Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система форм и методов воспитания




Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспита­телем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соот­ветствии с педагогическими целями (оперативными, так­тическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с ко­торыми они связаны. Средствами воспитания являются преж­де всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педаго­га-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.

Для практической работы педагога больше всего подхо­дит следующая классификация методов воспитания:

• методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, проис­ходит оперативный обмен информацией (внушение, по­вествование, диалог, доказательство, призывы, убежде­ние);

• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируют­ся ее позитивные мотивы (различные виды заданий на

индивидуальную и групповую деятельность в виде пору­чений, требований, состязания, показа образцов и при­мера, создание ситуаций успеха);

• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, разви­тию внутриколлективных отношений. Мероприятие реали­зуется как целенаправленное взаимодействие педагога-вос­питателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспита­тельных задач.

В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организова­ны учащиеся: массовые формы (участие всего класса), круж­ковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, свя­занный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей де­ятельности учащихся более подходят такие формы как вик­торина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные кон­ференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.) При осуществлении задач нравственного воспита­ния могут применяться такие формы как диспут, круглый

стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосер­дия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе науч­ных принципов воспитания. Для каждого детского коллек­тива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организа­ции воспитательного процесса, тем он эффективнее. В ос­нове выбора форм воспитательной работы должна нахо­диться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся ис­пользовать многообразие форм воспитания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.