Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы воспитания. Средства и методы воздействия на воспитанника




Институты воспитания. Воспитанность и воспитуемость.

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.
Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья — это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, до 10—11 лет, обучаясь с 6—7 до 16—17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это—очевидные достоинства школьного воспитания. Н
Через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации также осуществляются весьма широкие и разнообразные воспитательные воздействия, адресованные большой аудитории пользователей всем этим. Преимущество данных средств воспитательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, «тиражируя» их в нужном количестве через соответствующие технические средства и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. Готовя литературу для детей, фильмы, радио- и телепередачи, можно заранее тщательно обдумать их содержание, взвесить и оценить возможное воспитательное воздействие. Соответствующими средствами с должным эффектом может воспользоваться любой педагог, причем относительно независимо от его индивидуальности, жизненного и профессионального опыта. Все это—достоинства, но есть и заметный недостаток в воспитательных воздействиях средств массовой информации: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны в основном на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка, т. е. они не индивидуализированы и не располагают так называемой «обратной связью».
Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы также социального и экономического), рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.
Наконец, личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными.

Воспитанность и воспитуемость школьников образуют пятый блок профессиональной компетентности учителя. Здесь, как и при анализе других блоков профессиональной компетентности, мы остановимся на профессиональных знаниях, объективно необходимых педагогических умениях, профессиональных позициях и психологических качествах учителя.

Воспитанность включает:

а) запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе);

б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично — его смыслы, мотивы, ценности), т. е. личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям. Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно;

в) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

Воспитуемост ь — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития.

Воспитанность — это не конгломерат частных свойств личности (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности.

Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом же нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.

Конечной целью воспитания ученика является углубление его воспитуемости, способности к самовоспитанию.

23. Психология воспитания: концепции и теории воспитания.

Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

Биогенетическая теория – это теория, сторонники которой считают, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Данная теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. В свое время, преимущественно до XVIII XIX вв., она была довольно популярной среди философов, врачей и педагогов и оказала существенное влияние на те концепции воспитания, которые появились на рубеже XIX и XX вв. Ею, в частности, пользовались З. Фрейд, Уи. Макдауголл, Э. Кречмер и другие. В те годы, когда они публиковали свои основные работы, как бы само собой разумеющимся считалось, что если не все, то, по крайней мере, значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, поскольку они являются врожденными. Это одна из теорий воспитания, распространенная в форме системы убеждений в обыденном сознании, но имеет много сторонников среди ученых.

Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой. В отличие от только что рассмотренной, социогенетическая теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Хотя данная теория в целом, наверное, ближе к истине, чем предыдущая, против нее также можно выдвинуть ряд контраргументов. Основные из них следующие. Во-первых, некоторые свойства личности, по крайней мере, темперамент, не могут быть воспитаны, поскольку они напрямую зависят от генотипа и определяются им (темперамент, в частности, зависит от врожденных свойств нервной системы человека). Во-вторых, из психиатрии и психопатологии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не все в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием организма.

Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. Они характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов и отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль. В этой группе теорий вопросы воспитания решаются дифференцированно, с выделением и независимым рассмотрением отдельных групп психологических качеств личности и обсуждением возможностей их целенаправленного воспитания.

Психологические теории воспитания различаются еще и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчеркиваются. Есть группа теорий, предметом исследования которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и пoтребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и, соответственно, воспитания выступают черты личности. Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие от того, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.

Довольно своеобразно решается вопрос о воспитании личности в русле необихевиористского подхода, представленного, например, теорией и практикой Б. Скиннера и его последователей. Поскольку здесь под личностными структурами понимаются привычки, умения и навыки поведенческого характера, то проблема их формирования и преобразования сводится к устойчивым изменениям в поведении человека. Считается, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрений за положительные и наказаний за отрицательные реакции, на применении на практике механизма научения через оперантное обусловливание, можно преобразовать личность в любом возрасте и в нужном направлении.

 

 

Воспитание – формирование общественно-ценностных потребностей и социально приемлемых способов их удовлетворения. На основе потребностей формируются новые мотивационные отношения, которые осуществляются посредством двух механизмов:

1. Механизм обусловливания (в основе - создание условных связей). Развитие новых мотивационных отношений происходит в реально-воспринимаемой индивидом ситуации. Ранее индеферентный раздражитель приобретает новое мотивационное значение. Обязательно имеется реальное подкрепление, которое имеет реальные эмоции.

2. Механизм опосредования. В отличие от обусловливания, процессы опосредования происходят на основе представляемых событий. Вместо реального подкрепления воспитатель использует аргументы, описывает возможные последствия.

В психологии под воспитанием следует пони­мать формирование и изменение социальных ус­тановок ребенка, вступающего в межличностные отношения. Социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия. Как отмечает Р.С.Немов, педагогичес­кое воздействие на социальную установку ребен­ка включает четыре стадии:

- привлечение внима­ния ребенка к тому или иному вопросу,

- возбужде­ние его интереса,

- предъявление новой информации,

- убеждение в необходимости действовать для достижения цели.

Речевое воздействие имеет цель изменить уста­новки или сформировать новые. Для того, чтобы произвести сдвиг в системе ценностей, необходимо слушателю ввести новую информацию в систему его взглядов, изменить структурные отношения в системе установок, произвести сдвиг мотивов. Эф­фект воздействия на человека зависит от того, ка­кие механизмы воздействия использовались: убеж­дение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия - зара­жение, оно чаще всего направлено на передачу определенного эмоционально-психического наст­роя от одного человека к другому. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сферечеловека, например, заражение паникой, разд­ражением, смехом и т.п. Эффект зависит от степе­ни интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой выступа­ющего, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоцио­нального транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к бес­сознательному, к эмоциям человека, но уже вер­бальными, словесными средствами, причем вос­питатель не должен быть в эмоциональном тран­се, а должен быть в рассудочном состоянии, уве­ренный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только посредством слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиливается экспрессивным моментом. Велика здесь роль ин­тонации голоса.

Внушаемость - степень податли­вости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Внушае­мость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преоб­ладанием первой сигнальной системы более вну­шаемы. Выделяют три основные формы внушения:

1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

2) внушение в состоянии релаксации - мышеч­ной и психической расслабленности; 3) внушение при активном состоянии бодрство­вания человека.

Убеждение апеллирует к логике, разуму чело­века, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, кото­рые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития лич­ности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия;

1) убеж­дающая речь должна строиться с учетом индиви­дуальных особенностей слушателей;

2) она долж­на быть последовательной, логичной, максималь­но доказательной, должна содержать как обобща­ющие положения, так и конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты, известные слу­шателям;

4) убеждающий и сам должен быть глу­боко убежден в том, что доказывает. Малейшая не­точность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника ин­формации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, ни­какой официальный статус и авторитет ему не по­могут;

3) сравниваются установки оратора и слу­шателя: если расстояние между ними очень вели­ко, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения яв­ляется: вначале убеждающий сообщает об элемен­тах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и созда­ется предпосылка для убеждения. Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сооб­щают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказатель­но разгромить чуждые взгляды (что нелегко -вспомните о наличии уровней селекции, отбора ин­формации).

Таким образом, убеждение - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологи­ческие давления разного рода (влияние автори­тетности источника информации, групповое влия­ние). Убеждение более эффективно, когда убежда­ется группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью ко­торых истинность какой-либо мысли обосновыва­ется через посредство других мыслей. Всякое до­казательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обосно­ван фактами. Довод - это мысль, истинность ко­торой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или лож­ности тезиса. Демонстрация - это логическое рас­суждение, совокупность логических правил, ис­пользуемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, ин­дуктивные и дедуктивные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.