КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альфред Р. Радклиф Браун. Методы этнологии и социальной антропологии (стр603-631)
Методы этнологии и социальной антропологии (стр603-631) Систематическое изучение цивилизации началось с середины прошлого века. Сначала оно не вполне осознавало свои методы и цели. Последователи новой науки были вынуждены принять теории, методы и свидетельства, которые мы теперь должны поставить под сомнение или отвергнуть. Однако именно благодаря труду этих людей смогла сформироваться новая наука. С конца прошлого века предпринимались определенные усилия по введению более строгих методов наблюдения и интерпретации. Одним из результатов этих усилий стало то, что мы теперь располагаем гораздо большим объемом точной информации о культуре нецивилизованных народов, в свете которой многие из прежних обобщений оказались необоснованными. В отношении метода интерпретации наиболее заметной тенденцией было возрастающее влияние исторической точки зрения и исторического метода, приведшие к признанию особой самостоятельной науки (этнологии), которая строго ограничивается задачами гипотетической реконструкции прошлого, исключая всякие обобщения и всякие попытки формулировать. В частности, многие прежние теории эволюции были поставлены под вопрос и многими учеными и вовсе отвергнуты. В тоже время ученые почти не обращали внимания на другой метод исследования, во именно индуктивный, при помощи которого мы пытаемся вывести обобщения и открыть естественные законы человеческого общества. Это произошло по 2 причинам. Во-первых, антропологи занимались не поисками законов, а выяснением происхождения. Во-вторых, эту науку путали с психологией, и эта путаница все еще сохраняется в умах многих исследователей цивилизации и заставляет их считать изучение обычаев примитивных народов с индуктивной точки зрения задачей психологов. Следовательно, во имя будущего науки о цивилизации необходимо разделить эти 2 разных метода, а это легче будет сделать, если мы будем в отношении их разные имена, назвав первый этнологией, а второй – социальной антропологией. Эти две дисциплины, хотя и самостоятельны, не связаны друг с другом. В частности, этнология не сможет развиваться без помощи социальной антропологии.; историю цивилизаций невозможно реконструировать без знания фундаментальных законов жизни общества. От социальной антропологии мы можем ожидать результатов огромного практического значения, при чем не только в более или менее отдаленном будущем, но прямо сейчас, на что мы вряд - ли можем надеяться в отношении этнологии. В последние годы этнология привлекала к себе в Англии, Германии и Америке необоснованно много внимания, в то время как социальная антропология везде, кроме Франции, испытывала не заслуженное пренебрежение. Это достаточное оправдание для данной попытки добиться признания ее важности и практической ценности. Настал критический момент для изучения примитивной культуры. После 70-летних напряженных усилий оно наконец-то обрело почву. Оно все более осознает свои цели и методы, свои возможности и ограничения. Социальная антропология получила признание (правда, не без долгой борьбы) как равная в ряду других наук. Ныне оно в состоянии дать такие результаты, которые будут иметь непосредственную практическую ценность, в особенности для тех людей, которые заняты управлением и просвещним отсталых народов. В последние годы возросло число ученых, прошедших профессиональную подготовку в области строгих методов наблюдения и обладающих знаниям, необходимыми для успешного проведения полевых исследованиях. Между тем пока наука набирается опыта, сам предмет ее исследования очень быстро исчезает. Распространение белой расы и европейской цивилизации по всему миру вызвало в нем в течение одного, двух столетий колоссальные изменения. Коренные народы во многих регионах были истреблены, как, например, тассманийцы, или же находятся на грани исчезновения, как, например, австралийские аборигены и бушмены. Повсеместно, даже если самим людям удается выжить, их обычаи и образ жизни изменяются. Они уже не изготавливают тех вещей, которые делали раньше, они изучают новый язык, их обычаи выходят из употребления, прежние верования предаются забвению. Материал, на который опираются этнологические и социально-антропологические исследования, исчезают буквально на наших глазах. Нет больше ни одной науки, в которой работа, несделанная сегодня, уже не может быть сделана никогда. Поэтому работа неотложна, а ввиду ее огромной важности для решения практических проблем, можно предположить, что в данный момент не может быть более важного направления работы, чем всяческое пооощерение и оказание всесстороней помощи социальной антропологии.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |