Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные образовательные Интернет-ресурсы. Западное - отношения с Англией, Францией, Германией




Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах.

- южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

- дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае.

 

Семинар 12. Русская культура конца XIX – начала XX в.

Основные проблемы:

1. Просвещение и наука

а) Система образования.

б) Общественные науки и «Философский ренессанс».

в) Достижения в развитии науки и техники на рубеже XIX – XX вв. в России.

2. Литература «Серебряного века»

а) Критический реализм

б) Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм)

3. Живопись

а) «Мир искусства»,

б) Основные направления авангардизма в изобразительном искусстве.

4. Театр и музыка

а) Новаторство в русском театральном искусстве на рубеже XIX – XX вв. в России.

б) «Русские сезоны» С.П. Дягилева.

в) Опера, симфоническая и камерная музыка на рубеже XIX – XX вв. в России.

5.Зарождение российского кинематографа.

Темы докладов и рефератов:

1. Учение В.И. Вернадского и философия «русского космизма».

2.Портрет русского ученого: К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников (по выбору).

3. Сборники «Вехи» и «Из глубины».

Определите и выпишите в глоссарий понятия: «серебряный век», декаданс, символизм, модерн, фовизм, абстракционизм, сюрреализм, акмеизм, футуризм.

Деятели культуры: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.М. Горький, К. Малевич, М. Шагал, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, С.В. Рахманинов, А.А. Скрябин, С.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].

Приступая к изучению первого вопроса следует обратить внимание на то, что система образования включала в себя 3 ступени - начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.

Изучая второй вопрос следует обратить внимание на то, что Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.

Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).

Изучая третий вопрос необходимо обратить внимание на творчество талантливых художников - И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин. Определить термин «авангард».

Изучая четвертый вопрос необходимо обратить внимание на творчесвто реформатора русского театра К.С.Станиславского, который вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

Изучая пятый вопрос обратите внимание на то, что первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 году. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Пройдет десять лет, как выйдут на экраны повсюду открывающихся кинотеатров первые костюмные постановки: «Русская свадьба XVI столетия» (1908), «Ухарь-купец» (1909), «Эпизод из жизни Дмитрия Донского» (1909), «Княжна Тараканова» (1910) - по эстетике лубки, перенесенные на экран.

 

Семинар 13. Советский период Отечественной истории. Революция 1917 г. и гражданская война. Социалистическое строительство в СССР.

Основные проблемы:

1. Альтернативы развития России в 1917 г. Становление советской государственности.

2. Гражданская война в России и ее итоги.

3. Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация). Складывание командно-административной экономической модели.

4. Образование СССР.

5. Внешняя политика СССР 1920-30-х гг.

Темы докладов и рефератов:

1. Октябрь 1917 г.: была ли альтернатива?

2. Гражданская война: причины поражения белого движения.

3. История возникновения и сущность термина «тоталитаризм».

4. Индустриализация и коллективизация: «за» и «против».

5. Политические процессы 1930-х гг.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: автономия, «военный коммунизм», новая экономическая политика (нэп), «форсированная индустриализация», коллективизация сельского хозяйства, индустриализация, административно-командная система, тоталитаризм, «шахтинское дело», репрессии, ГУЛАГ.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: А.Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, П. Н. Врангель, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, Л. Д. Троцкий, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 15, 16, 29]

Приступая к изучению первого необходимо вспомнить что такое «альтернативы истории». Русская революция 1917 г. явилась следствием переплетения двух кризисов – общемирового и российского. Обратите внимание на те политические события, которые определили содержание и ход революционного процесса от февраля к октябрю. Самыми важными событиями были: отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г., образование двоевластия в стране, раскол общества на сторонников буржуазного пути развития и приверженцев радикально-революционных действий. Альтернативы, стоявшие перед Россией в 1917 г.: эволюционное буржуазное развитие (сторонники кадеты, эсеры, меньшевики), военная диктатура (попытка Корнилова Л.Г. совершить государственный переворот), диктатура пролетариата (большевики).

При изучении второго вопроса необходимо сосредоточить внимание на уяснении термина «гражданская война». Затем необходимо выяснить ее периодизацию, учитывая то, что на этот счет у исследователей нет единого мнения, и существуют разные точки зрения. Затем необходимо понять причины, проанализировать основные военные действия, и уяснить итоги и последствия для дальнейшего развития страны.

При подготовке третьего вопроса следует определить понятия «военный коммунизм», «новая экономическая политика», «индустриализация», «коллективизация», «командно-административная система управления», «сталинизм», «тоталитаризм». Затем необходимо уяснить периодизацию этого этапа отечественной истории: 1. политика военного коммунизма – 1918 – 1920 гг., 2. новая экономическая политика – март 1921 – 1927 (1929) гг., 3. индустриализация и коллективизация – 1928/1929 – 1937 гг. Подводя итоги следует понимать, что если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере она вылилась в тоталитаризм и обернулась репрессиями.

При изучении четвертого вопроса необходимо раскрыть понятие и сущность СССР. Затем необходимо сосредоточить внимание на предпосылках образования Союза Советских Социалистических республик. Следует учитывать, что у большевистских лидеров были различные проекты образования союзного государства:

- автономия (И.В. Сталин),

- конфедерация (Х.Г.Раковский),

- социалистическая федерация (В.И.Ленин).

В итоге был реализован проект, предложенный В.И. Лениным. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Приступая к изучению пятого вопроса, следует вспомнить какие проблемы стояли перед новой властью. Особенностью внешней политики 1920-х гг. стала борьба за преодоление международной изоляции и признание СССР на международной арене. 1924 г. вошел в историю под названием «полоса признаний». В 1930-е гг. СССР оказался перед проблемой поиска союзников в связи с нарастанием напряженности в Европе и приходом к власти в Германии Гитлера. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе потерпели неудачу, следствием этого стало сближение СССР и Германии.

 

Семинар 14. Великая Отечественная война 1941―1945 гг. и послевоенный период.

Основные проблемы:

1. СССР накануне войны. Периодизация Великой Отечественный войны.

2. Начало Великой Отечественной войны: причины военной катастрофы в начальный период войны.

3. Коренной перелом в войне. Победа под Сталинградом.

4. Победа Красной Армии в 1944―45 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

5. Послевоенное развитие СССР (1946-1953 гг.). Геополитические изменения и «Холодная война».

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия:: блицкриг, фронт, тыл, национал-социализм, фашизм, мобилизация, «Ни шагу назад!», ленд-лиз, космополитизм, «дело врачей», культ личности, «антипартийная группа».

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И.С. Конев, З.А. Космодемьянская, А. М. Матросов, Н. Гастелло.

Литература [основная 1 – 15; дополнительная 16]

 

При изучении данной темы следует учитывать, что одной из проблем, связанных с изучением история Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, требующих научно обоснованного решения, является создание правильной периодизации войны:

1. Начало Великой Отечественной войны и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 — осень 1942 г.): нападение Германии на СССР и Японии на США, образование Антигитлеровской коалиции.

2.Коренной перелом в ходе войны (конец 1942—1943 г.): крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов, укрепление Антигитлеровской коалиции, усиление движения Сопротивления на оккупированных территориях. Разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября – 2 февраля 1943 г.); Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.); битва за Днепр (сентябрь – ноябрь 1943 г.), освобождение Кавказа (январь – февраль 1943 г.). начало ознаменовано контрнаступлением Красной Армии под Сталинградом. Битва на Волге явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне. Летом 1943 г. немецкое командование предприняло крупное наступление в районе Курского выступа. Разгром немецких войск в Курском сражении завершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

3.Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны (1944—1945 гг.): освобождение Европы и Юго-Восточной Азии от захватчиков, их окончательный разгром. Этот период характеризовался упрочением положения СССР и США на мировой арене, их борьбой за обеспечение своих позиций в послевоенном мире. Период включает изгнание немецких войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочную капитуляцию, которая была подписана 8 мая 1945 г.

Изучать пятый вопрос темы необходимо в соответствии со следующим планом:

1. Социально-экономическое развитие.

А) переход к мирному строительству,

Б) восстановление и развитие промышленности,

В) трудности развития сельского хозяйства,

Г) социально-экономическое положение в начале 1950-х годов.

2. Общественно-политическая жизнь страны.

А) укрепление административно-командной системы управления,

Б) репрессии.

3. Внешняя политика.

А) изменения на международной арене после Второй мировой войны,

Б) начало «холодной войны»,

В) СССР и страны Восточной Европы.

 

Семинар 15. Советское общество в 1953―1991 гг.

Основные проблемы:

1. Социально-экономические преобразования сер.1950 - сер.60-х гг. «Оттепель» Н.С. Хрущева.

2. Попытки реформ «сверху» и стагнация в обществе 1965 – 1985 гг. Эпоха «застоя».

3. Реформы М.С. Горбачева: попытка эволюционного преобразования советского общества. Крах СССР.

4. Внешняя политика СССР в 1953-1991 гг.

5. Культура советской эпохи.

Определите и выпишите в глоссарий понятия: совнархоз, хартия, диссидент, права человека, перестройка, гласность, ускорение, социалистический лагерь.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Н.С. Хрущев, Л. П. Берия, Е.А. Фурцева, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, Н. А. Косыгин, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев, М.А. Шолохов, А.М. Горький, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев, А.Д. Сахаров, В.С. Высоцкий.

Темы докладов и рефератов:

1. Освоение космоса: победы и поражения.

2. Правление Л. И. Брежнева: «золотой век» или подготовка катастрофы?

3. «Почему исчез Советский Союз?».

4. Реформы Ю. В. Андропова и В. В. Путина: общее и особенное.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6, 11, 13, 19, 29, 30]

Приступая к изучению первого вопроса темы необходимо определиться с понятием «оттепель». Затем следует рассмотреть борьбу за власть после смерти Сталина. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. Основное внимание необходимо сосредоточить на XX съезде КПСС, где прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Необходимо подумать о причинах того, что в октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо разобраться с понятием «застой». После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Подумайте, почему эта реформа не имела успеха. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Приступая к изучению третьего вопроса необходимо определиться с понятием «перестройка». К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.

Появилась гласность, т.е. свобода слова. Возобновилась реабилитация жертв сталинского режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения.

В 1989 г. начал работу I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).

В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже 21 августа потерпели провал и были арестованы.

В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть. Переговоры прервал августовский путч 1991 г. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.

Четвертый вопрос следует изучать по отдельным периодам: 1. середина 1950-х – середина 1960-х гг., 2. середина 1960-х – 1980-х гг., 3. 1985 – 1991 гг.

Изучение пятого вопроса темы необходимо начинать с изучения понятий: «соцреализм», «сталинский ампир», «новый человек», «ликбез», «рабфаки», «диссидент». Целесообразно структурировать материал в соответствии со следующей периодизацией: 1. середина 1950-х – середина 1960-х гг., 2. середина 1960-х – 1980-х гг., 3. 1985 – 1991 гг.

 

Семинар 16. Современная Россия: основные проблемы развития

Основные проблемы:

1. Утверждение рыночной экономики – социально-экономические реформы 1990-х гг..

2. Разрешение политических проблем: от неуправляемой демократии к демократическому централизму.

3. Интеграция в мировое сообщество: от «холодной войны» к приоритету глобализма.

Темы докладов и рефератов:

1. Экономика: «шоковая терапия» и возникновение олигархического капитала.

2. Коррупция – зло и «добро» российского предпринимательства.

3. Многопартийность и плюрализм в современной России.

4. Рост национализма и экстремизма в России.

5. Особенности влияния России на глобальную политику.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: референдум, плюрализм, приватизация, коррупция, сепаратизм, экстремизм, стабилизация

Основные политические деятели постсоветской России: Б.Н. Ельцин, В.В Путин, Д.А. Медведев, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, Г.А..Явлинский.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 3,29, 30]

Приступая к изучению первого и второго вопросов темы, следует помнить, что первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): либерализация цен, приватизация. Жизненный уровень большинства населения упал.

Весной 1993 г. началась борьба за власть между президентом Ельциным и Верховным Советом, приведшая к роспуску последнего 21 сентября 1993 г. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России. Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума).

В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, 2000 г. президентом стал В. В. Путин.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса темы необходимо сосредоточить внимание на следующем. Вместо СССР был образован Союз независимых государств, куда вошли 11 республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Молдавии). Правопреемником СССР признана Россия.

В 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении «холодной войны». В 1994 г. закончился вывод наших частей из Восточной Европы.

Подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Важная проблема в отношениях с Японией — 4 российских острова Курильской гряды, на которые претендует Япония и вопрос о которых юридически не решён со времён Второй мировой войны.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

 

1. Зуев М.Н. История России. учебник для бакалавров. М.: «Юрайт», 2013

2. Кузнецов Н.М. История. М: «Дашков и Ко», 2012.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М: «Проспект», 2013

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М: «Проспект», 2012

5. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., История России. М.: Абрис – Высшая школа, 2012.

6. Поляк Г.Б. История России. М.: «Юнити-Дона», 2012

7. Самыгин П.С. История Ростов – на – Дону: Феникс, 2012

8. Сахаров А.Н. Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах, 2010 http://www.histerl.ru/book/knigi_uchebniki_dlia_studentov/2010-saxarov

9. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история М.: ИНФРА-М, 2011.

 

Дополнительная литература:

1.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.I.- М., 2006. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М.: Исскуство.2006.

2.Беляева Л.И. Новые русские: звериный оскал капитализма. М: Алгоритм, 2005.

3.Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 2006.

4.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 2006.

5.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2ч.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2006.

6.Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008. Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Аспект-Пресс», 2012.

7.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – М., 2006.

8.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. – М., 2006.

9.Бычков В.В. Эстетика Серебряного века. – М., 2007.

10. Великие реформы в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой и др. - М., 2006.

11. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12. Герасимов Г.И. История России (1985-2008) Учебное пособие. Риор, 2012.

13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: «Известия», 2006.

14. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2006.

15. Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Торкунов А.В., Наринский М.М. История международных отношений. Учебник в 3-х томах. Том 3: Ялтинско-Потсдамская система. Аспект-Пресс, 2012.

16. Зырянов П.Н. Колчак. М.: Молодая гвардия 2006.

17. Зырянов П.Н. П.А.Столыпин: политический портрет. М., 2006.

18. Ишимова А. История России. М: «Белый город», 2009.

19. Каменский А.Б. Россия XVIII в. – М.: АСТ; Апрель, 2006.

20. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ЭКСМО-пресс, 2006.

21. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: «Эксмо», 2013. Курукин И.В. История России. XVIII век. М.: «Дрофа», 2010.

22. Кондаков И.В. Культура России. – М.: Университет; Книжный дом, 2007.

23. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1914.М., 2007.

24. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.- М., 2006.

25. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII – начала XIX вв. – СПб.: Искусство, 2006.

26. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры.- М., 2006.

27. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII в. – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. – СПб., 2006.

28. Моргачев В.О. Исихазм как основа православной духовности и культуры стран Восточной Европы. – Ростов н/Д: ДГТУ, 2007.

29. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: «Норма», 2013.

30. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. М.: «Юрайт», 2011.

31. Орлов А.С., Терещенко Ю.Я., Полуянов А.Ю. Основы курса истории России. М.: «Проспект», 2013.

32. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: 2006.

33. Покровский Н.Н. Российская власть и общество: XVII – XVIII вв. – Новосибирск: Наука, 2006.

34. Рапацкая Л.А. История русской музыки. От древней Руси до серебряного века. Учебник для вузов. М.: «Владос», 2013.

35. Сахаров А.Н. Александр I.- М., 2006.

36. Черная Л.А. История культуры Древней Руси. М.: «Логос», 2011.

37. Шевкуленко Д.А. Межнациональные отношения в России. Самара, 2006.

38. Шишова Н.В., Воскобойников С.Г. Отечественная история: словарь-справочник Ростов н/Д: Феникс, 2009.

39. Шубин А.В. Парадоксы перестройки: упущенный шанс СССР. М: Вече, 2006.

40. Яковкина Н.И. История русской культуры: 19 век. 2-е издание. СПб: Издательство Лань, 2006.

Периодические издания

1. Вопросы истории 2000 - 2013

2. Вестник ДГТУ 2007 – 2013

1. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России с конца XVII века до конца

XIX века. // http://clarino2.narod.ru/index.htmав XIX века"

2. Воронин А.В. История Российской государственности. Учебное пособие.//

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

3. История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга первая. С древнейших

времен до конца XIX века. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие.

/Под. ред. Б. В. Личмана. // http://lichm.narod.ru/

4.История России: XX век. Мультимедийный учебник. // http://www.history.ru/content/view/118/113/1/1/

5. Карты // http://www.lants.tellur.ru/history/maps/map1.gif

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/

6. Словарь по истории России // http://rushist.clow.ru/

 

 

Критерии оценки работы на практическом занятии

Критерий баллы
К 1 Представлены различные точки зрения на явление или процесс, отражающие основные историографические положения, названы исследователи и приведено их мнение с указанием откуда взята информация. 1 - 2
К 2 Представлено мнение студента о значении этого процесса или события для России: каковы последствия для страны в ближайшей и отдаленной перспективе. Ответ содержит аргументацию, то есть следует указать, почему я думаю именно так.  
К 3 Аргументация должна иметь опору на фактическую базу  
К 4 Ответ логически структурирован, выстроен в соответствии с определенным алгоритмом (указаны предпосылки процесса или явления, выделены его этапы, показано значение и последствия).  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.