КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость антиинфляционной политики, ее инструменты и направления. 1 страница
Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. [4, C. 62] Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Иначе такую политику называют «шоковая терапия».[7, С. 147] Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости. Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. [1, С. 312] Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. К ним среди прочих следует отнести: ü контроль за денежной эмиссией; ü недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; ü осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; ü пресечение обращения денежных суррогатов; ü проведение денежной реформы конфискационного типа. Ограничение денежной массы как важнейший элемент денежной политики является ключевой идеей ортодоксального монетаристского подхода. Это ограничение наиболее выпукло проявляется в лимитировании ежегодного прироста денежной массы: êMi = êYcp + êPcp где: êMi - лимит ежегодного прироста денежной массы; êYср. - среднегодовой темп роста реального производства; ê Рср. - уровень роста цен (уровень инфляции), который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них - регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, что не только ограничивает рост денежной массы, но и стимулирует сворачивание производства и способно породить волну банкротств. Сказанное означает, что примечание названного метода требует тщательного учета конкретной ситуации и возможно только в комплексе с иными методами, в первую очередь институционального порядка. Положительный эффект, в качестве компенсирующей меры, дает снижение налогового пресса. Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней, как известно, рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки. Центральный банк также проводит операции на финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, покупая — увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе не инфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения. Рост доходов государства достигается в основном через налоговую систему, а также путем заимствования и денежной эмиссии. Усиление налогового пресса может дать лишь сиюминутный антидефицитный результат. В перспективе же жесткая налоговая политика оборачивается подрывом стимулов к производству, бизнесу и инвестированию, замедлением экономического развития и сокращением поступлений в государственный бюджет. Тем более что высокие налоговые ставки сами являются инфляционным фактором. Интересам антиинфляционной стратегии отвечает политика постепенного снижения налогового пресса. Помимо налоговых источников государственных доходов иногда предлагается задействовать и такие - увеличение цен на продукцию и услуги предприятий госсектора. Снижение государственных расходов часто является единственным способом достижения бездефицитности бюджета. Однако, проведение такой политики требует постепенности и осмотрительности. Политика повышения эффективности государственных расходов подразумевает и стимулирование научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики и селективную адресность бюджетных финансовых потоков. Методы финансирования структурных преобразований и научно-технического прогресса в итоге воздействуют на фактор предложения в выравнивании инфляционного неравновесия. К числу монетаристских антиинфляционных мер относятся и либерализация налоговой системы. Суть ее состоит в том, что понижается уровень налогообложения. Тем самым стимулируются сбережения и инвестиции, что благоприятно сказывается на динамике предложения и общем равновесии рынков. Эффективность перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу (новых) денег по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы. [7, С. 148] Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.[1, С. 314.] Что касается методов борьбы с гиперинфляцией, то следует отметить, что если бы количественная теория денег была полностью справедлива, и номинальная ставка процента не оказывала влияния на спрос и деньги, то задача обуздания гиперинфляции решалась бы просто: центральному банку достаточно было бы просто прекратить печатание денег. Но если спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента, то обуздание гиперинфляции становится более сложной задачей. Снижение темпа инфляции приведет к снижению издержек хранения денег на руках и, таким образом, к увеличению реальных запасов денег. Если центральный банк просто прекращает печатание денег, то из увеличения реальных запасов денег необходимо следует снижение цен. Таким образом, решение достаточно простой задачи обуздания гиперинфляции при несоблюдении центральным банком определенной осторожности может привести к снижению уровня цен. В этом случае центральный банк не достигает цели стабильности цен. Поэтому возникает вопрос: какую денежную политику должен проводить центральный банк для достижения стабильности цен? Или другими словами, какой должна быть динамика предложения денег, чтобы покончить с инфляцией, не вызывая дефляции? Отвечая на этот вопрос, начнем с конца. Начнем с задачи стабилизации цен и наметим соответствующую динамику предложения денег. P π i
M/P M Время конец инфляции
На рисунке отражены пять этапов нахождения соответствующих темпов роста денежной массы. 1. Желаемая траектория изменения цен Р изображена в самой верхней части рисунка. Во время гиперинфляции уровень цен повышается. После этого вступает в силу новая денежная политика, и уровень цен стабилизируется. 2 Следующий график - темп инфляции π, отражающий рост уровня цен. Он высок, пока не начался период стабильности цен, при котором он снижается до нуля. 3. Номинальная ставка процента i изменяется в точном соответствии с изменением темпа инфляции. Это следует из эффекта Фишера. Таким образом, номинальная ставка процента также высока до начала стабилизации цен, а затем падает до более низкого уровня. 4. Снижение номинальной ставки процента приведет к скачкообразному росту денежных запасов в реальном выражении, так как при этом сокращаются издержки хранения денег на руках. 5. Поскольку теперь нам известны траектории графиков уровня цен Р и реальных запасов денег М/Р, мы можем определить желаемую траекторию графика предложения денег М. В момент окончания гиперинфляции предложение денег должно резко возрасти одновременно с увеличением количества реальных денег в обращении. После этого скачка оно должно оставаться неизменным, чтобы обеспечивалась стабильность цен. В данном анализе не принимается во внимание проблема доверия центральному банку. Чтобы снизились ожидаемый темп инфляции и номинальная ставка процента, люди должны быть уверены в том, что центральный банк действительно прекратит печатать деньги в прежнем объеме. В разгар гиперинфляции такое доверие завоевать трудно. И действительно, если центральный банк пойдет на резкое увеличение предложения денег, ему трудно будет заставить население поверить в окончание гиперинфляции. Вместе с тем, если центральному банку не удастся добиться доверия, то не произойдет и снижения ожидаемого темпа инфляции и снижения номинальной ставки процента: запасы денег в реальном выражении в экономике не увеличатся, а резкий рост предложения денег приведет к ускорению инфляции. На практике центральный банк добивается доверия, устраняя главную причину гиперинфляции: необходимость сеньоража. Чаще всего гиперинфляция начинается, когда государство печатает деньги для оплаты своих расходов. Пока существует потребность в сеньораже, население скорее всего не поверит заявлениям центрального банка о стабилизации цен. По этой причине окончание гиперинфляции, как правило, сопряжено с реформами бюджетной сферы - сокращением государственных расходов и увеличением налогов, что уменьшает потребность в сеньораже. Таким образом, хотя инфляция всегда и везде является явлением денежной сферы, окончание гиперинфляции зачастую затрагивает одновременно и сферу бюджетного регулирования. Возникает другой вопрос: Как остановить инфляцию, когда спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента? На основе ожидаемой динамики основных показателей денежной реформы можно вывести динамику предложения денег, соответствующую задаче прекращения инфляции. 1. В верхней части рисунка - требуемый уровень цен Р 2. Следующий график - темп инфляции π, который высок до стабилизации цен и снижается до нуля после начала этого периода. 3. Номинальная ставка процента i изменяется так же, как и инфляция. 4. Снижение номинальной ставки процента ведет к скачкообразному росту запасов реальных денег М/Р 5. Таким образов, динамика предложения денег М зависит от динамики уровня цен и количество обращающихся денег в реальном выражения М/Р Теория предсказывает, что при окончании гиперинфляции происходит увеличение денежных запасов в реальном выражении. [2, С. 263-265] Активные антиинфляционные меры также классифицируются в зависимости того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены. · Меры, направленные против инфляции спроса: ü уменьшение госрасходов; ü увеличение налогов; ü сокращение дефицита госбюджета; ü переход к жесткой кредитно-денежной политике; ü стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса, косвенному воздействию на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения уровня их ликвидности. Средством увеличения сбережений за счет спроса является рост ставки процента по вкладам. Минимальной границей уровня депозитной ставки является темп инфляции и уровень адаптивных ожиданий: где: Р -- сумма денег, предназначенная для сбережений путем вложения либо в товар, либо в депозит; êР --темп роста цен (доходность вложений в товар); êР' -- уровень адаптивных ожиданий; êRd -- ставка процента по кладам. Очевидно, что возможности антиинфляционной процентной политики не беспредельны. Быстрое повышение процентов по вкладам чревато незамедлительным удорожанием кредита, что оказывает депрессивное влияние на объёмы инвестиций и производства. Меры понижения уровня ликвидности сбережений достаточно разнообразны - от формирования изощрённой системы повышенных процентов по срочным вкладам и иных хитростей, ориентированных на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе, до вульгарного замораживания вкладов до востребования. Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития. Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса является стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны. · Меры, направленные против инфляции издержек: ü сдерживание роста факторных доходов и цен; ü борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; ü стимулирование производства в рамках «экономики предприятия». Политика, направленная против роста факторных доходов и одновременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замораживанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста. Жесткое сдерживание цен и доходов дает однозначно видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания. Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство — предприниматели — профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска. Тогда краткосрочная кривая AS естественным образом сместится вправо без движения вверх. К основным элементам политики экономики предложения следует отнести: • снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства; • развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; • усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики; • денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска. Адаптивная политика: • индексация; • соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции только по той причине, что распространяется на получателей фиксированных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индексация может стать причиной инфляционной спирали.[3, С. 149] Адаптивная политика совсем по-иному влияет на инфляционные ожидания экономических субъектов. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. В целом, как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30 % в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет. К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания. К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников «политики цен и доходов» сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов — заработную плату. Оппоненты наоборот указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут, не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может принести к редкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Значит, говорят критики, «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченный срок. [3, С. 149-152] Дилемма шоковая терапия—градуирование стимулирует разработку моделей «оптимальной» антиинфляционной политики. На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса. Поэтому следует, что предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе: а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения; б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода, полной занятости); в) валютной политики не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда. [2, С. 315-316]
Адаптивная политика (градуирование) представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий, постепенное снижение темпов роста денежной массы.[7, С. 147] Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно государство ответственно за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы. Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрального Банка).
ГЛАВА 2
Теоретически изложенные направления и меры 6орьбы с инфляцией в чистом виде практически применялись крайне редко. В реальной действительности почти всегда имел место синтез различных подходов и комплексное применение самых разных антиинфляционных мер. Это в одинаковой степени относится к разным странам. I) Высокоразвитым индустриальным, которые активно боролись с инфляцией в 70-е и 80-е годы; II) развивающимся, большинство из которых, в той или иной степени до сих пор страдают от нее; III) постсоциалистическим государством Восточной Европы, которые в целом сумели справиться с высокой инфляцией начала 90-х годов; IV) государствам, попавшим в экстраординарные экономические условия в результате национальных катастроф. Рассмотрим реальные примеры успешного проведения антиинфляционной стабилизационной политики в некоторых странах, которые наиболее похожи по развитию на Беларусиь. Среди восточноевропейских постсоциалистических стран заметных успехов как в борьбе инфляцией, так и в осуществлении перехода своей экономики на рыночные принципы функционирования добилась Польша. Обе эти проблемы представляются взаимосвязанными, причем значительная (по международным меркам) инфляция начала 90-х годов являлась во многом прямым следствием происходящей трансформации польской экономики. Сам же процесс экономической трансформации и стабилизации находится в сильной зависимости от таких факторов как президентские и парламентские выборы, кадровые перемещения в правительстве и руководстве основных финансово-экономических ведомства и т.д. Поэтому экономические успехи или неудачи, особенно в условиях перехода от одной общественно-экономической системы к другой, во многом зависят от общественного климата и политической стабильности в стране. Но, указав здесь на этот специфический аспект, важный для любой переходной экономики, я не стану дальше его анализировать и рассматривать, т.к. это далеко выходит за рамки моего исследования. Экономическая же реформа в Польше включала три oсновных направления: а) макроэкономическую стабилизацию (через бюджетную, денежно-кредитную и валютную политику); б) институциональную перестройку (т.е. новую приватизационную, законодательную и налоговую политику); в) общесистемную либерализацию (политику отмены ограничений во всех областях: ценовой, валютной, производственной, внешнеэкономической, торговой и т.д.). Какой-то отдельной или специальной антиинфляционной программы в стране принято не было, но в рамках общей экономической политики, т.е. по всех трех указанных направлениях, постоянно реализовывались различные действия и меры прямо и косвенно тормозящие инфляцию. Рассмотрим их подробнее. Жесткая бюджетная и денежная политика, проводимая в жизнь классическим способом, начала осуществляться в Польше с 1990 года. И уже в конце 1990 г. дефицит бюджета сменился положительным сальдо. Платежный баланс по текущим операциям также вскоре стал положительным. Этому сильно помогло и списание кредиторами части внешней задолженности, что значительно облегчило Польше обслуживание оставшегося долга. И хотя в конце 1993 г. ситуация с бюджетом и платежным балансом вновь ухудшилась, но общее оживление экономики (к этому времени) уже наметилось, а инфляционные процессы и тенденции твердо контролировались правительством. К тому же предприятия уже больше не полагались на щедрые бюджетные источники и более или менее приспособились к политике "дорогих денег", проводимой банковской сферой. Именно эта политика сыграла важную роль в общеэкономической стабилизации и в подавлении инфляции. Дорогой кредит очень высокие нормы резервирования, превосходящие в 3-4 раза действующие в западных странах, позволили быстро и эффективно ограничить спрос предприятий на финансовые ресурсы. К середине 1992 г. банковская ставка процента стала положительной и накопление населением долларов постепенно прекратилось. Усилился интерес всех экономических субъектов к национальной валюте. Фактически инфляционные напряжения частично снимались и девальвациями, целенаправленно осуществлявшимся несколько раз. Однако в целом Польша старалась проводить в жизнь политику завышенного валютного курса, соответствующую интересам импортеров. Это было связано с необходимостью импорта в страну современного оборудования и технологий. Существенную роль в подавлении инфляции и восстановлении финансовой стабильности сыграла деятельность государства, направленная на оказание эффективной помощи предприятиям и банкам в решении проблемы массовых неплатежей. Для этого применялся широкий набор различных мер, таких как, например, обмен кредитных требований на акции предприятий, развитие вексельного обращения, использование части доходов от приватизации одних предприятий для кредитования других, выступление определенных структур в роли гарантов, передача некоторых кредитных требований специальным государственным финансовым органам и т.п. Важным звеном институциональной перестройки в Польше стало изменение формы собственности в процессе приватизации государственных предприятий. По мере осуществления этого процесса происходило адекватное уменьшение расходов государственного бюджета и снижение инфляционного давления на него. Этому же способствовала послеприватизационная отмена налоговых и прочих льгот, имевшихся у многих государственных предприятий, производств и отраслей однако быстро провести приватизацию (особенно крупных предприятий), как об этом заявлялось в 1990-1991 гг., не удалось. Полностью уйти государству от руководства экономикой также оказалось, чрезвычайно трудно и в 1993 г. министерство промышленности и торговли подготовило экономическую программу, рассчитанную на десятилетний срок. Она называлась "Основные направления промышленной политики" и предусматривала развитие конкуренции, преодоление монополизма, стимулирование малых и средних предприятий, поощрение инноваций и инвестиций, всемерное наращивание экспорта, ограничение и сокращение энергоемких производств и т.д. Важной частью институциональной перестройки, способствовавшей общей экономической и финансовой стабилизации, явилось динамичное развитие чаcтного сектора. Он постоянно и неуклонно, начиная с 1990 года, наращивал объем производства и число занятых, в то время как государственный сектор перестраивался относительно медленно, почти перманентно находясь в кризисном состоянии. Причем этот сектор не только занял господствующее положение в сфере торговли и услуг (около 90%), но и активно ведет себя в сфере производства (в 1994 г. он дал около 40% промышленной продукции)
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |