Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели медиаобразования




Развивая начатую тему, нельзя упустить из виду такое понятие, как «социализация личности». Социализация шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы[15]. Разумеется, главными институтами социализации были и остаются семья, детский сад и школа, где ребёнку закладывают базовые ценности, где он делает свои первые успехи (в учёбе, в спорте, в творчестве), где молодой человек получает аттестат зрелости. Но в современных реалиях не стоит приуменьшать роль, которую играют средства массовой информации в социализации молодёжи.

«Далеко не всё, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодёжную аудиторию с её интересами на периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную функцию, сменив её на функции развлечения и удовлетворения потребительских интересов»[16]. Соответственно, молодое поколение нуждается в программах медиаобразования удовлетворяющих просветительскую и воспитательную потребность.

Некоторые учёные рассматривают медиасферу, как частично выделенную часть общественной жизнидеятельности. Здесь необходимо упомянуть о «теории культивации», разработанной Джорджем Гербнером и Ларри Гроссом из Пенсильванского университета. Она появилась благодаря научно-исследовательской программе по изучению воздействия медианасилия. Согласно этой теории «СМИ культивируют, корректируют и отчасти создают сознание людей. Масс-медиа порождают символическую среду социализации человека, показывают жизнь общества и предоставляют все нужные сведения, описывают условия, в которых необходимо жить и действовать. Личность, таким образом, формируется не благодаря собственным усилиям, а из опыта и идей других, которые приходят к нему во всё большей степени из СМИ»[17].

Футуролог Э. Тоффлер пишет: «Ни одна мысленная модель окружающего мира не является чисто личным произведением. Хотя некоторые из мысленных образов строятся на основе личных наблюдений, всё большая их часть основывается на информации, поставляемой средствами коммуникации и окружающими людьми»[18].

Таким образом, мы должны иметь возможность воспитать грамотных читателей, зрителей, интернет пользователей – одним словом грамотных медиапотребителей. «Несмотря на то, что термин «медиаобразование» впервые был озвучен ещё в 1973 году на совместном совещании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению, до сих пор учёные возвращаются к определению этого сложного междисциплинарного явления.

Согласно подходам ЮНЕСКО, «Под медиаобразованием (media education) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, pассматpиваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике»[19]. Другими словами медиаобразование имеет свои корни в теории и практике образования, а также медиасфере.

«Педагогический энциклопедический словарь» (далее – «ПЭС») определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации»[20]. Это определение расширяет медаобразование до формата коммуникационной структуры.

Задачи медиаобразования, опираясь на «ПЭС» можно обозначить так: подготовить подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, научить молодёжь воспринимать, понимать и осознавать последствия разной информации, помочь новому поколению овладеть эффективными способами взаимодействия в рамках массовой коммуникации.

«Медиаобразование» - это научно-образовательная область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком. В теоретическом отношении эта область лежит на пересечении педагогики и комплексной науки о медиа, а в практическом подразумевает совместную деятельность обучающих и обучаемых по подготовке населения к жизни в медиатизированном мире»[21].

По мнению доктора педагогических наук А.В. Фёдорова «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает молодёжи активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, а также помогает ей лучше понять язык экранных искусств».[22]Действительно, на сегодняшний момент молодёжь очень активно вовлечена в систему коммуникаций через медиатехнологии. Благодаря этому, молодое поколение практически не имеет границ в возможностях самореализации и развитии творческого потенциала в данной сфере.

Еще одну формулировку предлагает Б.Н. Лозовский. Он определяет медиаобразование, как «процесс, означающий распространение знаний о деятельности СМИ и журналистов среди тех, кто профессионально не занят в информационной сфере, среди широких кругов населения, посредством специальных программ, семинаров и т.п.»[23]

Таким образом, получение медиаобразования может быть доступно каждому желающему.

Можно привести ещё целый ряд формулировок, отражённых в работах разных авторов и исследователей медиаобразования, мы же остановимся на том, что медиаобразование – это в первую очередь образование в сфере медиа, а каждое из указанных выше определений, так или иначе, дополняет друг друга и позволяет понять, что медиаобразование – это ещё и сложный процесс, требующий особого, научного, журналистского, педагогического и психологического подхода.

Сегодняшний мир медиапотребления выглядит следующим образом: дети четырех – пяти лет с гаджетами в общественном транспорте, в парках, не говоря уже о домашней обстановке. Современный ребенок рождается и живет, осваивая мир с помощью цифровых технологий. Как ни странно, это происходит в более раннем возрасте, чем освоение письменности и чтения. Для молодого поколения сегодня это одна из первых дверей на пути к познанию этого мира и взаимодействия с ним. Так происходит культурное и социальное становление личности, а также развитие юного человека, и это вызывает необходимость новых подходов к медиаобразованию как повсеместному и непрерывному процессу, в котором огромная роль отводится не только классическим социальным институтам, таким как школа, семья, но и структурам дополнительного образования.

Особенность современного поколения в том, что молодые люди не просто пользуются интернетом, они живут в нем. Интернет сегодня является продолжением и усилением группового социального пространства. Еще одной особенностью является постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян. Новое поколение имеет неограниченные возможности получения и переработки информации. У современных детей имеется возможность в отличие от прошлых поколений, быть не зависимыми от взрослых в получении сведений, которые их интересуют. Но, не смотря на это, они имеют потребность консультироваться со старшим поколением по важным для них вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.