КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка к осмотру места происшествия
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Применительно к осмотру места происшествия подготовительные мероприятия приобретают особое значение. Вызвано это тем, что для осмотра, как правило, характерна внезапность его производства, следователь должен быть готов выехать на место происшествия в течение минимально короткого времени – через нескольких минут с момента поступления сигнала о совершенном преступлении. В литературе наибольшее распространение получила концепция подразделения мероприятий по подготовке осмотра на действия, выполняемые следователем до выезда на место происшествия, и действия, выполняемые по прибытии на место происшествия[18]. До выезда на место происшествия следователь должен выполнить следующие действия и мероприятия. 1. Мероприятия, которые направлены на информационное обеспечение следователя и иных участников следственного действия перед производством осмотра места происшествия. Первый этап начинается с момента получения следователем первичной информации о происшествии. Анализ результатов анкетирования практических работников позволяет прийти к выводу, что основным и во многом определяющим мероприятием до выезда на место происшествия должно быть получение следователем от оперативного дежурного органа внутренних дел (или непосредственно от заявителя) исчерпывающей информации о происшедшем событии. По возможности, это сведения о том: что, где и когда произошло, последствия происшествия (характер и размер причиненного вреда), личности потерпевшего и преступника, а также данные о том, приняты ли меры оперативного реагирования (кем и какие именно). Располагая соответствующей информацией в необходимом объеме, следователь имеет возможность представить обстановку места происшествия (типичную для данной категории преступлений), какие следы и иные объекты могут находиться на месте происшествия. Исходя из этого, следователь решает вопрос о том, каких специалистов необходимо пригласить для участия в следственном действии; применение каких технических средств целесообразно или необходимо в ходе осмотра места происшествия; желательно ли привлечение оперативных работников для проведения параллельно с осмотром оперативно-розыскных мероприятий[19]. Одним из элементов информационного обеспечения является изучение следователем до прибытия на место происшествия методической литературы по тактике производства осмотра места происшествия в ходе расследования соответствующей категории преступлений и, в частности, по технике работы со следами на месте происшествия, фиксации хода и результатов осмотра места происшествия, а также консультирование со специалистами для решения различных вопросов (о привлечении к участию в осмотре дополнительных специалистов, о последовательности действий на месте происшествия, порядке работы со следами преступления и т.п.). 2. Правовое обеспечение осмотра места происшествия. Основная задача данных мероприятий заключается в обеспечении соблюдения правовых норм (конституционных, уголовно-процессуальных и др.) при производстве осмотра места происшествия. Во-первых, это проявляется в необходимости проведения данного следственного действия уполномоченным на то субъектом. Своевременность и полнота обнаружения и закрепления доказательств, имеющих значение для дела, во многом зависят от лица, производящего осмотр, от грамотной организации им работы на месте происшествия. В соответствии с нормами УПК полномочиями на производство осмотра места происшествия наделен следователь, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, дознаватель и начальник подразделения дознания. 3. Совокупность организационно-подготовительных действий, которые условно можно назвать «материально-техническое обеспечение осмотра места происшествия». Во-первых, это подбор и последующая доставка на место происшествия технических средств (поисковых, измерительных, осветительных), средств фиксации хода и результатов следственного действия; подбор письменных и чертежных принадлежностей, а также бланков процессуальных документов (протокола осмотра места происшествия; протокола осмотра местности, жилища, иного помещения; постановления о возбуждении уголовного дела и др.). Кроме того, целесообразно заранее подготовить необходимые средства изъятия и упаковки следов преступления и иных объектов (если на месте происшествия имеется труп – обеспечить его транспортировку с места происшествия в морг бюро СМЭ, которая занимается исследованием и дачей заключения экспертом по вопросам, которые поставлены перед ним судом, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.), а также обеспечить прибытие на место происшествия специальной техники (например, при необходимости проведения земляных работ, разбора завалов, и т.д.)[20]. Во-вторых, своевременное обеспечение оперативной группы транспортным средством для передвижения к месту происшествия и обратно. Помимо этого, оперативная группа, выезжающая на место происшествия, должна быть обеспечена средствами связи в целях поддержания постоянного контакта с дежурной частью органа внутренних дел (для принятия оперативных мер, направленных на розыск и задержание преступников; для решения вопроса о доставке дополнительно на место происшествия необходимых научно-технических средств и специалистов различного профиля и т.п.)[21]. 4. Мероприятия по формированию состава участников осмотра места происшествия. В данном случае речь идет о подборе и привлечении к осмотру (включая их доставку на место происшествия) специалистов соответствующего профиля (специалиста-криминалиста, специалиста в области судебной медицины и др.); подбор и привлечение к участию в осмотре места происшествия понятых и технических помощников, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. С прибытием следователя на место происшествия начинается второй подготовительный этап. Прибыв на место происшествия, следователь уточняет полученную ранее информацию о происшедшем событии. В ходе беседы с оперативными работниками, прибывшими на место происшествия до приезда следователя, он получает информацию о принятых ими мерах (охрана места происшествия, выявление очевидцев и иных свидетелей, розыск и задержание преступника). Следователь также должен получить от оперативных работников данные о том, какие изменения были внесены в обстановку места происшествия в связи с ликвидацией последствий происшествия и оказанием помощи потерпевшему (и данные об изменениях, не связанных с принятием указанных выше мер). Это поможет правильно ориентироваться в окружающей обстановке, сосредоточить свое внимание на определенных участках места происшествия, наметить в процессе производства осмотра возможные по делу версии. Помимо беседы с оперативными работниками следователю необходимо по возможности лично (либо поручить сотрудникам милиции) провести опрос очевидцев происшествия и других лиц (потерпевшего, руководителя или иных ответственных лиц организации, где произошло расследуемое событие, и др.)[22]. В ходе опроса очевидцев происшествия, иных свидетелей, потерпевшего необходимо получить следующие сведения: 1) о событии, очевидцами (участниками) которого они стали (что и где произошло, где находились потерпевший и преступник, какие действия они совершали и к каким предметам прикасались, какие следы и предметы могли быть оставлены потерпевшим и преступником на месте происшествия, в каком направлении преступник удалился с места происшествия); 2) об изменениях, которые были внесены в первоначальную обстановку до прибытия на место происшествия следователя (какие изменения были внесены, кем и с какой целью). Опрос очевидцев происшествия и иных лиц необходимо производить раздельно во избежание влияния друг на друга. При проведении опроса целесообразно делать записи о тех обстоятельствах, следах или иных объектах, которые могут иметь значение для расследования[23]. Получив общую исходную информацию, следователь определяет направление работы каждого участника группы, инструктирует их, формулируя конкретные задачи. Особое внимание обращается на то, чтобы в результате действий членов следственной группы на месте происшествия не появились какие-либо новые следы. По этой причине им до начала работы специалиста-криминалиста запрещается передвигаться по своему усмотрению, садиться на находящиеся предметы, прислоняться к ним, а также курить, принимать пищу и т.д. Пути перемещения участников осмотра определяются следователем совместно со специалистом-криминалистом. В связи с этим в ряде стран осмотр места происшествия осуществляется лицами, одетыми в специальную одежду. В обязанности следователя также вменяется разъяснение всем участникам осмотра их прав и обязанностей. Особенно это важно делать в отношении понятых, которые нередко выступают потом в судебном заседании в качестве свидетелей. В целях лучшей организации работы на месте происшествия составляются и активно применяются типовые программы – алгоритмы действий членов следственно-оперативной группы. Так, специалист-криминалист обнаруживает, фиксирует и изымает различные следы и предметы, имеющие значение для дела, помогает следователю определить, какие следы, предметы (в том числе микрообъекты) могут встретиться при осмотре места происшествия, с помощью каких методов и средств их надо искать. В случае необходимости он использует специальную криминалистическую технику. Оперативный уполномоченный параллельно с осмотром места происшествия осуществляет оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление и задержание подозреваемых, выявление очевидцев и других лиц, способных что-либо сообщить о преступлении, поддерживает связь с дежурной частью органа внутренних дел, информирует следователя обо всем, что может иметь значение для дела. Если в состав группы входит кинолог, то он участвует в поиске вещественных доказательств, розыске подозреваемых по горячим следам, в обследовании мест предполагаемого нахождения преступников и их задержании[24]. Когда на месте все необходимые предварительные сведения собраны, следователь вместе с остальными участниками переходит к следующему этапу осмотра места происшествия. Таким образом, подготовка к осмотру места происшествия включает в себя две стадии: до выезда на место происшествия и по прибытии на него. До выезда не место происшествия необходимо осуществить действия, направленные на организацию деятельности участников осмотра места происшествия. Непосредственно на месте происшествия следователь получает общую информацию о потерпевших, а также проводит мероприятия, направленные на активизацию деятельности участников осмотра.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |