда Дина собрала за 3 месяца более 41 миллиона долларов, при этом большая часть средств была получена через интернет. 318884 человека сделали взносы в его избирательный фонд. Большая часть суммы была получена от спонсоров, пожертвовавших не более 150 долларов и только 1987 спонсоров внесли в кампанию Говарда максимально разрешённую американским законодательством сумму – 2000 долларов. Многие специалист позже заявляли, что Говард Дин смог доказать, что собирать средства у широкой сети интернет-жертвователей гораздо легче, дешевле, быстрее и продуктивнее, чем у небольшой группы богатых спонсоров и групп специальных интересов. [42]

3) Новый этап в эволюции политического фандрайзинга положила эра развития Интернет-коммуникаций. Каждый кандидат и политик сейчас использует Всемирную паутину: создает сайты, регистрируется в социальных сетях и выкладывает различные видео. Глобальная паутина позволяет за короткие сроки распространить информацию на широкую аудиторию и собрать средства на проведение результативной избирательной компании. Первая избирательная компания, подтверждающая это стала компания Барака Обама по избранию на пост президента США.

«За 6 месяцев своей избирательной кампании Барак Обама собрал 58 миллионов долларов, тем самым установив новый рекорд. Из этой суммы 16,4 миллиона ему принесли рядовые избиратели, которые жертвовали по 150 долларов и меньше. Из 25 миллионов долларов, собранных в 2007 году,
7 миллионов ему принесли перечисления через сайт www.mybarackobama.com. А за два первых месяца 2008 года Обама собрал 90 миллионов долларов. Это в два раза больше, чем его соперница по праймериз Хиллари Клинтон»

На Президентских выборах 2012 года была применена та же концепция, что и в 2007 году. «Obama is everywhere» — концепция интернет-кампании Барак Обамы. Самая идея, «Обама везде» заключалась в агрессивной регистрации аккаунтов во всех популярных сетях, блогах, микроблогах, видеосервисах, таких как YouTube, Twitter, Flickr и Facebook. Самым важны является то, что практически все средства были получены за счет небольших сумм от граждан США, порог которых не превышал 250%. Треть избирателей перечисляла до $2500. Сравнивая итоги предвыборной гонки 2008 и 2012 года можно проследить закономерность – количество подписчиков Обамы в таких социальных сетях, как Facebook и Twitter увеличилось в первом случае с 19 млн. до 45 млн., соответственно во втором – с 7 млн. до 23 млн.

Пример удачной избирательной компании Барака Обамы открыл новую эру в развитии политического фандрайзинга. Сторонники данной стратегии считают, что кандидат, опирающийся на поддержку рядовых граждан, жертвующих небольшие суммы, более свободен от «финансовой элит» страны, и как следствие будет больше учитывать интересы рядовых избирателей.. Вот так за несколько лет появилась новая форма политического участия, позволяющая рядовым американцам влиять на ход избирательной компании. [43]

Рассмотрев развитие и сущность политического фандрайзинга, можно отметить, что данное явление находится на начальных этапах развития. Сейчас наибольшее развитие фандрайзинг получил в США и других странах Европы. Это поспособствовали такие факторы как: законодательство, политическая система и историческое развитие. Что касается специалистов по политическому фандрайзингу, то для того, чтобы действовать наиболее эффективно, им необходимо разбираться во всех сферах деятельности: от психологии, до юриспруденции. [44]

 

 

Глава 2. Роль и особенности фандрайзинга как политической технологии в избирательных кампаниях и политическом процессе на региональном уровне

 

Политический фандрайзинг – это достаточно новое явления для российской политической системы. Отечественные ученые определяют фандрайзинг, прежде всего, как взаимодействие политических акторов с потенциальными донорами в период предвыборных кампаний.[45]

Как и в западных странах, развитие политического фандрайзинга в Российской Федерации началось с появлением благотворительности. Историки связывает ее зарождение с принятием христианства. Князь Владимир официально вменил духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание больниц и монастырей. В течение многих лет церковь оставалась эпицентром помощи всем нуждающимся. В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных деяний. [46]

Михаил Федорович Романов в 1635 году поручил открывать сиротские дома и пожертвовал землю для нового Покровского монастыря. Позже на Руси появилась традиция: накануне важных религиозных праздников царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни для раздачи милостыни. [47]Самым известным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первый на Руси, кто объединил частную благотворительность с государственной, так же во время войн он организовывал на собственные денежные средства больницы для раненых солдат. На личные средства выкупил пленных русских солдат. Именно по инициативе Ртищева в Москве подбирали с улиц калек, пьяниц и бездомных, и свозили их в специальные дома для лечения и содержания.[48]

Во времена Петра I производилась организация призрения для истинно нуждающихся. Законодательство этого времени приказывало помещать неспособных к труду в госпитали, а престарелым и увечным раздавать “кормовые деньги”. При Екатерине Великой в 1775 году были образованы Приказы общественного призрения, на которые возлагались забота о содержании богаделен, больниц и сиротных домов. Средства на их содержание собирались за счет частных пожертвований и государственных дотаций. [49]

Особое развитие частная благотворительность получила во времена правления Александра I. При нем помощь нуждающимся стала контролироваться министерством народного просвещения, образованным в 1802 году. А жена Александра I, императрица Елизавета Алексеевна, создала Имперское человеколюбивое общество и Женское патриотическое сообщество. На их счету находились ночлежные приюты, богадельни, народные столовые, больницы и дома дешевых квартир. В тот же период в России стали появляться известные благотворители из династии предпринимателей. В их число входили династия Строговых, Босовых, Демидовых.

Времена царствования Александра II, Александра III и Николая II можно считать «золотыми годами» благотворительности и милосердия. Именно тогда начинает складываться целая система общественного призрения. Среди представителей царской династии были настоящие сподвижники милосердия: Петр Ольденбургский - попечитель Киевского дома призрения бедных, княгиня Елизавета Федоровна, императрицы Мария Федоровна, Александра Федоровна и Мария Александровна. Все эти личности на свои собственные средства строили богадельни, заведения милосердия и благотворительные приюты. [50]

В конце XVIII века появляется такое направление благотворительности, как меценатство - покровительство искусству, библиотекам и коллекциям. В отечественную историю вошли меценаты Щукин, Прохоров, Бахрушин, Мамонтов, Третьяков и т.д.

Принципы и основы российской благотворительности были разрушены революцией 1917 года. Все средства благотворительных сообществ были национализированы, а их имущество передано государству. В советский период государство взяло на себя всю ответственность за решение всех социальных проблем, однако это не решало проблемы массовой детской безнадзорности. Это вынуждало общество организовывать фонды милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина).[51]

В годы Великой Отечественной войны было совершено возрождения традиции добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако все сделанные средства поступали на государственные банковские счета.

Все попытки советского руководства по возрождения частной благотворительности свелись к «добровольно принудительному» изъятию членских взносов для благотворительных сообществ в момент получения заработной платы. Такие действия не носили ни серьезного осмысления, ни понимания сути совершения пожертвований.

В эпоху перестройки были созданы фонды, которые должны были охватить всю территорию. Ими были Фонды культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. Первыми зарубежными фондами в постсоветской России стали такие фонды, как: фонд Сороса, Всемирный фонд дикой природы, фонд Форда, фонд МакАртуров и другие. Они занимались поддержкой социально-общественных проектов, оказывали помощь талантливым ученым, музыкантам и художникам. Так же на территории России начали действовать международные благотворительные организации – Международный Красный Крест, Армия спасения и врачи мира.[52]

Следующим этапом развития благотворительности в России стало создание отечественных благотворительных фондов, действующих в разных сферах: поддержке ученых, семей погибших, раненных военнослужащих и детских домов. Такими организациями стали фонд "Виктория", фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина "Династия", "Фонд культурных инициатив" и т.д.

Первыми меценатами современной России можно считать Галину Вишневскую, Владимира Крайнева, Мстислава Растроповича и Владимира Спивакова. Эти личности стали создателями многих благотворительных фондов, занимающихся поддержкой российской культуры. [53]

Сейчас, на современном этапе, происходит создание масштабных отечественных фондов, способных оказывать более глобальную помощь. Создание подобных влиятельных донорских организаций – один из общемировых трендов последних 10-15 лет. В России сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство грантодающих организаций "Форум доноров". Оно объединяет фонды, агентства, международные организации и корпоративный бизнес. Большое развитие получила благотворительная деятельность отдельных коммерческих компаний.[54]

Комиссия по благотворительности Общественной палаты РФ и «Форум доноров» выпустили отчет за 2014-2015 год, который говорит, что в России работает 301 благотворительная организация. Годовой оборот этих организаций составил 24 миллиарда рублей. Большая часть из этой суммы принадлежит экологическому сектору - 3,6 миллиарда рублей. На благотворительность в медицине расходуется 1,3 миллиарда рублей, а на третьем месте находится образование - 524 миллиона рублей. По исследованиям ВЦИОМ денежные средства жертвуют лишь 10,1% опрошенных респондентов, в то же время нищим на улице подают 25% опрошенных. [55]

Многих людей отталкивает от благотворительности именно сложность процесса перевода денежных средств, но благодаря развитию электронных технологий, благотворителем может стать каждый, даже не выходя из дома. Первая национальная благотворительная программа «Миллиард мелочью» совместно с «Электронным благотворительным ящиком» помогает детям, страдающим тяжелыми заболеваниями. Электронная данного проекта облегчает процесс совершения пожертвования и позволяет отслеживать использование средств.

Одной из самых главных проблем в развитии благотворительности в России на современном этапе является отсутствие в законодательной базе закона о меценатстве, который принес бы налоговые послабления предпринимателям, жертвующим деньги на культурные и иные благотворительные проекты.[56]

Согласно исследованиям в области благотворительности и меценатствам в международном индексе Россия занимает 130-е место из 150. В нашей стране в благотворительные проекты вовлечено около 20% населения по сравнению с 60% в США. Многие эксперты считают, что для поддержки развития благотворительности сегодня необходим грамотно выстроенный "зеленый коридор". Благотворительность в России только начинает свое становление, но уже сейчас можно сказать, что имеются все предпосылки для успешного развития.

После того, как отечественные компании поняли, что благотворительность может улучшать имидж организации в целом, началось развитие в России спонсоринга.

Развитие спонсорства в России началось в начале 1990-х годов, когда был отмечен всплеск повышения расходов на меценатство. Большинство коммерческих структур имели по несколько поддерживаемых проектов разного уровня и масштаба. В тот период компании помогали любыми ресурсами: компьютерами, телевизорами, канцелярией и другим. Объемы поддержки доходили очень больших размеров. В 1995 году даже выходил бюллетень «Ярмарка меценатов», в которых была информация о компаниях, готовых оказывать поддержку. Начинающий свое становление отечественный бизнес старался не отставать от сильного западного капитализма. 1990-е годы можно назвать «золотой период спонсоринга». Банки и холдинги с большой щедростью одаривали десятки деятелей культуры, стремясь связать с ними свои имиджи и брэнды.

На современном этапе существует ряд проблем, препятствующих благоприятному развитию спонсорства в России, а именно:

1) Мировой финансовый кризис 2008-2010 гг. Почти весь крупный бизнес, являющийся основным источником спонсорства во всем мире, довольно сильно сократил уровень планируемых издержек;

2) Падение рекламного рынка. Многие субъекты рекламного сектора, под давлением экономических факторов, пересмотрели свою стратегию работы. Таким образом, для многих спонсоров рекламные бюджеты в период кризиса остались неподъемными;

3) Фактор сезонности в финансировании рекламных расходов и бюджетов, тогда как во всех крупных зарубежных компаниях, спонсорские бюджеты на следующий год планируются и утверждаются в последнем квартале текущего года.

Однако, несмотря на все негативные тренды, сейчас наблюдается и положительная динамика в развитии спонсоринга в России.

Во-первых, разрабатывается план создания Центра общественных и гражданских инициатив и Федерального казначейства спонсорских и благотворительных проектов. Цель этих объектов – решение важных социальных задач и аккумулирование средств на благотворительные цели.[57]

Во-вторых, сегодня все крупные отечественные компании стали понимать корреляцию спонсорства и заботиться о репутации компании. Участие в различных спонсоринговых и благотворительных проекта приносит значительное увеличение положительного имиджа компании.

В-третьих, в связи с бурным развитием таких дисциплин, как связи с общественностью, получил необходимый стимул и развитие спонсоринг, как однин из направлений PR.

Если привести пример современных спонсоринговых компаний в России, то нельзя не вспомнить кейс Магнитогорского металлургического комбината
(далее – ММК). ММК поддерживает «Ручьевские чтения», посвященные памяти поэта Бориса Ручьева. Благодаря продуманной стратегии комбината чтения стали постоянными и всероссийскими. К данному проекту были привлечены Министерство образования и науки, Министерство культуры и Союз писателей страны. С помощью реализации данного проекта ММК получил много слов благодарности через телевидение и радио. Так же ММК спонсирует хокейную команду «Металлург». Благодаря спонсорской активности предприятие получило социально ориентированный имидж в России. Как следствие спонсорской активности – формирование позитивной социальной установки по отношению к комбинату. [58]

Если говорить о российском фандрайзинге в сфере некоммерческих организаций (далее – НКО), то 25 лет назад еще не существовало никакого некоммерческого сектора, а был только один - государственный. Затем появился коммерческий сектор. Он стал играть важную роль в обществе, но само его существование не означало эффективно функционирующий рыночный механизм, в то же время государство снизило уровень предоставляемых им услуг и товаров. Некоммерческий сектор образовался в России для того, чтобы эффективно решать социально-политические проблемы без помощи государства.

Наибольший всплеск появления новых НКО начало появляться в
1995-1996 году. Больше всего возникали и проходили регистрацию молодежные организации, организации по защите юридических и экономических прав население, а так же профсоюзные организации. Этот толчок был связан с принятием Конституции 1993 года, провозгласившей̆ в
ст. 30 «право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Именно в этот период компании начали деятельность по поиску и сбору финансовых ресурсов для своей деятельности, а помогали им в этом зарубежные инструменты фандрайзинга.

В 2013 году Министерство юстиции РФ выставило отчеты по деятельности фандрайзинговых благотворительных фондов (Приложение 1). Два года назад в РФ числились 1567 фандрайзинговых фонда, однако отчеты о своей деятельности публиковали лишь 410 организаций.

В 2014 году Министерство подготовило новый отчет, где говорится, что в России функционирует 410 фандрайзинговых фондов в 57 регионах России. Они аккумулируют более 11,5 млрд руб. Из них 33 фонда собрали в 2012 году по 50 и более млн руб. Их часть в общем объеме сборов составила 85%
(9,2 млрд руб). По всей территории России действуют 85 фондов, 40 фондов действуют только по федеральным округам. Остальные НКО действуют либо на конкретный субъект РФ, либо на отдельный город.[59]

Если классифицировать их деятельность по секторам, то оказывается, что самый массовое направление – это социальная реабилитация (40%), затем следует здравоохранение (30%), помощь сиротам оказывают около 29%, а список заканчивает оказание помощи гражданам других стран, которым занимается лишь 1% от всех зарегистрированных организаций.

На данном этапе развития экономических и политических отношений, некоммерческий сектор должен сыграть ключевую роль в подключении граждан для участия в государственных решениях, напрямую реализуя свою инициативу.

Проанализировав в этом параграфе все предшествующие политическому фандрайзингу элементы, можно сказать, что развитие благотворительности, меценатства и некоммерческого фандрайзинга идет своим уникальным ходом. На данном историческом этапе происходит институционализация данных явлений: принимаются нормативно-правовые акты, привлекаются западные специалисты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.