Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ современных дидактических концепций. 2 страница




Как только мы переводим проблему гуманитарного образования в практическое русло, здесь сразу возникает два важных вопроса. Во-первых, что следует преподавать студентам, т.е. как должна выглядеть дисциплинарная матрица гуманитарного блока, и, во-вторых, как следует преподавать гуманитарные дисциплины.

Решая первый вопрос, мы неизбежно вступаем в корпоративные противоречия между представителями гуманитарных наук. Однозначного решения здесь не существует. Неслучайно, что министерство образования рекомендует решать этот вопрос с учетом возможностей и потребностей вуза. Формирование гуманитарной матрицы должно строиться также на разумном компромиссе, где мнения противостоящих сторон должны быть услышаны и учтены при формировании учебного плана. С нашей точки зрения, основу гуманитарной дисциплинарной матрицы должны составить науки (и, возможно, искусства), в центре которых стоит человек, его мир культуры, гуманистические идеи и идеалы, концепции социального, политического, правового устройства человеческой жизни, которые получили всемирную известность.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что существует тенденция наполнения гуманитарного блока дисциплинами, которые, по существу, продолжают линию углубления профессионализации. Другими словами, сторонники профессионализации пытаются зачастую решить свои проблемы за счет гуманитарного блока.

Возьмем, например, проблему изучения иностранных языков. Ясно, что современные требования к профессионалу высокой квалификации предусматривают свободное владение иностранным языком, а в подготовке специалистов-гуманитариев требуется еще и знание древних языков. Поэтому объемы изучения иностранных языков в вузе возрастают, и в этом нет ничего плохого. Но почему это изучение иностранных языков попадает в гуманитарный блок? Разве только по той простой причине, что иностранные языки по номенклатуре относятся к гуманитарной сфере знаний. Но ведь задача гуманитаризации предполагает прежде всего изучение общекультурных дисциплин, формирующих личностные, а не профессиональные качества студента.

Не знать иностранные языки, безусловно, плохо. Но, во-первых, задача обучения иностранному языку ставится перед средней школой, и вузы часто просто исправляют за счет гуманитарного блока дефекты довузовского образования. Во-вторых, если уж и требуется углубленная подготовка по иностранному языку будущему специалисту, то делать это следует не за счет гуманитарного блока, иначе мы будем только отдалятся от целей гуманитаризации образования.

Сходные интенции сопровождают появившуюся идею наполнить гуманитарные блоки изучением русского языка. Безусловно, человек с высшим образованием должен хорошо владеть родным языком. Однако и в этом случае мы пытаемся за счет гуманитарного блока исправить дефект школьного образования, забывая об изначальной задаче гуманитаризации. В некоторых вузах в гуманитарный блок стараются вставить курсы по маркетингу, макроэкономике, налоговому законодательству и т.п., обосновывая их необходимостью углубления специализации. Все это примеры того, когда профессионализация берет верх над гуманитаризацией.

Много вопросов возникает с преподаванием истории. За последние годы программа этого курса в вузе постоянно перекраивалась. Конечно, история всегда составляла основу гуманитарного образования. Знание истории своей страны считается обязательным для подлинного гражданина. Но ведь история (и отечественная, и всемирная) довольно обстоятельно изучается в средней школе. Не повторять же ее снова в вузе! С нашей точки зрения, разработчики программы по истории в рамках гуманитарного блока, должны, с одной стороны, найти такой ракурс исторической дисциплины, чтобы она вышла за пределы школьной программы, а с другой стороны, эта дисциплина должна быть нацелена на задачу раскрытия гуманистической перспективы в историческом развитии человечества. Например, исторические курсы в вузе могли бы быть посвящены истории развития демократий, движений за фундаментальные права и свободы человека, взаимовлиянию культур и цивилизаций, современной отечественной истории и т.п.

Если бы нас спросили о нашем представлении гуманитарной матрицы, то в качестве ее ядра мы хотели бы видеть такие курсы как: философию, историю и теорию культуры, компаративистскую историю западной цивилизации и России, правоведение (фундаментальные права и свободы человека), историю свободомыслия и религии. Хотелось бы видеть в качестве спецкурсов, наряду с другими, такие как “Российская литература серебряного века”, “Нобелевские лауреаты по литературе”. А пока у нас распространена гуманитарная матрица, хранящая остаточные следы от недавнего прошлого, с которым Россия уже рассталась. Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что вопрос о выборе дисциплин является во многом дискуссионным, и за его решением всегда будут стоять определенные корпоративные интересы.

Помимо дискуссионного вопроса о том, что включать в гуманитарный блок, т.е. что преподавать, существует не менее серьезный вопрос, как преподавать гуманитарные дисциплины. Последний вопрос может показаться человеку со стороны даже наивным. Неужели преподавателей, имеющих соответствующие квалификационные дипломы, следует еще и поучать, как учить студентов? Однако достаточно вспомнить наше недавнее прошлое, чтобы понять, насколько принципиальным является вопрос о стиле и методах преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ведь еще недавно все преподавание гуманитарных наук проходило в ценностной аранжировке государственной идеологии, т.е. находилось под прессом коммунистической идеологии с ее жестко декларируемым правом на абсолютную истинность. Нам хотелось бы подчеркнуть, что не только так называемые социально-политические дисциплины находились под мощным влиянием этой идеологии, ее тотальное давление испытали буквально все гуманитарные науки: история с ее “классовым подходом” и “ролью народных масс”, литературоведение, ориентирующееся на “социалистический реализм” и “народность искусства”, религиоведение, исходившее из безапелляционного тезиса “религия – опиум для народа” и т.д.

Настало время перемен и мучительной переоценки ценностей. Но старая марксистская шинель, из которой мы все вышли, все еще давит на нас и стесняет наше движение. Если мы все согласны в том, что в основе гуманитаризации образования должна лежать гуманистическая система ценностей, то это обязывает нас принять совершенно новую парадигму преподавания гуманитарных дисциплин, о чем мы уже писали в одной из своих статей [2].

Новая парадигма преподавания гуманитарных дисциплин должна исходить из приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, партийными, конфессиональными, национальными и другими корпоративными интересами. К этому нас обязывает гуманистическая устремленность процесса гуманитаризации образования. На практике это означает, что учебный процесс должен быть максимально деидеологизирован и деполитизирован. Университетская кафедра не может быть использована для политических баталий и политической агитации.

Далее, мы должны четко уяснить, что в гуманитарной сфере не существует “единственно правильного” учения, и никто не владеет абсолютной истиной. Поэтому преподаватель должен стремиться к тому, чтобы донести до студентов представление о многомерности и богатстве гуманитарных концепций, сформировать у них понимание многообразия человеческих культур, сложности и неоднозначности гуманистической перспективы человечества.

Новая парадигма преподавания гуманитарных дисциплин зиждется на трех основных принципах: плюрализма, репрезентативности, дистанцирования.

Плюрализм исходит из признания многообразия и многогранности мировой гуманитарной и общественно-политической мысли, многомерности существующих точек зрения. Он исключает догматизм и претензии какого-либо автора на абсолютность и окончательность достигнутой истины.

Принцип репрезентативности нацеливает нас на трансляцию в учебном процессе тех достижений мировой общественной мысли, которые получили уже общее признание, стали классикой в соответствующих направлениях гуманитарных исследований. Репрезентативность предполагает бережное отношение к классическим авторам и первоисточникам, к классическому тексту. Преподаватель должен излагать не свою собственную концепцию(на это он имеет право в научных публикациях) по обсуждаемому вопросу, а транслировать существующие в мировой мысли концепции и учения. Безусловно, такая трансляция не является простым пересказом этих концепций, а предполагает владение искусством интерпретации, вводящей студента в сложный мир гуманитарной культуры.

Наконец, принцип дистанцирования требует от преподавателя сбалансированного, объективированного, беспристрастного изложения изучаемых концепций. Он запрещает какую-либо политическую, национальную или классовую ангажированность лектору как ключевой фигуре учебного процесса. Нужно согласиться с мыслью М. Вебера о том, что профессор на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка. Свои политические амбиции преподаватель, как и любой гражданин, может отстаивать в публичных местах, но не в стенах учебного заведения, где у профессора всегда существует преимущество перед студентами. Преподаватель – всего лишь посредник между мировой общественной мыслью и подрастающим поколением. И в этом состоит его величайшая культурно-преподавательская роль и высокая моральная ответственность.

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Если в начале эпохи НТР доминантными являлись технократические воззрения на жизнь всей цивилизации, общества и каждого человека, то за последние годы все явственнее звучат идеи гуманизации общества. Гуманизация же образования, предопределяющая бережное отношение к личности ребенка, новые формы и методы организации учебного процесса, в котором ребенок становится главным действующим лицом, а его потребности (учебные, познавательные, культурные и т.п.) находят отклик у учителей и администраторов системы образования при составлении учебных программ и определении целей и задач обучения вообще. Гуманизация современного образования неразрывно связана с гуманитаризацией, что проявляется в большом внимании, уделяемом при организации учебно-воспитательного процесса в школе предметам гуманитарного цикла, среди которых важное место занимают вопросы изучения культуры, истории, искусства, литературы, а также изучение родного и иностранных языков. Эти направления учебной работы особенно актуальны в современном мире на фоне общей тенденции ведущих развитых стран к миру и добрососедству.

Особую роль в гуманизации образования могут сыграть компьютерные коммуникации и особо - растущая международная сеть Internet, способствующая налаживанию международных контактов между учителями и учащимися разных стран мира.

Содержание учебного процесса. Учебный план, программы, учебники, учебные пособия.

Под содержанием учебного процесса понимается система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Закон об образовании своей первой статьей определил, что основная задача образовательных учреждений - обеспечить выполнение государственного стандарта знаний. Стандарт может быть 3-х уровней: первый, который определяется инвариантной частью базисного учебного плана; второй - школьный стандарт: он определяется инвариантной и вариативной частью учебного плана; третий стандарт определяет вуз, по которому он проводит вступительные экзамены у абитуриентов (раньше вступительные экзамены принимались по единым программам министерства просвещения). А потому сегодня каждой школе надо повысить свой школьный стандарт, чтобы подготовить своих выпускников к поступлению в любой вуз России.

Процесс обучения в школе создает условия для приобретения общего среднего образования, то есть приобретение тех знаний, которые не имеют прямого выхода на профессию, но необходимы для будущей жизни и для последующего профессионального образования. Такое образование дают школы, лицеи, гимназии и т.д.

Общеобразовательная школа работает по базисному учебному плану, который состоит из 2 частей: инвариантная и вариативная, которая в свою очередь делится на спецкурсы и факультативные занятия, групповые и индивидуальные занятия.

Инвариантная часть базисного учебного плана определяется государством (государственный стандарт) и имеет 8 образовательных областей: родной язык, филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология и физическая культура. Количество часов определяет государственный стандарт знаний: оно не подлежит изменению и обязательно для школы любого типа.

Вариативная часть базисного учебного плана определяется школьным стандартом и формируется педагогическим коллективом школы исходя из тех задач, которые стоят перед школой. При этом должны быть учтены запросы учащихся и их родителей, но, в первую очередь, именно набор спецкурсов или предметов этой части учебного плана и определяет отличие общеобразовательной школы от лицея или гимназии.

Начиная с 8 класса, в школе может быть введена дифференциация; профиль может быть: гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный и т.д., но он может определяться только теми образовательными областями, которые входят в инвариантную частью плана.

Групповые и индивидуальные полностью определяются запросом учащихся.

Учебные программы по инвариантной части учебного плана утверждаются Министерством образования на основании государственных стандартов и являются обязательными для выполнения. Программ предлагается несколько и право педагогического коллектива школы выбрать любую из программ, рекомендованных МО РФ.

Программы предметов вариативной части и факультативных и групповых занятий могут быть использованы как рекомендуемые Министерством образования, так и разработанные учителями школы или учеными вузов.

Программы могут быть трех видов:

 рабочие;

 экспериментальные;

 авторские.

Рабочие программы разрабатываются педагогами, обсуждаются на предметных комиссиях и рекомендуются для работы педагогическим советом школы. Экспериментальные программы, кроме того, должны получить внешнюю рецензию и должны быть обсуждены в методическом кабинете города или района. Авторские программы должны пройти обсуждение на комиссии департамента образования области по авторским программам и получить сертификат на авторство.

Любая программа должна быть представлена в следующем виде:

- на титуле должно быть указано имя составителя, для какого класса эта программа предназначается, и на какое число часов она рассчитана. Кроме того, должно быть указано, где эта программа обсуждалась и в каких учебных заведениях рекомендуется для работы;

- пояснительная записка содержит цели, задачи курса, место этого предмета в общем процессе обучения, отмечаются особенности курса, его актуальность для развития личности школьника, критерии оценок и т.д.;

- тематический план включает название тем, общее количество часов с разбивкой на лекционные и практические и вид контроля со стороны учителя. В плане должен быть обязательно указан резерв часов;

содержание программы включает краткую аннотацию каждой темы, указываются оборудование, таблицы, видеофильмы, карты. Кроме того, желательно указать межпредметные связи;

- список обязательной и рекомендованной литературы;

- контрольные вопросы или контрольные задания. Контрольные задания лучше составить по каждой теме или группе тем, контрольные вопросы можно по всему курсу, но не возбраняется и по темам.

Программы курсов могут быть нескольких видов.

Линейные- темы курса на протяжении всех лет изучения строятся в логическом и историческом порядке и не повторяются. Эта структура оправдывает себя при изучении языков, литературы, музыки и т.д.

Концентрические- темы через несколько лет повторяются на более сложном уровне: примером такой структуры являются физика, русский язык, математика и т.д.

Спиральные - историческая проблема не теряется из виду, постепенно расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в изучении знаний как в линейной структуре. Эта структура эффективна при изучении общественных, педагогических, психологических наук.

Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структуры. Дает возможность маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Учебники утверждаются Министерством образования РФ и являются обязательными для изучения. (В отличие от учебного пособия, которое носит рекомендательный характер). Учебники пишутся под каждую программу, и учитель, выбирая программу для изучения, должен обязательно об этом помнить; если не будет учебника под программу, выбранную для изучения, то это накладывает на учителя дополнительные организационно-методические обязанности. Если же учебник для изучения выбран и с какими-то разделами учитель не согласен, он имеет право высказать и обосновать свою точку зрения, но если ученик при ответе ссылается на учебник и высказывает согласие с учебником и несогласие с учителем, то снижать ему отметку учитель не имеет права.

Учитель на первом уроке должен познакомить учащихся с учебником:

- чем этот учебник отличается от учебника, по которому ученики занимались до этого времени и что у них общего. Определить цели и задачи курса, место этого курса в изучении соответствующей науки, его хронологические рамки;

- какие главы учебника каким темам учебной программы соответствуют;

- обратить внимание на завершающие вопросы для самостоятельного изучения;

- познакомить с приложениями: контурными картами, рекомендациями, хрестоматиями для чтения и т.д..

Требования к учебнику:

- материал учебника должен быть научным, но адаптирован для учащихся, которые его будут изучать;

- язык должен быть литературным и грамотным, материал должен быть подан в форме, интересной для учащихся;

- в учебнике должны быть интересные иллюстрации.

А потому мы считаем, что для разработки учебника необходимо создавать группу, в которую должны войти ученый, учитель, психолог, литератор и т.д..

Была предпринята попытка создания трехступенчатого учебника по географии в Челябинске. Первая ступень: знания этого материала достаточны, чтобы получить три балла. Вторая ступень: знания этого материала достаточны, чтобы получить четыре балла. Третья ступень: знания этого материала достаточны, чтобы получить пять баллов.

Ученик сам выбирает, на какую ступень он претендует. Учебник интересный, получил одобрение со стороны учительства, но, к сожалению, опыт остался единственным.

Наряду с традиционными, все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др.. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы: от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.