КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и формы работоспособности. Фазы изменения работоспособности в процессе труда. Приемы управления работоспособностью
Методы, способы, техника, используемые в психологической профессиографии, их деление на группы Методы, способы, техника, используемые в психологической профессиографии, можно разделить на следующие основные группы: 1-Описательные методы включают аналитический способ и дескрипторную технику, с помощью которых собираются сведения об изучаемой работе из различных источников. 2. Активные методы изучения труда, которые предполагают обязательное личное присутствие психолога на рабочем месте в течение продолжительного времени. 3. Экспериментальные методы, проводимые в специально оборудованных лабораториям, где можно моделировать производственные операции,, воспроизводить условия труда и воздействие среды. 4. Специальные методы и техники, которые используются в большинстве случаев для получения частичных или односторонних сведений о труде. Каждую профессию или специальность можно представить конструкцию, составленную из отдельных типовых элементов деятельности в этом суть модульного подхода. Психологический модуль профессии определяется как типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный па основании общности психологических требований к человеку. В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: человек — (живая) природа, человек — техника: человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ. В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей: гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательные профессии. По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут выделяться четыре отдела: профессии ручного труда; профессии машинно-ручного «руда; профессии. связанные с применением автоматизированных и автоматических систем; профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. По условиям груда профессии можно разделить на четыре группы: работа
Работоспособность – это одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективность и качеством. Исходя из фактора продолжительности проявления определенного уровня работоспособности, можно различать ее долговременную (утомление) и оперативную форму – приспосоление к конкретной задаче (недоспал – тоже утомление). Например, направленность на конкретный вид профессии – интересы, мотивы (долговременная) и установка на выполнение поставленной рабочей задачи (оперативная). Дееспособность - способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности. Это понятие психологическое; оно определяет возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий Трудоспособность - способность к психофизиологическому действию, это понятие социальное, оцениваемое трудовой экспертизой по совокупности всех сведений о данном человеке.
Выделяют следующие стадии работоспособности: (зависит от опыта, направленности, функциональнго состояния, индивидуальных особенностей. 1. 0 стадия: готовность /или адаптация /или тревожность. 2. 1 стадия – врабатывание. Состоит из следующих фаз: - фаза мобилизации подготовка всех систем к работе, в том числе и физиологических (повышение давления), отвлечение от внешних раздражителей; - фаза первичной реакции – небольшая пауза – небольшое снижение всех показателей функционирования, потому что сменяются раздражители. Длится несколько минут, но может и не наблюдаться; - фаза гиперкомпенсации – приспособление организма к наиболее эффективному способу работы – готовность к конкретной работе; 3. 2 стадия - оптимальная работоспособность: - фаза компенсации – поддержание эффективной работы, стабильная работа, называется так потому, что компенсируются работы всех систем, наиболее эффективная; - фаза субкомпенсации – происходит поддержание эффективности работоспособности за счет компенсаторных механизмов – наиболее важные функции поддерживаются за счет отключения менее важных. Эффективность падает, появляются ошибки, скука, раздражение. 4. 3 стадия – утомление: - фаза декомпенсации – ухудшение функционального состояния, нарушение координации, сонливость, переключение внимания снижается; - фаза срыва, или перенапряжения – значительное расстройство всех систем, падение работоспособности. 5. Если человек находится на 4-5 фазе и близко окончание работы или появилась новая значимость работы, то происходит стадия прорыва – срочная мобилизация организма через вторую сигнальную систему, находятся силы и резко повышается работоспособность. Функциональное состояние - интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. Исходным в классификации ФС является состояние оперативного покоя. Состояние адекватной мобилизации — это такое состояние оператора, которое является оптимальным или близким к оптимальному для данных условий работы человека, включенного в конкретную систему управления. При состоянии динамического рассогласования уровень работы до восприятию информации не соответствует ожидаемому физиологическому состоянию. Психическое состояние человека—это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Утомление - вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций. Основным фактором, вызывающим утомление, является сама трудовая деятельность, а точнее интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Кумуляция (накапливание) утомления в результате несоответствия между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека — переутомлению. Монотония — состояние, противоположное стрессу, характеризующееся сниженным уровнем жизнедеятельности и наступающее в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть снижения внешней стимуляции. Ведущим признаком появления мотононии является снижение психической активности Эмоциональное напряжение—напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. Типы эмоционального напряжения: напряженный, трусливы, тормозной, агрессивно-бесконтрольный, профессивный. Для повышения или поддержания работоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на конкретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов: индивидуальная регламентация деятельности, организация активного отдыха, аутогенная тренировка, физиолого-гигиенические средства управления функциональным состояниям, создание средств и методов моделирования деятельности и персонально сложных трудовых ситуации.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |