Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности




Стили и типы семейного и школьного воспитания. (похожи, можно объяснить)

Определял 4 стиля семейного воспитания:

·авторитарный

·демократичный

·попустительский

·гармоничный

При авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно: родители составляют для своих детей распорядок дня, дают указания, наказывают детей. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. У них понижается самооценка, не могут самостоятельно принять решение.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов. Очень сильно повышается самооценка, дети думают, что смогут принять правильное решение самостоятельно.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Их мало волнует душевное состояние их ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребёнка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка – вместе с ними.

Состязательный стиль семейного воспитания отличается наличием гиперопеки и гиперпротекции. Родители ищут в ребенке выдающиеся качества, предоставляют широкое поле деятельности для раскрытия талантов и способностей. Придерживаясь такого стиля воспитания родители в основном руководствуются поощрительными методами, но при нарушении норм поведения наказание может быть достаточно суровым. Своё окружение и окружение ребенка родители делят на полезное и бесполезное и предъявляют к нему повышенные требования. С обидчиками ребёнка родители вступают в конфликт. Родители поощряют соблюдение ребёнком моральных правил.

Рассудительный стиль семейного воспитания.

Родители предоставляют ребёнку с раннего детства полную свободу действий, чтобы ребёнок путем проб и ошибок приобретал личный опыт, но главные жизненно важные потребности удовлетворяются. Родители стараются полностью удовлетворить потребность в общении либо познании ребёнка, но не считают необходимым поощрять ребёнка. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие и является полноправным членом при решении многих семейных ситуаций. Родители следят, чтобы достоинство ребёнка не принижалось. В такой семье царит не конфликтная атмосфера. Родители, обсуждая с ребенком каждый поступок, стараются понять движущие им мотивы, обращают внимание причиненный им другим вред, не наказывая, а доводя это до сознания подростка.

Предупредительный стиль семейного воспитания

Такой стиль семейного воспитания возникает в результате того, что ребенок рождается слабым, болезненным или инертным по типу нервной системы или особенностей характера родителей, сформированного на беспокойно-мнительных мироощущениях. Им все время кажется, что ребенок слаб, болезнен или может стать таковым.

Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, постоянно занимаются, не оставляют его ни на минуту без внимания. Ребенок полностью лишен активной деятельности. Такое ограничение ребенка в действиях связано со страхом родителей, как бы ребенок не подвергся каким-либо опасностям в процессе самостоятельной деятельности. Родители никогда не наказывают своего ребенка ни за какие проступки и выходки, а напротив, испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает, если не могут удовлетворить его прихоть. Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6-7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни.

Контролирующий стиль семейного воспитания.

Родители предоставляют ребенку ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Подростки же постоянно стремятся уйти из-под навязчивого контроля родителей. Запрет на свободную деятельность вызывает бурный протест у подростка и усиливает хаотический поиск способов скрыться из-под контроля родителей.

Родители часто наказывают за неправильное поведение и поощряют за правильное. Однако чаще приходится наказывать либо для упреждения возможных негативных поступков ребенка, либо по поводу уже свершившихся. Это приводит к глубоким психологическим срывам в состоянии детей. Родители, как правило, бывают скупы на ласку, похвалу, поддержку ребенка. Чаще всего родители видят больше недостатков в своем ребенке, чем достоинств, требующих вознаграждения. Н

Сочувствующий стиль семейного воспитании

Сочувствующий стиль может возникнуть в силу трех условий: при материальном недостатке, при плохих бытовых условиях жизни и при отсутствии духовной близости между супругами или отсутствии одного из родителей. В силу постоянной занятости родителей ребенок с раннего возраста предоставлен сам себе.

Дети, предоставленные сами себе, развиваются в нормальной, теплой, дружеской обстановке. Родители не читают длинных нотаций своим детям, им достаточно посмотреть на ребенка с укоризной, пристыдить его или просто расстроиться. Формирование нравственных норм у ребенка осуществляется через стремление родителей поддерживать доброжелательные отношения, не огорчающие и не омрачающие настроение ребенка.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Гармоничный стиль семейного является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя все то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

Это дети действуют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. В общении с друзьями искренны и откровенны, никогда не утаивают своих истинных побуждений и желаний, с удовольствием делятся своими проблемами, никогда не скрывают своих истинных чувств и отношений. Уважительное отношение к людям — главная черта детей данного типа семейного воспитания, которая сохраняется до конца жизни и проявляется всегда, как бы ни пытались окружающие выбить такого человека из равновесия. Дети этого типа умеют защитить своих товарищей, друзей и самих себя. Нет стремления и чувства превосходства над другими, желания унизить ближнего и возвыситься над ним.

Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или просто педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они положительно влияют на последних, так как не позволяют им переступить через нравственные нормы является человеколюбие, ориентация на служение во благо других людей.

Гармоничный стиль семейного воспитания является синтезом предыдущих стилей воспитания.

Эти дети действуют под влиянием внешних побуждений и эмоций и всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. В общении с друзьями искренне и откровенны.

Уважительное отношение к людям — главная черта детей данного типа семейного воспитания, которая сохраняется до конца жизни и проявляется всегда, как бы ни пытались окружающие выбить такого человека из равновесия. Дети этого типа умеют защитить своих товарищей, друзей и самих себя. Нет стремления и чувства превосходства над другими, желания унизить ближнего и возвыситься над ним. Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или просто педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они положительно влияют на последних, так как не позволяют им переступить через нравственные нормы. Высокая требовательность к себе делает этих детей постоянно серьезно работающими над собой. Они раньше всех, уже в младшем подростковом возрасте начинают заниматься самовоспитанием, совершенствуя себя как в физическом, так и в духовном, и нравственном отношении. Дети гармоничного типа способны к шалостям, могут допустить нарушение школьной дисциплины, однако критические замечания воспринимают разумно, без резких ответов и истерик и стараются не нарушать порядок впредь. Провинившись, они просят прощения, а будучи в подростковом и юношеском возрасте, вежливо извиняются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.