Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие революционно-демократической педагогики в России 60-е годы XIX




Общественно-педагогическое движение в России в 60-е годы XIX века. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

В статье "Вопросы жизни" пропагандировал идеи общечеловеческого воспитания. Выступал против ранней специализации в обучении детей. Цель воспитания: подготовка к жизни высоконравственного человека с высоким интеллектуальным кругозором, в том числе имея в виду и женское образование.

Телесное наказание - средство, унижающее ребенка. Вся система образования должна быть построена на основе принципа единства.

Базой единой системы образования должна быть 2-х летняя начальная школа.

После нее классическая или реальная прогимназии (срок обучения 4 года), затем классическая гимназия (срок 5 лет) или реальная гимназия со сроком 3 года.

Завершающей ступенью образования должен стать либо университет, право поступления в который получают только выпускники классической гимназии, либо специальный ВУЗ, право поступления в который получают как выпускники классических гимназий, так в основном выпускники реальных гимназий.

Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность.

 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889)

Задача воспитания: воспитание "нового человека" - борца за воплощение революционной идеи. Как и для Добролюбова, для Ч. важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Особое значение придавал умственному образованию, в котором видел средство борьбы против социальной несправедливости. Рассматривал проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики.

Образование "нового человека" призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и об обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. В единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности. Речь учителя д.б. простой и понятной детям.

Добролюбов и Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие.

Важное место в социально-педагогических идеях Ч. и Д. занимала проблема женского воспитания и образования.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)

Статьи "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами", "От дождя да в воду".

Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинства человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.

Безусловное подчинение воспитанника воле воспитателя абсурдно, по мнению Д., так как убивает в ребенке самостоятельность ума.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Главная цель воспитания: духовное развитие человека, а достигнуть его не возможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Эта проблема раскрывается в его работах: "Родное слово". "О необходимости сделать русские школы русскими", "О народности в общественном воспитании".

Основой воспитания является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы.

В нравственном воспитании большое значение придавал выработке у ребёнка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. По Уш. предмет воспитания - человек (работа "Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии"). Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Эти знания совершенно необходимы учителю. Считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Говорил о необходимости учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Выделял принцип наглядности, опыт, который приобретается с помощью внешних чувств. Требовал единство теории и практики. Говорил об использовании в обучении игры, как воспитательно-образовательном средстве.

Дидактические идеи Уш. опирались на принципы основательности и прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения.

Главной формой организации обучения для обеспечения единства образования, воспитания и развития считают урок. По мнению Уш., урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное направление и используются разнообразные методы обучения.

Главное место в теоретическом наследии Ушинского занимает его теория образования. Не отделяя обучение от воспитания, он отдавал приоритет воспитанию, в основу которого был положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно нравственной традиции православия.

Цель нравственного воспитания: формирование личности, которое бы стало любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувствам собственного достоинства. Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Выступал против телесных наказаний. С позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием. Моральное поощрение - лучший способ нравственного воспитания. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка - семья и личность учителя.

Труд и его воспитательное значение. Большое значение, придавал режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

"Чему и как учиться: нам у крестьянских детей или детям у нас".

Большое влияние на формирование философско-педагогических взглядов Т. оказал Руссо. Собственно педагогической детальностью Т. начал заниматься с 1859, когда была открыта школа в Ясной Поляне. В основу всей системы обучения был положен принцип свободного творчества детей. Дело учителя - следовать и развивать природу ребенка.

Одновременно с открытием школы начал выходить пед. журнал "Ясная Поляна". 1872 - издана "Азбука", 1875 - "Новая азбука и четыре книги для чтения". В 90-х годах Т. многое меняет в своих прежних взглядах на образование.

Задача пед. науки, по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также изучение тех условий, которые могут препятствовать такому совпадению.

В статье "О воспитании" Т. отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно. Воспитание должно содействовать движению человека и человечества. Но это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Но чтобы свобода не стала хаосом, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность поэтому первое знание, которое нужно дать детям - возможность осознать самих себя.

Многое зависит от примера учителя. Ведущее качество личности учителя это любовь. Т. рекомендовал не придерживаться одной методики, так как нет универсальной. Самый действенный метод - живое слово учителя.

Яснополянская школа. Должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось. Наказания в школе отсутствовали. Учащиеся делились на три класса - младший, средний, старший. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших учеников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.