Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровое моделирование. 1 страница




 

 

- Так, селянка, свободна. Не видишь играем.

Из к/ф «Формула любви»

 

Каждый человек, познакомившись с Игрой в раннем детстве, не может расстаться с ней до конца своей жизни. Совершенно не верно мнение, что наступает момент, когда человек, становясь взрослым, «вырастает» из игр. Ребенок, начиная играть погремушкой, постепенно усложняет игры до «Казаков-разбойников» и «Дочек-Матерей», копируя взрослых и моделируя на свой детский лад взрослую жизнь.

Позже, во время отрочества, игры усложняются, приобретают более утонченные формы, и мы из абстрактных пиратов и героев превращаемся в конкретных людей, стараясь походить или на своих родителей, или на персонажей книг или фильмов, или на алкоголика дядю Ваню, который ничего не делает, но зато его любят дворовые собаки. Взрослея, мы сами начинаем придумывать героев, в которых играем: преуспевающий бизнесмен, деловая куртизанка, благородный отец семейства, милый прохвост или безутешная, но не сломленная тяготами жизни вдова. В большую игру мы вплетаем более мелкие: спортивные, шутливые, умные (направленные на умственное развитие) и даже, чего скрывать, любовные и эротические.

В процессе усложнения некоторых наших игр иногда у нас у самих появляются дети, и мы начинаем их обучать играм, снова начиная с погремушки. Все это хорошо, скажете вы, однако философия философией, а мы должны учиться и работать. Но как учеба, как процесс усвоения знаний, и работа, как применение этих знаний на практике, может, сочетаются с игрушками-развлекушками? Единственное, что можно ответить на такое заявление: «А вы пробовали?». Если ответ положительный, то Вам совсем не обязательно читать дальше, и Вы можете смело передать книгу другим людям. (Хотя если вы действительно пробовали, то вы, вряд ли задали бы подобный вопрос.) Если же Вы ответили «нет», то устраивайтесь поудобнее, ибо сейчас мы постараемся Вам рассказать, что из этого получается.

Итак, шутки в сторону, мы начинаем серьезный разговор об играх. Что же такое Игра в официальном определении?

Ожегов С.И.

Игра – Резвясь забавляться, развлекаться. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

СЭС

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спорт., военн. и др. тренировками.

УСЭС

Игры детские – вид активной деятельности детей, в процессе которого они овладевают общественными функциями, отношениями, а также родным языком как средством общения между людьми. По происхождению – общественное явление, своего рода детское моделирование социальных отношений.



УСЭС

Теория игр – раздел математики, изучающий модели конфликтных ситуаций, и разрабатывающий методы оптимального поведения в условиях конфликта. Создан в 1944 г. Американскими математиками Дж. Фон Нейманом и О. Моргенштерном. Математические методы Т.и. входят в общую теорию оптимизационных методов. В моделях Т.и. исходят из конечного множества игроков, для каждого из которых, определены возможные способы его поведения – стратегии. Игра заключается в выборе каждым игроком одной из возможных стратегий. Применяется в социально-экономических исследованиях, военном деле, математической статистике и др.

Итак, что такое игра мы почти разобрались. Зачем они нужны и с чем их едят? Ну, в принципе их есть можно с чем угодно и когда угодно. Как ни странно игры относятся к той еде, которая не вызывает несварения желудка практически никогда. Вам нужно развеселить участников – пожалуйста, познакомить людей, которые видят друг друга в жизни – нет проблем, слепить из совершенно разношерстного коллектива подобие команды – возможно, объяснить как тот или иной теоретический материал реализуется на практике – сколько угодно. Практического применения – море. Однако в исследованной литературе попыток четкой классификации игр проведено не было. Попытаемся произвести подобие классификации сами. Итак, исходя из жизненного опыта, игры можно разделить:

• по физической нагрузке:

- подвижные;

- статичные;

• с точки зрения напряжения мозгов:

- развлекательные;

- шуточные;

- умственные;

- деловые;

• по количеству играющих:

- коллективные;

- командные;

- одиночные;

• по временным параметрам:

- игры-минутки;

- среднего размера (от 0,5 часа до 2-3 часов);

- игры на целый день;

- бесконечные игры (есть игры, в которые играют месяцами, пока не надоест);

• по «техническим» средствам:

- настольные;

- карточные;

- телевизионные;

- компьютерные и т. д.

В таком духе можно продолжать еще долго, однако для тех, кто собирается проводить семинары и тренинги такого рода классификация абсолютно ни к чему. Совершенно естественно, что, так как сам семинар, как и каждая из его частей преследует определенные цели, то классификация будет ориентироваться на задачи, которые должны выполнять те или иные игры, для достижения вышеуказанных целей.

Любой семинар, как правило, начинается со знакомства. В большинстве случаев, знакомство, следующее за официальным открытием семинара и представлением тренеров, проходит в такой принужденной и прохладной официальной форме: «Назовите свое имя, город (страну) и организацию которую вы представляете!» И это вполне оправдано, если вы проводите академический семинар на конференции по вопросу «Повышения плодородности почв и увеличения продуктивности труда в условиях Крайнего Севера» со ста пятьюдесятью участниками. Однако если вы собрались проводить интерактивный семинар, и перед вами сидят двадцать человек, совершенно разного возраста, из различных географических регионов, с совершенно различными интересами и желаниями, то после подобного представления они еще долго будут смотреть друг на друга без малейшего интереса сквозь амбразуру пулеметного гнезда, изредка стреляя холостыми, то есть очень одиночными зарядами.

Немного нестандартное знакомство в виде игры, позволяющее узнать о тех с кем ты дальше будешь работать не сухие данные, а какие-то черты характера, может быть, найти коллегу по увлечениям, или человека который, как и ты, часто забывает дома кошелек, позволяет сразу немного сблизить людей, убрать шоры полного отчуждения, дает возможность почувствовать участникам себя более комфортно. Участник чувствует себя не испытуемым на экзекуции, а нормальным человеком в среде таких же нормальных людей с такими же слабостями. Кроме того, в играх легче запоминаются имена, тем более что они не загромождены огромным количеством другой информации. Игр на знакомство много и их можно использовать несколько, для того чтоб участники лучше запомнили друг друга.

Знакомство в виде игры не только знакомит вас с участниками и участников между собой, но является первым шагом в так называемой «ломке льда» в группе, а проще говоря, создании дружеской атмосферы в группе. Теплая и доверительная атмосфера является одним из важных факторов успешного проведения семинара. Именно для разрушения барьеров между участниками, которым в будущем предстоит совместная работа, существуют игры-ледоколы, так называемые «ice-breakers». Как бы страшно не звучало название, на самом деле это просто очень забавные игры, способствующие раскрепощению человека, заставляющие его улыбнуться, а еще лучше рассмеяться. Смех – лучшее солнце, для того чтобы растопить лед между людьми. Однако в выборе игры-ледокола надо быть очень осторожным, иначе можно достичь совершенно противоположного эффекта. Если человек не стал с вами играть, или вышел из игры, можете быть уверены, что он замкнулся всерьез и надолго, и даже может быть уже противопоставляет себя группе. Таким образом, у вас уже возникла проблема, и придется приложить много усилий, чтоб ее устранить.

Итак, вы уже познакомились, лед потихоньку начал таять. Далее группе предстоит хорошо потрудиться, и не только каждому в отдельности, но и всем вместе. Для того чтоб сплотить группу и настроить ее на групповую работу существуют игры на объединение. Подобные игры не только сближают группу, настраивают ее на работу, но и позволяют распределить роли в команде, что в свою очередь не только облегчает групповую работу, но и помогает вам, как тренеру, определить, на что способен каждый из членов группы. В дальнейшем вы будите знать на кого можно рассчитывать, кому лучше задать тот или иной вопрос, а кто, может быть, является не большой, но все-таки проблемой.

Работа идет полным ходом, теоретический материал прочитан, и пора переходить к практике. Рассказам о том, как хорошо все то, о чем вы только что вещали, на протяжении часа, никто никогда не поверит, пока не увидит сам, как это работает. Вот тут то и говорят свое веское слово деловые игры. Деловые игры начали разрабатывать еще в начале столетия и продолжают разрабатывать до сих пор. Однако не стоит думать, что деловые игры существуют на все случаи жизни (хотя вполне возможно, что это правда). Деловые игры разрабатываются теми, кому это в данный момент нужно, и, следовательно, если нужно вам, то вы вполне можете это сделать. Главное в этом деле, в прочем, как и во всяком другом, четко уяснить цель, не видеть препятствий, верить в себя и обладать хоть капелькой фантазии. Упрощенно деловая игра – это практическое применение той или иной идеи в игровой форме. Как в детстве: когда мы хотели справедливости, то ловили бандитов, играя в сыщиков; когда хотели увидеть другие миры – играли в путешественников или космонавтов. Когда мы вырастаем, мы можем с тем же успехом играть в директоров коммерческих фирм и банков, в редакторов газет и журналов, в президентов и мэров. Деловые игры можно подразделить на два класса: ролевые игры и ситуационные игры.

В ролевых играх участник получает определенную роль и должен решить поставленную перед ним задачу с точки зрения этой роли. Участник должен «вжиться» в свою роль и действовать не так как хочется ему, а так как поступил бы его персонаж. К сожалению, в таких играх участник может впасть в две крайности: или совсем не принять роль, или наоборот переиграть.

Ситуационные игры проще. В них задается гипотетическая ситуация, которую участникам предлагается решить, используя знания полученные перед тем. Возможен и другой вариант, когда теоретический материал дается после ситуационной игры. В таком случае можно указать на ошибки сделанные во время игры, как их можно было бы избежать, используя другой метод решения, или же акцентировать внимание на правильном решении, если оно достигнуто, и детально разобрать его преимущества и недостатки, если таковые имеются.

За любыми играми, и особенно за деловыми, очень интересно наблюдать со стороны. И не только интересно, но еще и очень полезно. Как известно ошибки лучше видны со стороны (впрочем, как и преимущества). Кроме того, сам процесс обсуждения, выбора решения, распределения ролей и т.п. являются благодатной темой для других обсуждений, новых идей и выводов. Такая ситуация закономерно привела к появлению нового вида игр – «Аквариума». Скорее это даже не вид игр и даже не игра, а методика, но без сомнения очень нужная и полезная. Смысл ее заключается в том, что группа делиться на две команды, она из которых работает над заданием, а другая в это время наблюдает за первой, причем, не говоря ни звука, не принимая никакого участия в обсуждении. Затем команды меняются. Для того чтоб уравнять положение обеих групп вторая группа получает другое задание, работая в «аквариуме». Количество тем для обсуждения после «аквариума» образуется бесконечное множество. И самое главное, что это позволяет выйти на ту тему, которая нужна вам как тренеру исходя из целей семинара.

Наверно все помнят еще со школы игру, которая прерывала учебный процесс: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». V многих до сих пор осталось впечатление, что это единственная игра, применяемая в процессе обучения. С этим утверждением можно согласиться, заменив слово «единственная» на необходимая. Непрерывно воспринимая информацию человек, устает приблизительно в той же мере, в какой устает, разгружая вагоны с чем бы то ни было. Поэтому просто необходимо давать участникам отдых от ваших велеречии и сидения в одной позе. Любой достаточно длинный теоретический блок должно разбивать так называемыми играми-минутками, расслабляющими играми.

Если вы видите, что ваши участники уже заснули, кто-то храпит и мешает спать другим, а кто-то считает пролетающих за окном птиц, немедленно будите всех участников и запускайте какую-то подвижную игру-минутку. Если вы слышите шум закипающих мозгов, то заставляйте участников встать и запустите какую-нибудь шуточную игру, или «круговой массаж». После этого смело пускайтесь в дальнейшее продвижение по дебрям представляемой темы. В принципе, частота применения допинга в виде игр определяется самим тренером исходя из особенностей группы, но максимально длинный теоретический блок воспринимаемый без усилий занимает приблизительно час времени.

Особо тяжелая теория разбивается, как правило, на получасовые куски. И все-таки, когда приходит время долгожданной развлекушки всегда определяется самим тренером, исходя из ситуации.

Короткие шуточные игры также можно применять при переходе от одного блока семинара к другому, для того, что бы переключить внимание участников со старой темы на новую и поднять настроение и боевой дух. В такой же ситуации можно применять и игры загадки или тренинги для мозгов, особенно хорошо сделать это перед каким-нибудь сложным практическим заданием или сложным теоретическим куском требующим повышенного внимания и усиленной работы мозга.

К сожалению, игры-загадки типа «Счета Чингисхана» и «Медведей у проруби» имеют один недостаток. Они одноразовы, и если у вас в группе есть человек, который их знает, то можете быть уверены, что игра будет провалена. Так что перед началом игр-загадок обязательно попросите тех, кто знает их решение помолчать до окончания игры, и обратитесь с той же просьбой к тем, кто догадается раньше остальных.

Тренинги для мозгов, типа «Мухи» обладают несомненным преимуществом многоразовости, хотя и не доставляют ни с чем не сравнимого удовольствия, получаемого от нахождения ответа на загадку. Кроме того, у них тоже есть маленький недостаток. Дело в том, что обычно на семинары собираются люди с различным уровнем умственного развития и разной скоростью реакции. Таким образом, во время игры кто-то будет бежать впереди паровоза, а кто-то безнадежно отставать и падать. Главное чтоб это не вызвало дискомфорта в группе, и лучше всего заканчивать такие игры длинной одой под названием «Все мы молодцы».

Семинары могут проводиться по совершенно любой теме. Существуют и такие, в процессе которой из участников вам необходимо создать сплоченный коллектив, в котором можно было спокойно положиться на товарища.

Для «проверки» того, что же у вас вышло, существуют игры на доверие. Необходимо сказать, что это довольно-таки специфический класс игр, и он не находит широкого применения. Однако с эмоциональной точки зрения это, наверное, самые сильные игры. Такого душевного подъема, веры в собственные силы и в силы товарищей вы больше ничем не добьетесь. Но как в каждой бочке меда есть ложка дегтя, так и здесь есть свои подводные камни. Дело в том, что игры на доверие обычно связаны хоть с небольшим, но все-таки с риском. Проводить игры на доверие рекомендуется с группой, в которой вы уверены, что у нее это получиться (неудача может обернуться крахом всей вашей работы) и обязательно со страховкой (о которой участникам лучше не знать).

Суммируя все вышесказанное, можно предложить следующую узкоспециализированную классификацию игр, которую можно было бы назвать «семинарской»:

- игры на знакомство

- коммуникативные игры

- ice-breakers или по-русски ледоколы

- игры на объединение

-деловые игры:

а) ролевые

б) ситуационные

- расслабляющие, игры-минутки

- шуточные, или игры-дурки

- игры-загадки и тренинги для мозгов

- «аквариумы»

- игры на доверие

Существует огромное множество игр, которые можно использовать при проведении семинаров и тренингов. Однако во время подготовки семинара при выборе любой игры необходимо учитывать много факторов. Конечно же, тематические ролевые игры будут определяться задачами семинара и его тематикой.

Что же касается игр на знакомство, коммуникативных игр, ледоколов, игр на объединение, расслабляющих и шуточных игр, то они подбираются в зависимости от возраста и количества участников, от помещения, в котором будет проходить семинар, от полового состав группы, от возможных региональных или национальных особенностей, от религиозных особенностей и, конечно же, от личных особенностей некоторых из участников, если таковые известны.

Естественно, что подвижные игры требуют много места, и их невозможно провести в комнате размером 10 м2 (а иногда приходится проводить семинары в подобных помещениях). Если участники во время игры должны активно двигаться, то лишняя мебель может разукрасить ваш семинар пятнами от желтого до фиолетового цвета на лицах участников.

Вообще, вопросам обеспечения безопасности активных игр можно посвятить отдельную главу. Это, конечно, не значит, что надо держать под рукой спасательный отряд и карету скорой помощи, или обкладывать участников подушками, но тренер всегда обязан помнить, что он отвечает за безопасность тех, кому он предлагает ту или иную игру (особенно это касается игр на доверие).

Существуют люди (и их, к сожалению, а может быть к счастью большинство) которые слишком увлекаются игрой, и иногда необходимо немного остудить их пыл, дабы предотвратить травматизм. Человеческий фактор, как уже было сказано ранее, вообще является одним из основных при выборе игр. Совершенно очевидно, что феминистка с двадцатилетним стажем не позволит никакому мужчине носить себя на руках, а министр тяжелой промышленности не станет сидеть на полу и хлопать себя по щекам, изображая лягушку. И таким образом иногда приходиться запланированную игру заменять другой, так как если очевидно, что первоначальная игра не будет воспринята многоуважаемой публикой, то ее проведение не приведет к желательному результату.

Приведенный пример говорит о том, что вам при провидении семинара обязательно нужно иметь несколько наборов игр, которые могли бы подойти для той или иной аудитории. Естественно, что набор игр для группы педагогов средних школ и активистов молодежного движения будет довольно сильно отличаться. Но все-таки, игры есть игры, и если приложить немного старания, то даже представительницы городской администрации и прокуроры иногда резвятся как дети и вытворяют такие вещи, что способны удивить даже молодое поколение, которое, в общем, то трудно удивить.

Все вышесказанное относиться к так называемым играм обеспечения нормального хода семинара. Основную тематическую нагрузку естественно несут на себе деловые игры. В принципе их и играми можно назвать довольно условно, так как по своей сути они являются обыкновенными тематическими заданиями-упражнениями облеченными в игровую форму. Преимущества такого вида заданий очевидны. Выполняя игровые задания человек себя, чувствует более свободно, запускает в полет фантазию и разворачивает творческое мышление. Решения заданий очень часто получаются не тривиальными и очень интересными. Кроме того, свободная атмосфера игры позволяет людям легче идти на контакт, если работа проходит в группе, что намного повышает эффективность работы. И самое главное, такая форма задания позволяет участникам получить удовольствие не только от решения задачи, но и от самого процесса поиска этого решения. Если в конце семинара вы спросите группу, что ей больше всего понравилось, в 90% ответов вы услышите «игры».

Однако у этой блестящей и очень подкупающей монетки есть и другая сторона. Начнем с того, что есть люди совершенно не воспринимающие игровые задания. Такие участники будут со всей серьезностью подходить к решению задания, напрочь отметая игровую сторону. Они будут стремиться поставить на свои рельсы всю группу репликами «Нам нужно решить проблему со всей серьезностью, а не выдумывать черт знает что…», или «Хватит устраивать балаган, что вы как дети малые».

К сожалению универсальных рецептов борьбы, с этими людьми не существует. Тут нужен индивидуальный подход. Помните, что на любой яд можно при особом желании найти противоядие. Кстати, подобные личности очень вам помогут, если нужно будет разыгравшуюся группу привести в чувство и настроить на серьезный лад. Свойство сохранять спокойствие и каменное лицо в любой даже очень веселой атмосфере позволяет им отвечать на любой заданный вопрос с таким видом и таким тоном, что излишний избыток веселья пропадает довольно быстро.

Излишнее веселье тоже осень негативно отражается на проведении семинара (естественно, если вы не хотите превратить молитву в фарс). Так что люди, которые, отбрасывая задание, полностью отдаются игре, будут для вас проблемой еще большей, чем описанные выше. Конечно, прекрасно иметь в группе клоуна для разрядки, однако клоуны частенько любят уводить людей за собой в цирк, и самое удивительное, что люди охотно за ними идут. И все ваши кропотливо подготовленные и хитро спланированные игры-задания, вместо того чтоб привести группу к желаемому результату, сгорят полностью в атмосфере веселья, так и не достигнув тверди разума.

Тематические, или деловые игры, как уже было сказано, можно подразделить на ролевые и ситуационные (определение, если оно уже успело забыться можно прочитать выше). Обычно в ролевых играх каждый участник отдельно действующая боевая единица, ситуационные же игры в большинстве своем групповые.

В ролевых играх само задание и цель игры часто не совпадают (причем и та и другая могут варьироваться в широких рамках), в ситуационных, как правило, целью игры является решение типичной задачи (не зависимо от того в какой бы форме она не ставилась) определенными методами и с помощью определенных навыков. Как видим, ролевые игры более универсальны. Если говорить об универсальности, то практически в любой деловой игре можно найти несколько тем. О коллективных или деловых командных играх и говорить не приходиться. Любую подобную игру можно рассматривать не только с точки зрения темы самой игры, но и с точки зрения распределения ролей в команде, проблемы лидерства, принятия решений, планирования, разрешения конфликтов и т.д.

Ролевые и ситуационные игры могут быть направлены на любую тематику, и те и другие очень нравятся участникам, и те и другие просты в применении и не требуют особого инвентаря, и те и другие могут быть простыми и сложными. Имеется в виду то, что простые игры вы может придумать и разработать сами в течение нескольких часов.

Для создания простейшей ситуационной игры вам надо определить цель игры, под какую конкретную тему вы собираетесь ее делать, задачи которые должна выполнить данная игра, методы или навыки которые нужно отработать в этой игре. Далее включаете фантазию, и решаете задачу от обратного: к какому результату можно прийти, используя данные методы навыки, одеваете результат в какую-нибудь форму, придумываете антураж. Добавьте побольше красок, и пройдите еще раз сами весь путь от начала до конца, расставляя по пути всяческие ловушки для придания игре интереса. Глядя на все, что у вас получилось, сформулируйте проблему-задание, опять же, включив фантазию.

В лучшем варианте решение проблемы должно быть не однозначным, иначе игра получиться скучной и не интересной. Не пугайтесь, если решение проблемы в группе будет отличаться от вашего (а скорей всего так и будет), главное чтоб был отработан выбранный вами метод решения проблемы.

Подготовка обычной ролевой игры проще. Исходя из выбранной вами темы, вы формулируете проблему (естественно в полусказочной форме), затем выбираете героев, причем так, чтобы они имели какие-нибудь ярко выраженные черты и довольно сильно отличались друг от друга в психологическом плане.

Придумайте антураж, и дальше все в воле Божьей. Кажущаяся свобода в выборе метода решения очень сильно ограничивается ролью, и тут важно подчеркнуть, что заданием есть решение проблемы не участником, а его героем. В разнообразии вариантов решений вы обязательно найдете одно–два соответствующих тематике семинара, и на их основе можно развить любую дискуссию, после чего благополучно перейти к запланированной теме. Сколько бы раз вы ни давали одну и ту же игру, вы будете получать разные варианты решений (что, несомненно, обогатит вас во многих отношениях).

Приведенные выше модели игр можно назвать «любительским» уровнем. Существуют и сложные, «профессиональные» игры. Они ни коим образом не связаны с профессией или с заворотом мозгов, просто это тщательно подготовленные игры, типа «Рыбалки», имеющие под собой прочный аналитическо-математический базис, разработанный каким-нибудь институтом и опробованный на жителях Папуа Новой Гвинеи. Сама игра с виду проводиться, как и простейшие, но за кулисами идет напряженная работа по подсчету данных и их аналитической обработкой (естественно этим всем занимается компьютер).

Затем, в конце игры, выдаться устрашающие цифры, развешиваются ярлыки, и популярно объясняется перепуганным участникам, что нужно делать, а чего делать не стоит. Это очень хорошие и довольно эффектные игры, тем более, если у вас есть компьютер, и вы не играете на нем в «Doom» или «Diablo». Если серьезно, то хорошо разработанных специалистами деловых игр есть довольно много, и это действительно очень хорошие игры, и их можно и даже нужно применять. Одна проблема: где и как их достать, при этом ничего не платя и не нарушая закон о защите авторских прав.

Надеюсь, вы уже утвердились во мнении что придумать и разработать игру достаточно просто (ну-ну, попробуйте). Самое сложное, это подать игру так, чтоб заинтересовать участников, да еще, чтоб они играли в нее сами, причем без наручников. А потом еще надо провести игру, да так чтоб никто никого не поубивал, и все остались довольны (естественно включая вас). Это самое сложное, но не самое главное.

Главное – чтобы все участники поняли, чего от них хотят и четко уяснили, что им надо делать. Поэтому всегда четко и ясно формулируйте задание. После всех вводных, описания местности, рассказа предыстории, напоминании о технике безопасности (буде таковое необходимо), еще раз четко и ясно сформулируйте задание. После этого кто-то из участников обязательно спросит: «Так что нам все-таки надо делать?». Постарайтесь сдержаться и не обзывать его разными обидными словами, а еще раз четко и ясно сформулируйте задание. После этого обязательно спросите, нет ли у кого вопросов. После ответа на все вопросы еще раз четко сформулируйте задание. Спросите: «Все поняли, что нужно делать?» и после утвердительного ответа всей группы приступайте к игре. И практически всегда после всего этого найдется человек, который в процессе игры обнаружит, что он чего-то не понял, но не волнуйтесь, если он умный он обязательно обратиться к вам за разъяснениями. Когда игра началась, не считайте, что вы можете отдохнуть до ее завершения. Это у участников началась игра, а у вас началась работа.

Ведущие обязательно должны контролировать ход игры, некоторым участникам, возможно, понадобиться помощь, совет, однако нельзя допускать, чтоб во время каждого последующего хода к вам бежали за советом. Все полезно в меру. Иногда игра начинает уходить в другое русло, и тут важно быстро сориентироваться: или это новое русло тоже вам подходит (а может даже и лучше), или надо немедленно брать штурвал в свои руки и очень мягко и по возможности незаметно вернуться в старое.

Бывают случаи, когда игра выходит из-под контроля и вернуть ее обратно уже нет никакой возможности. Это чрезвычайно интересные случаи, однако, в таком варианте «спасение утопающих дело рук самих утопающих».

Естественно работать с большой группой очень сложно. Ее тяжелей контролировать, она менее управляема и менее работоспособна. Слушать теоретический материал, конечно, могут все вместе, но если вы хотите провести игру, то вам обязательно надо разбить участников на группы. Оптимальная группа 5–7 человек. Разбивка на группы может производиться по-разному, на усмотрение ведущего, в том числе и в игровой форме.

Старайтесь, чтоб на разных заданиях состав групп менялся. Кроме того, что малые группы лучше работают, легче управляются, и в работе принимают участие почти все участники семинара, такой вид проведения заданий повышает эффективность работы за счет элемента соревнования. Однако не стоит на этом акцентировать внимание участников, так как соревнования иногда могут перерасти в конфликт. И, как уже было сказано, лучше всего заканчивать такие игры длинной одой под названием « Все мы молодцы».

После окончания игры, конечно же, идет ее короткое обсуждение, которое или связывает игру с последующей темой, делая переход от игры к обучению немножко мягче, а построение семинара немного красивее, или перерастает в дискуссию на заданную тему. Начать обсуждение можно как угодно, вариантов масса. Или жалостливо участливо «Как вы себя чувствуете?», или лобовой вариант «Как вы думаете, в чем была цель этой игры?», или доверительно «Кто бы хотел поделиться своими ощущениями?» или по-прокурорски «Ну-с, кто хочет высказаться?» Что же будет дальше предугадать трудно, но все равно все зависит только от вас.

 





Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.166.228.35
Генерация страницы за: 0.009 сек.