Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики личностного самоопределения. Два принципиальных отличия понятий личностного и профессионального самоопределения




Профессиональное самоопределение личности

 

Сущность профессионального самоопределения. Соотношение понятий "личностное" и "профессионально" самоопределение

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессиона­лизма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой
более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует. В отличие
от профориентации и профконсультации больше соотносится с «самоориенти­рованием».

Заключаются в следующем: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; самоопределение ориентировано в будущее. Соотношение понятий «личностное» и «профессиональное самоопределение». Концепция профессионального развития Д.Сьюпера - теория, утверждающая единство профессионального и жизненного самоопределения. Д. Сьюпер считал, что профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции. при этом взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни. Профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;

Различия профессионального и жизненного самоопределения: во-первых, профессиональное самоопределение — более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие, оформить официально его невозможно; во-вторых, самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого чело­века.

Процесс профессионального самоопределения включает: развитие само­сознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование сво­его будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной по­зицией человека. Его главными составляющими являются: смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотива­цию. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении - это мотив соответствия самому себе, мотив самоуважения, мотивы достиже­ния, успеха или избегания неудач.

Говоря о профессиональном самоопределении также используют понятия «карьера» и «профессиональный выбор».

Карьера - успешное продвижение вперед в той или иной области (общест­венной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвиже­ние, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму и др.; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвиже­ния. Профессиональный выбор — решение, затрагивающее ближайшую жизнен­ную перспективу.

Задачи профессионального самоопределения. 1) просветительские, 2) диагностические, 3) морально-эмоциональная поддержка клиента, 4) помощь в выборе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.