Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и предпосылки использования фандрайзинга как политической технологии в политическом процессе Юга России




Специфика практического применения технологий политического фандрайзинга в политическом процессе Российской Федерации

 

На данном историческом этапе политический фандрайзинг в России только начинает свое становление. Впервые в истории России технологии электорального фандрайзинга применила партия «Демократический выбор России». В 1993 году политическая партия разослала 20 тыс. писем с просьбами о материальной поддержке. Тот прецедент породил целую массу негативных газетных статей, хотя методы подобного рода являются нормой для мировой практики политического фандрайзинга. На выборах 1995 года «Демократический выбор России» подал финансовые отчеты о расходах на предвыборную кампанию, в которой указывалось, что партия Гайдара потратила больше остальных, а именно 2 млрд. рублей (в ценах 1995 года). В то же время партия Владимира Вольфовича Жириновского предоставила лишь счет на оплату офиса. Сейчас, бывшие члены ДВР не скрывают, что подобные суммы партии удалось привлечь только благодаря личным связям Егора Гайдара. При этом от мелких спонсоров, на счет поступило около 20-25 млн. рублей. Во всем мире политические партии добиваются успеха в привлечении средств именно благодаря широкому слою среднего класса, тогда как в России этот слой еще пока достаточно узок. [60]

Юридической базой для электорального фандрайзинга в нашей стране является Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 03.02.2015)
«О политических партиях»[61]. По этому закону российские политические партии могут получать денежные средства за счет пожертвований и других, не запрещенных законом, поступлений. Партии и их региональные отделения имеют право принимать пожертвования в виде денежных средств и другого имущества при условии, что эти пожертвования официально подтверждены и указан их источник. Кроме того, общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей. [62][63]

Отечественные политические партии только начинают осваивать технологии фандрайзинга. На основе анализа партийных сайтов, проведенным Журавлевой Л.В. в своей статье «Технология интернет-фандрайзинга в российском политическом консультировании», можно классифицировать партии в России по критерию использования инструментам политического фандрайзинга на активные и пассивные.

Считается, что политическая партия «Яблоко» наиболее активно использует политический фандрайзинг в своей деятельности. На их партийном сайте находится раздел «Как поддержать?», где лояльному стороннику предлагают оказать посильную финансовую помощь.

При изучении их сайта и его оформлении становится видно, что политические консультанты «Яблока» опирались на уже существующий зарубежный опыт. Так же специалисты «Яблока» используют и такую технологию, как размещение баннеров на сайтах партнеров. Этот инструмент перекочевал из некоммерческого фандрайзинга. Обычно данный баннер стилизуется под партийный бренд и символику. Наиболее удачный вариант этого метода - создание анимированного баннера, привлекающего внимание.

Так же баннеры партии «Яблоко» можно найти на сайте их партнеров. Такие кнопки партия договорилась разместить на сайтах своих сторонников: народное движение «Экологическая оборона Московской̆ области», межрегиональной̆ общественной̆ благотворительной̆ правозащитной̆ организации «Комитет за гражданские права» и другие. Таким образом, политические технологи используют самые современные и проверенные инструменты политического интернет-фандрайзинга.

Не так радужно обстоят дела с использование активных методов политического фандрайзинга у таких партий, как «КПРФ», «Справедливая Россия», «ЛДПР» и «Единая Россия». Например, на сайте «Справедливой России» отсутствует понятный доступный раздел с указанными реквизитами партии. Для того чтобы найти их, необходимо войти в рубрику «Партия», а затем перейти в малозаметный раздел «Контакты».

Анализ сайта коммунистической̆ партии позволяет увидеть, что политические технологи и консультанты до сих пор не видят всех выгод от использования электорального фандрайзинга, так как, во-первых, на первой странице их сайте нет таких ссылок, как «Помощь партии». Во-вторых, они разместили информацию о банковских реквизитах, лишь в глубине раздела «Контактная информация».

Такие партии, как «ЛДПР» и «Единая Россия» технологиями фандрайзинга пока практически не интересуются.

Если учитывать официальные суммы, поступившие в фонды российских политических партий, то окажется, что больше всего средств поступило на счет ЛДПР — 500, 000 млн руб. Спонсоры: ООО «Электропромрезерв»,
ООО «Уральская компания спецподготовки техники», ООО «УралТехПром», ООО «УралПромСтрой», ООО «ТехТоргГрупп», ООО «СбытЦветМет»,
ООО «Одион групп», ООО «МеталлЭкспоЦентр», ООО «Металлстройкомп- лекс», ООО «МагСтрой», ООО ИК «Галактика», ООО «Гефест»,
ООО «Вертикаль» и ООО «Кедр». За «ЛДПР» следует партия «Единая Россия». Ей было официально переведено 410,100 млн. руб. Спонсорами этих двух партий в основном выступают коммерческие компании и общественные фонды.[64]

В казну партии «Яблоко» перечислено 170,400 млн. руб. Основными спонсорами данной партии являются не фирмы, как у «ЛДПР», а региональные общественные организации. В их число входят такие спонсоры как: «Содействие мирному сосуществованию народов», «Альянс работников банковской сферы», «Содействие сохранению памятников славянской̆ письменности», «Черта» и «ЗАЩИТА». В свою очередь, на счет политической партии «КПРФ» поступило 90,027 млн. руб. Характер спонсоров у данной партии смешанный: ООО «СтройМонолитИнжиниринг», ООО «Оникс», ООО «Арден», ООО Студия «Призма», сельскохозяйственный производственный кооператив «Хузангаевский» и Курский региональный общественный фонд «За возрождение».[65]

Первым политиком, попытавшимся провести полноценную фандрайзинговую кампанию стал Борис Немцов, избиравшийся в 2009 году на пост мэра Сочи. Штаб Немцова создал собственное социологическое агентство и объявил о сборе денежных средств. Это была первая в России избирательная кампания, которая финансировалась рядовыми гражданами, а не бизнес структурами. Специалисты оценивает этот прецедент, как крайне важный для развития российского политического процесса. [66]

Следующей попыткой стала кампания Евгении Чириковой, которая широко использовала инструментарий политического фандрайзинга. Она избиралась в 2012 году в мэры Химок. В ее кампании была проведена широкая агитация по привлечению финансовых средств, а так же широко использовался труд волонтеров. На ее призывы откликнулись многие известные деятели (Эльдар Рязанов отдал свой кинотеатр под штаб Евгении) и лидеры оппозиционного движения. Евгения Чирикова проиграла те выбора, но ее пример, так же как и пример Немцова, показал, что и в России возможно применение технологий политического фандрайзинга.

Анализируя наиболее важные прецеденты политического фандрайзинга, представляется важным сравнить кампании по перечню критериев, затрагивающих различные стороны и аспекты организации и проведения фандрайзинговых акций.

Среди фандрайзиновых кампаний по сбору финансовых средств для социально-политических целей наиболее заметными стали следующие акции:

- сбор средств на финансирование кампании Леонида Волкова, кандидата в депутаты Законодательного собрания Свердловской̆ области;

- сбор средств на проведение митинга «За честные выборы» на проспекте Сахарова в Москве 24 декабря;

- сбор средств на проект А. Навального «РосПил»;

- сбор средств на издание доклада лидеров Партии народной свободы «Путин. Коррупция»;

Для сравнения данных кампаний можно использовать следующие критерии[67]:

- расходы на организацию кампании;

- число жертвователей;

- среднее количество денег, поступивших за день;

- собранная сумма;

- срок сбора денег;

- средняя сумма пожертвования;

Первым, рассматриваемым нами, прецедентом стала предвыборная кампанией Леонида Волкова на выборах в Законодательное собрание Свердловской области. Волков был на тот момент депутатом Екатеринбургской городской думы, а выбирался на выборах в собрание, как самовыдвиженец. Имидж Леонида Волкова строился вокруг борьбы с произволом чиновников, с «Единой Россией» и губернатором Свердловской области А. Мишариным. Для обеспечения чистого образа Волков принял решение сформировать бюджет кампании с помощью добровольных пожертвований рядовых граждан. Сложность это ситуации заключалась в том, что по законодательству размер пожертвований от физических лиц не должен превышать более 4 000 рублей, а так же требует от жертвователя предоставления паспортных данных.

Леонид Волков добился большого успеха в массовом сборе средств: за время предвыборной кампании его команда аккумулировала более 1 млн. руб., при этом физические лица оставили 832 900 руб. Сбор денег совершался
2 месяца - с 26 сентября по 26 ноября 2011 г. Средняя сумма пожертвования составила 2 300 рублей. В сутки в его фонд поступало в среднем 14 433 руб. Отчетность по сбору финансовых средств Волков обеспечивал посредством публикации записей в своем личном блоге.

Небольшая сумма собранных средств объясняется региональным масштабом кампании и сложностью процедуры перечисления средств. При учитывании этих ограничений, стоит признать, что фандрайзинг Л.Волкова стал ярким примером успешной фандрайзинговой кампании. Благодаря инновационным инструментам электорального фандрайзинга, Волков добился полной транспарентности наполнения своего избирательного фонда.[68]

Следующей массовой акцией по сбору денег была посвящена организации митинга на проспекте Сахарова 24 декабря. Данная акция решала проблемы всех предыдущих протестных движений, а именно прозрачность сбора денежных средств и привлечение общественного внимания. Особенность данной акции заключалась в том, что деньги на митинг аккумулировались всего за 4 дня. За такой короткий срок организаторам удалось собрать около 4 млн. руб. В день в фонд поступало порядка 1 000 000 рублей, а участие в акции приняли 4 000 чел., в то время как средняя сумма пожертвования составила
1 000 рублей.

Все финансовые средства перечислялись на кошелек в системе «Яндек[69]. Деньги» одного из организаторов - Ольги Романовой. Она производила отчет о поступлениях посредством записей на своей странице в соц. сети Фейсбук. Так же во всеобщий доступ были выложены видеозаписи заседаний оргкомитета митинга, где Ольга Романова отчитывалась о состоянии счета и расходах. В комитет данного митинга входили такие известные политические и общественные деятели, как Леонид Парфенов, Дмитрий Быков и Борис Акунин, что придавало авторитет оргкомитету.

Причина успеха данной фандрайзинговой акции состоит в том, что она была реализована на пике протестной активности в обществе. Акция в Рунете по финансовому обеспечению организации такого массового митинга была связана с внесетевым протестом, что позволило в сжатые сроки собрать сумму, превышающую запланированную.

Данная акция показала, что самый главный фактор успеха фандрайзинговой кампании состоит в совпадении ее целей с общественными настроениями и актуальной социально-политической повесткой.

Наиболее ярким примером применения инструментов политического фандрайзинга можно считать проекты Алексея Навального. Его проект называется «РосПил» - это общественный проект по контролю в сфере государственных закупок. Он был запущен в декабре 2010 г. В самом начале деятельности данного проекта, Навальный заявил, что планирует покрывать издержки за счет добровольных пожертвований от граждан России. Сбор денежных средств на проект «РосПил» стал первым в России широкомасштабным примером правильного применения методов политического онлайн-фандрайзинга. [70]

Кампания по сбору началась 2 февраля 2011 г. и в тот же день продемонстрировала большой успех. Собранные в первые дни суммы превзошли все ожидания. За первый несколько суток было пожертвовано около 1 млн. руб. Подобная динамика продолжалась весь февраль 2011 года, однако затем темпы перечисления начали снижаться. За первые 5 дней было собрано 2,5 млн. руб., а за февраль 2011 года - 5 256 462 руб., а за весь оставшийся период до марта 2012 года было собрано 3 700 212. В первые месяцы в среднем поступало каждый день 200 000 руб., а за весь период акции поступало около
23 000 руб.[71]

Динамика данного проекта показывает, что старт первой в России широкомасштабной акции политического фандрайзинга привлек большой интерес к себе. Причина успеха кроется в том, что А. Навальный попал в запрос на новые пути влияния на политическую ситуацию. Навальный предложил участникам интернет среды вложить свои личные средства в реальный протест, который выкристаллизовывался в явное желание перевести «интернет-протест» во что-то большое.

На 5 мая 2011 г. свои средства перечислили 13 тыс. 790 чел. Этот факт говорит о том, что круг спонсоров не ограничивается узкой группой меценатов. Проект «РосПил» получил очень большую поддержку в обществе, что подтверждает тот факт, что средняя сумма пожертвования составляет 523 рубля. Единственной издержкой в организации акции явилась комиссия платежной системы на обслуживание счета и перевода денег.

Успех данного проекта показал, что и в условиях российских реалий возможно проведение масштабных фандрайзинговых акций по сбору средств. Во время организации акции по сбору средств А. Навальный использовал правильные и удачные ресурсы: личная популярность и авторитет борца с коррупцией с высокий протестный потенциалом интернет-аудитории.

В последнее время оппозиция стала использовать такой тип борьбы с действующей властью, как издание докладов изобличающих ее преступность и неэффективность. Созданием подобных докладов стали такие авторитеты, как В. Милов, И. Яшин, Б. Немцов и другие. Первым докладом, получившим большую общественную известность, стал «Путин. Итоги». Он был издан тиражом 6 000 экземпляров в 2008 г. Эффективность такого формата политической деятельности доказало исследование, посвященное докладу «Путин. Итоги», проведенный «Левада-центр» в феврале 2011 г. Опрос показал, что данный доклад прочитали около 5 миллионов человек и порядка
19 миллионов слышали о его существовании.[72]

Немного позже, весной 2011 г. В. Рыжков, Б. Немцов и В. Милов представили общественному вниманию новый доклад «Путин. Коррупция». Эта работа говорила про коррупцию в личном окружении Владимира Путина. Сначала его издали тиражом 11 тыс. экземпляров на средства движения «Солидарность», затем авторы основной тираж предложили профинансировать гражданам России посредством интернет-фандрайзинга. Тираж было решено определить исходя из количества собранных средств. В течение первого месяца удалось собрать более 1 839 210 руб. На собранные средства удалось издать
450 тыс. экземпляров доклада.

Сбор финансовых ресурсов производился с 28 марта по 28 апреля 2011 г. Количество спонсоров составило 2000 чел., тогда как средняя сумма составила 900 рублей. В среднем, на счет поступало 62 567 руб. в сутки. Стоит учесть тот факт, что в акции сбора средств на издание доклада приняло участие меньше человек, чем в акции Алексея Навального, однако и этой аудитории хватило, чтобы поддержать кампанию Бориса Немцова. Большой размер средней суммы платежа говорит о высокой доле крупных платежей, что доказывает тот факт, что они были осуществлены авторами доклада и их соратниками. [73]

Данную фандрайзинговую акцию можно считать успешной, так как Борис Немцов и другие авторы добились поставленной цели - получения финансирования на издание крупного тиража. Так же, акция, как и упоминания о ней СМИ, позволила привлечь дополнительное внимание к тексту доклада и его оппозиционным авторам. [74]

Сбор на средств на доклад «Путин. Коррупция» стал еще одним положительным примером реализации фандрайзинговой кампании в России. Этот проект показал, что для можно добиться поставленной цели и без мощного информационного бума. Опыт Бориса Немцова показал, что стратегию фандрайзинга могут применять любые политические силы.

Обобщая опыт российских фандрайзинговых кампаний, проведенных в России, можно сделать вывод, о том, что политический фандрайзинг в российских условиях находится на пути своего становления. Пока он активно используется лишь представителями внесистемной оппозиции. Однако, официальные политические партии, обладающие широким доступом к ресурсам, пока предпочитают игнорировать данный механизм взаимодействия с обществом.

Успех развития политического фандрайзинга в России зависит от опоры на ярких лидеров, имеющих поддержку, как в Интернете, так и в традиционных СМИ, а так же от попадания в политическую повестку, формирующую настроение аудитории. Скорость распространения и формы применения политического фандрайзинга зависят от того, насколько быстро политические акторы оценят достоинства данного способа выстраивания диалога в формирующемся гражданском обществе России.

 

 

 

Для того чтобы определить инструменты и условия развития политического фандрайзинга на Юге России, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть уже существующие условия. Процесс сбора денежных средств можно представить, как следующую структуру.

Рис.2.

 

           
     


           
     

 

 


 

 

Если рассмотреть процесс финансирования партий на Юге России через призму представленной выше схемы, то можно сказать, что политический фандрайзинг в данном регионе имеет все условия для успешного развития. Для анализа политического фандрайзинга в данном регионе, необходимо рассмотреть каждый его элемент. Например, благотворительность в Южной части России имеет свою историю. История благотворительности Юга России берет свое начало с XIX столетия. Первым, кто начал заниматься благотворительной деятельностью стала Епархиальное попечительство бедных духовного звания, основанное в 1843 году. В 70-е годы на Кубани в рамках политики просвещения появилось Екатеринодарское женское и мужское благотворительные общества.

К началу ХХ века на Юге России насчитывалась около 62 благотворительных организаций. В них входили 29 обществ, 26 заведений и 6 церковно-приходских попечительств. Каждое благотворительное учреждение находилось под различным министерством, иногда даже не одним. Создавались они в виде филиалов и отделений. [75]

Главной особенностью деятельности благотворительных учреждений было то, что большинство из них оказывали помощь в воспитании и образовании. Происходило это из-за сложившихся менталитета жителей региона и возникавших потребностей общества. Екатеринодарское женское благотворительное общество за первые 26 лет своего существования открыло в 13 населённых пунктах Кубани школы, давшие элементарное образование 4476 девочкам. Школы, которые были организованы обществом, передавались под управление местных властей, а на освободившиеся средства открывали новые. К 1915 году благотворительными сообществами финансировали 22 начальные школы с более чем 4000 учащихся. За 22 года функционирования благотворительных учреждений было израсходовано около 60 тыс. рублей.

Благотворительность в южной части страны представляла собой широкое общественное явление. Благотворительные организации создавались во всех уголках региона. Например, на Кубани действовали православное братство Святого Великомученика Артемия при Троицкой церкви станицы Новощербинской, в Макопе образолсь православное братство святого пророка Осии, в г. Екатеринодаре действовало Армянское благотворительное общество, в Черкесске действовало Черкесское благотворительное общество, в Армавире функционировало Армавирское римско-католическое общество. Профессиональные технику были организованы в Ейске, Армавире, Майкопе, Екатеринодаре и находились под управление Обществом взаимного вспоможения приказчиков.

Помощь наиболее нуждающимся слоям населения оказывали социальные учреждения: Екатеринодарское и Темрюкское благотворительные общества, Попечительство о домах трудолюбия.

Традиция благотворительности была распространены во всех слоях общества того периода. Во время голода 1891-1892 годов, который охватил 26 губерний России, благотворительные выдачи составили более 100 тыс. рублей и 140 тыс. пудов хлеба. Во время русско-японской войны на собранные деньги был организован лазарет Кубанской области, а во время Первой мировой войны в пользу раненных из благотворительных организации поступило более
110 тыс. рублей пожертвований. [76]

Самую значимую поддрежку оказывали известные общественные деятели: Блюдов Н.Ф. - директор народных училищ, который пожертовал многие свои книги Александро-Невскому просветительному братству и Пушкинской библиотеке; Коршевец З.П. - безвозмездный архитектор убежища для бесприютных детей г. Екатеринодара; Лунина В.И. - создателя и председателя правления Армавирского общества попечения о детях; Белоус В.Я. - инициатор создания Кубанского общества братской помощи; Хлебников Р.Г. - создатель убежища для бесприютных детей во имя Христа Спасителя на Тонком.

Юг России во второй половине XIX – начале ХХ века явился регионом России, в котором жила в русле общероссийского благотворительного движения и его особенностей.

В свою очередь, меценатство и патронаж получают все большое развитие. В регионах начинает зарождаться система меценатства с налаженной системой взаимодействия фондов и организаций, самостоятельно отслеживающих тех, кому нужна помощь. Так же создаются корпоративные и частные фонды для поддержки студентов и деятелей искусства, организуются гастроли театров и выступления знаменитых артистов.

Примерами благотворительности и патронажа на Юге России на современном этапе является восстановление церквей и мечетей, поддержка театров, музеев и издательских проектов. Отдельного внимания заслуживают отдельные меценаты, бизнес-структуры и их руководители. Среди них Банк «Центр-Инвест», «Донской табак» (И.В. Савиди), Группа компаний «Меркурий» (В. Э. Дерев), Институт управления, бизнеса и права (И. Г. Акперов), Х. Совмен, «Лазарос» (Л. И. Афанасиади) и другие. Без взаимодействия бизнеса и населения невозможно развитие региона и социальный мир. К понимаю этой истины начинают приходить все больше отечественных бизнес-структур. [77]

Главным фактором по нормализации межэтнических отношений и улучшения социально-экономической ситуации в регионе, является сохранение историко-культурно наследия и развитие на его базе этнических культур народов Северного Кавказа. Во время совещания по вопросу обществено-экономического развития СКФО в сентябре 2010 г., полномочный представитель Президента РА Хлопонин А.Г. заявил, что сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа является условием укрепления межнациональных отношений.

Одним из примеров спонсоринга в культурном секторе является деятельность ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа». В числе основных видов деятельности в области развития культуры и искусства названы:

– поддержка проектов, способствующих развитию национальной культуры и пропаганде отечественной культуре за границей;

– поддержка начинаний, способствующих вовлечению молодежи в современный социально-культурный процесс;

– помощь выдающимся деятелям культуры, а именно: литературы, театра, музыки и других;

– помощь религиозным деятелям и религиозным организациям;

Несмотря на неуклонный процесс роста уровня ежегодной благотворительности и меценатства, он далек до полной институциализации. Государственные структуры настоятельно «рекомендуют» осуществлять спонсорскую акцию той или иной бизнес-структуре. Для ЮФО характерна поддержка предпринимателями выходцами из той или иной этнической сферы культуры своих этносов. Хотя в то же время, явления культуры, выражающие общерегиональные ценности, являются общими феноменами культуры для всего Юга России редко находят поддержку руководства отдельных субъектов РФ и бизнеса.

Примером деятельности коммерческой структуры, решающей задачу по сохранению историко-культурного наследия народов Северного Кавказа, является «Издательство М. и В. Котляровых», поставившее своей целью издание монографий, сборников исследовательских работ и фотоальбомов, связанных с природными и историческими памятниками Северного Кавказа. Получая прибыль из своих коммерческих проектов М. и В. Котляровы, отправляют большую ее часть на подготовку и издание неопубликованных и забытых книг по культуре Северного Кавказа.

Если проанализировать, в свою очередь, использование фандрайзинга на Юге России, то выяснится, что этому рынку присущи свои определенные особенности и принципы в данном регионе. Фандрайзингом в Ростове, в основном, занимаются в благотворительных и научных сферах.

Так же к примерам некоммерческого фандрайзинга можно привести кампанию по сбору денежных средств «Ростов - город будущего». Проект нацелен на установку по всему Ростову-на-Дону контейнеров по сбору раздельного мусора, а акция по сбору денег имела своей целью собрать необходимую сумму для закупки этих самых контейнеров. Проект за 1 месяц собрал более 204 339 рублей. В акции приняло участие более 300 спонсоров.

Метод фандрайзинга наиболее эффективно работает там, где стоит вопрос жизни и смерти. Например, знаменитый ростовский фандрайзер Алла Бондаренко, говорит в своем интервью о том, что на данном этапе развития необходима консолидация фондов. Так же она отмечает, что в этот регионе действуют такие инструменты фандрайзинга, как холодные звонки и просьбы. «Обязательно нужно быть прозрачным и давать обратную связь — это главный принцип благотворительности. Нужно дать человеку возможность сделать доброе дело, показать, что его деньги дошли до адресата, и заинтересовать мецената в том, чтобы он держал руку на пульсе и мог следить за судьбой того, кому он помогает».

Алина Бондаренко так же говорит о том, что у крупных бизнес-структур есть свои благотворительные фонды и, фандрайзерам необходимо привлекать именно их.

«У нас был случай: девочке требовалась операция в конкретной клинике в столице. Нам помогла коммерческая компания «ТТК-Кавказ». Необходимо было собрать большую сумму в сжатые, и здесь пришел на помощь «Благотворительный фонд имени святой великомученицы Анастасии Узорешительницы», учрежденный корпорацией «Глория Джинс», — вспоминает Алла Бондаренко.

Что касается науки, то в этом случае целевой капитал формируется из средств учредителей и индивидуальных пожертвований. На данный момент капитал фонда «Образование и наука ЮФО» составляет 100 млн руб., что позволило в 2014 г. получить доход в сумме около 8 млн руб. Пожертвования более 3 млн рублей позволяют назначить стипендию от коммерческой структуры или предпринимателя. Если удается назначить сумму более 5 млн руб., то появляется возможность организовать целевую стипендиальную программу в рамках вуза или факультета. Доход от фонда «Образование и наука ЮФО» используется для поощрения лучших студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей Юга России.

ВУЗы успешно используют инструмент фандрайзинга для финансирования научной и хозяйственной деятельности, привлекая, в том числе, своих выпускников. Генеральный директор ГК «БИС» Андрей Иванов, выпускник ЮФУ, уже два года является членом эндаумент-фонда ЮФУ и чаще всего нанимает в свою компанию выпускников ЮФУ.

В южном регионе фандрайзинг также успешно применяют и в социальной среде. Примером является акция «Тотальный диктант». Начался этот проект несколько лет назад в Новосибирске, а в 2014 году уже охватил 338 городов. Спонсором этого мероприятия в Ростове-на-Дону стал ген. директор «Бонус-Медиа» Алексей Павловский. Позже он рассказал, что к этой акции удалось привлечь ГК ТТК, которая просубсидировала акцию «Тотальный диктант» и на федеральном уровне.

Что касается роли бизнеса в финансировании политический партий, то в этом сегменте Юг России сильно отстает от других регионов. На данный момент в формировании южных избирательных кампаний превалируют теневые поступление, т.е. те взносы, которые официально не внесены в избирательный фонд. На наш взгляд фонд каждой избирательных кампаний формируется исходя из данной рисунке 2.

Рис.3.

Теневые средства Легальные средства

 

 

 

Теневые средства Легальные средства

 

Данный рисунок позволяет нам увидеть, что на данный момент практически каждый избирательный фонд политической партии на Юге России формируется благодаря теневым средствам. Большая доля неучтенных средств происходит, благодаря технологическому удобству - например тогда, когда необходимо задействовать большое число волонтеров и агитаторов, а оформление тысяч договоров найма затянет данный процесс, либо в том случае, когда требуется обеспечить срочный выход материала в СМИ, однако по закону оплата публикации должна поступить на счет СМИ до появления тиража, а значит, с учетом времени банковского оборота, платеж следует произвести, как минимум, за два дня до того. Закономерным будет вопрос: почему политические партии официально не регистрируют денежные средства, поступающие в их избирательный фонд? Анализируя сложившуюся ситуацию можно прийти к следующему.

Во-первых, многие инвесторы избегают формальностей, поскольку желают обладать нейтралитетом.

Во-вторых, внесение теневых средств позволяет существенно экономить. Прибыль, оставшаяся в результате уплаты налогов, перечисляется легальными методами.[78]

Так же уместным будет и другой вопрос: почему политические партии не привлекают средства рядовых граждан для своих политических целей? Мы считаем, что это происходит из-за нескольких причин.

Во-первых, политические партии в Южном регионе России не обладают необходимыми техническими возможностями для аккумуляции денежных средств граждан. Для таких операций необходимы многочисленные веб-ресурсы.

Во-вторых, несистемность Законодательства РФ. Например, человек (физическое лицо) пожертвовал через Интернет денежные средства политической партии и хочет получить налоговый вычет, то даже если пожертвование совершено с помощью именной карты, эти средства всё равно не будут восприниматься налоговой инспекцией как пожертвование с последующим налоговым вычетом.[79]

Вышесказанное говорит о том, что в Южном Регионе формирование избирательных фондов происходит без участия фандрайзинга и легальных поступлений. То есть партии не стараются самостоятельно зарабатывать денежные средства, и в большинстве случаев они рассчитывают на теневые поступления и государственное финансирование.

Виктор Германович Казанцев, будучи Полномочным представителем Президента в Южном федеральном округе, в своем выступлении заявил, что “политическим партиям Юга России необходимо научиться самим зарабатывать деньги, используя методы поиска и сбора денег, а не ждать государственного финансирования”.[80]На сегодняшний день легальные средства, перечисляемые юридическими лицами, составляют лишь малую часть фондов избирательных кампаний, однако в кулуарах власти политические акторы в больших объемах используют инвестиции со стороны бизнеса. Ярким примером привлечения теневых средств в избирательные кампании служит пример Иван Игнатьевич Саввиди. Донской бизнесмен и политик часто использует свои финансовые активы в политических целях. Как правило данные вложения являются теневыми, поскольку не публикуются официально.

Бизнес, государство и гражданское общество являются главными столпами общетсвенной жизни любого общества. Если между этими элементами отсутствует взаимозависимость, то это прямо отражается на состоянии общественной жизни. Например, если между государством и бизнесом нет диалога, то в стране начинаются проблемы в самых разных сферах, и только налаженная коммуникация может помочь решить данную проблему.

Сейчас фандрайзинг на Юге России имеет все предпосылки того, чтобы стать главным инструментом для привлечения денежных средств в фонд избирательной кампании. Это позволит установить баланс между триадой, (политика, власть, гражданское общество) что позволит добиться стабильного развития общественной жизни. Отношения в этой триаде можно представить следующей схемой фандрайзинга. Повсеместное применение увеличит эффективность каждого элемента: политические акторы смогут чаще браться за реализацию больших проектов и привлекать к этому коммерческие структуры, бизнес сможет спонсировать данные акции и получать необходимую рекламу, а гражданское общество, в свою очередь, получит возможность добиться решения острых социальных проблем.

 

 

Рис. 4.

 

Как следует из данной главы, фандрайзинг в данный момент играет не большую роль в политическом процессе Юга России. Чаще всего политические партии получают либо государственные деньги, либо теневые ресурсы из бизнес структур. Фандрайзинг в Южном регионе довольно активно развивается в некоммерческом секторе. Для того, чтобы подобная динамика наблюдалась и в электоральном фандрайзинге Юга России необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу и механизм перечисления средств. Это позволит показать коммерческим структурам и рядовым гражданам все плюсы и преимущества в использовании данных механизмов. Бизнес должен понять, что легальные перечисления политическим партиям по эффективности превосходят теневые финансовые вливания, а рядовые граждане должны ощутить, что любая, сумма, перечисленная на счет избирательного фонда, может помочь добиться определенных целей, поставленный политической партии.

Заключение

 

С началом XXI века политические акторы, некоммерческие и коммерческие структуры начали осознавать, что на современном этапе развития можно добиться поставленных тобою целей без помощи государства и бизнес-элиты.

В бакалаврской работе нами были рассмотрены основные проблемы развития и становление фандрайзинга в политическом процессе Юга России.

Раскрыв понятие политический фандрайзинга и определив его сущность, мы делаем вывод о том, что политический фандрайзинг является необходимым элементом современного политического процесса.

Одними из главных акторов политического процесса любого региона является политическая партия. Именно она ставит своей целью борьбу за властные ресурсы, именно она формирует политическое сознание и вырабатывает основные политические стандарты. В зависимости от способа формирования избирательного фонда политической партии зависит вся будущая деятельность данного политического элемента.

Существует три основных источника пополнения избирательного фонда политической партии. Это, либо теневые перечисления от коммерческих структур, либо поступления от государственных органов, либо средства, полученные, благодаря продуманной акции фандрайзинга.

По нашему мнению, для эффективного развития политической партии, и политического процесса в целом, необходимо повсеместно внедрять использование в российских политических реалиях инструменты политического фандрайзинга. Партия или кандидат в предвыборный период должны собственными силами находить средства на реализацию своих политических целей.

Данная проблематика была широко исследована многими учеными, которые стремились постигнуть процессы поиска и сбора денежных средств, выявить основные каналы получения, разработать этапы проведения кампания по политическому фандрайзингу.

В работе была рассмотрена нормативно-правовая основа процесса финансирования политических партий в Российской федерации, выявлены основные трудности в легальном формировании бюджетов избирательных кампаний: несистемность законодательства, отсутствие материально-технической базы и другие.

Нерешенность этих проблем влияет на политический процесс в целой стране и возводит «стену непонимания» между гражданским обществом и политическими партиями.

В последние годы наметилось повышение использования механизмов фандрайзинга в политическом процессе России. Этому способствовало увеличение активных пользователей сети Интернет и повышение политической культуры во многих регионах страны. Южный регион отстает в этом качестве. На Юге России высокими темпами развивается некоммерческий фандрайзинг, что способствует появление диалога между бизнесом и гражданским обществом. Политический фандрайзинг пока не пользуется такой популярности в Южном Регионе. Политические партии предпочитают использовать теневые средства в формировании своих избирательных фондов. Хотя сейчас преимущества в использовании фандрайзинга понятны любому политическому актору, но об активном применении речь пока не идет.

Трудность нашего исследования заключалась в том, что массив научной и периодической литературы по данной проблематики достаточно ограничен и практически отсутствуют материалы по изучению источников получения денежных средств политическими партиями. Причина этого в том, что на современном этапе развития политического процесса, как на Юге России, так и в РФ в целом, партии не стремятся раскрывать имена своих спонсоров, что усложняет анализ данного явления. Для того чтобы решить данную проблему, по нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательную базу, которая позволит подтолкнуть партии к использованию легальных средств формирования собственных избирательных бюджетов.

Также необходимо более активное участие рядовых граждан государства в жизни политических партий. На наш взгляд, каждый индивид должен понять, что он может повлиять на политическую жизнь в стране, материально поддержав партию.

Добиться этого можно только при помощи агитационной работы, а также, как уже говорилось выше, при помощи строгого исполнения всех нормативно-правовых актов, имеющих силу на территории Российской Федерации, всем обществом, включая и органы власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.