Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним. 3 страница




Определите и выпишите в глоссарий понятия:: литература «Золотого века», изобразительное искусство, архитектура, классицизм, романтизм, реализм, ампир, эклектика.

Деятели культуры: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.В. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.Н. Крамской, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев.

Литература [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 10 – 13, 19 – 22, 24 – 26, 28, 31].

Приступая к изучению темы «Культура России XIX в» необходимо вспомнить достижения и основные события истории культуры XVIII в.

Изучая первый вопрос необходимо учитывать, что общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев населения. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. При изучении второго вопроса необходимо помнить, что рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Этот вопрос целесообразно освещать в соответствии со следующим планом: 1. естествознание, 2. географические исследования, 3. гуманитарное знание. 4. итоги развития науки в XIX в.

Третий вопрос следует изучать придерживаясь следующего плана: 1.литература, 2. живопись, 3. театр, 4. музыка. Русское искусство развивается в русле общей для Европы эволюции. Классицизм сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Семинар 11. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Основные проблемы:

1. Российская империя на рубеже XIX – XX вв.: основные проблемы социально-экономического и политического развития. Реформы С.Ю. Витте.

2. Революция 1905 – 1907 гг. Ее причины и итоги.

3. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Программы политических партий. Третьеиюньская монархия.

4. Столыпинская аграрная реформа, ее значение.

5. Внешняя политика России на рубеже веков. Влияние I Мировой войны на нарастание общенационального кризиса.

Темы докладов и рефератов:

1. Национальная и религиозная политика правительства на рубеже XIX – XX вв.

2. Революционная ситуация в начале XX в.: причины, события, последствия.

3. Политика «полицейского социализма».

4.Развитие рабочего движения в г. Ростове-на-Дону в конце XIX – начале XX в.

Определите и выпишите в глоссарий понятия:: консерватизм, либерализм, социализм, модернизация, индустриализация, аграрный реформа, забастовка, стачка, переворот, революция, манифест, черносотенцы, октябристы, кадеты, эсеры, меньшевики, большевики.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: С.Ю. Витте, Николай II, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, П.А. Столыпин, В.В. Шульгин, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.

Литература [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].

Приступая к изучению первого вопроса необходимо учитывать то, что в конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития.
Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основные черты империализма:
- монополии, возникающие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике;
- сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;
- наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
- возникновение монополистических союзов;
- обострение борьбы между ведущими странами мира за рынки сбыта, что привело к ряду локальных воин, а затем к первой мировой войне.

Россия относилась к странам второго этапа развития капитализма. Особенностью российской экономика была ее многоукладность: частновладельческий, полунатуральный и мелкотоварный уклад. Противоречивость экономического развития заключалась в сочетании высокоразвитой промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором.

Политическое развитие России на рубеже веков определялось:

- борьбой реформаторов (С.Ю.Витте) и традиционалистов (В.К.Плеве),

- остро стоявшим крестьянским вопросом

- рабочим вопросом.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить значение термина «революция». Затем обозначить причины революции 1905-1907 гг.:

- отсутствие политических свобод,

- нерешенный аграрный вопрос,

- ухудшение положения рабочих из-за экономического кризиса 1900-1903 гг.,

- национальный вопрос

- поражение в русско-японской войне 1904-1905

- деятельность революционных организаций.

Этапы революции: 1. январь – сентябрь 1905, 2. октябрь – декабрь 1905, 3. январь 1906 – июнь 1907. Необходимо изучить методы революционной борьбы и меры, предпринимаемые властью для подавления революции. Затем выявить итоги революции и подумать о ее значении для России.

Приступая к изучению второго вопроса, следует вспомнить, что Манифест был подписан Николаем в разгар октябрьской политической стачки 1905 г. и означал, что власть пошла на уступки. Этот вопрос необходимо освещать в соответствии со следующим планом: 1. предпосылки появления Манифеста 17 октября, 2. содержание Манифеста 17 октября 3. оценка манифеста и последствия его принятия.

Приступая к изучению второй части вопроса необходимо определить понятие «политическая партия» и вспомнить что такое идеология. Основные политические партии, участвовавшие в политической жизни России: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союз 17 октября», «Конституционно демократическая партия», РСДРП, партия социалистов-революционеров.

Приступая к изучению четвертого вопроса темы, необходимо вспомнить какие проблемы были в аграрном секторе и что такое «феодальные пережитки». В 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы: каждый крестьянин мог взять надел в собственность, мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства, переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства, переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии. Значение аграрной реформы. Следует учитывать, что аграрная реформа по-разному оценивается исследователями.

Приступая к изучению пятого вопроса, следует вспомнить внешнюю политику России в XIX в. и все проблемы, которые остались нерешенными. Основные направления внешней политики России на рубеже веков:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.