Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика формирования и развития фонетических навыков на английском языке на среднем этапе обучения




Фонетика как раздел языкознания изучает способы образования звуков в речи. Как аспект обучения фонетика является звуковым строем языка, совокупностью всех звуковых средств, таких как звуки, звукосочетания, паузы, интонация, ритм, ударение. Звуковой строй языка является обязательным условием коммуникации, так как язык как средство общения является звуковым.

Фонетический навык – это способность корректно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и правильно воспроизводить. Показателем сформированности фонетических навыков является доведение этих способностей до автоматизированного восприятия слышимого звукового образца и его безошибочного, быстрого воспроизведения. Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетические навыки входят в состав умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности. Можно выделить следующие стадии формирования фонетических навыков: восприятие, имитация, дифференцировка — осознание, звуковое комбинирование, интонационное комбинирование. Целью формирования фонетических навыков следует считать постановку произношения, максимально близкого к произношению носителей языка.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем и слов.

Фонемы выполняют следующие функции:

Дистинктивная - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ет в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции.

Перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем.

Сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.

Делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи. [30]

Интонема - совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение.[35] Во всякой интонеме выделяется центр - слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких значений, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра, также описываемое как сдвиг логического ударения, выражает смысловые различия внутри предложения. [29]

 

Фонематический слух - это различение звуков частей речи, фонем, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При отсутствии фонематического слуха учащийся воспринимает, запоминает и повторяет, пишет то, что он услышал, а не то что ему сказали.

Развитие фонематического слуха у учащихся необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Часто путаются близкие по звучанию фонемы. Развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Начальный этап является самым трудным в обучении фонетическим навыкам. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навыков и умений. На данном этапе происходит ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка, применение приобретенных навыков в устной речи и при чтении в слух.

Постановка звуков происходит одновременно с обучением лексике и грамматике. Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной демонстрации. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. С первых шагов нужно вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке. Учитель произносит речевую модель или фразу, предназначенную для усвоения. Он ее обыгрывает или просто переводит на родной язык, чтобы учащиеся поняли, о чем идет речь. Затем учитель выделяет в модели ключевое слово и лишь потом звук.

Модель действий учителя выглядит как: контекст – слово – звук. У учащихся идет обратный порядок: звук – слово – контекст.

Речь учителя на данном этапе, как правило, утрированна и демонстративна. При объяснении и тренировке используется аналитико-имитативный метод. Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к правильному произношению) характер. Это правила-инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи принимают участие в произнесении звука. Учитывая, что единицей обучения является фраза, учащиеся повторяют пример за учителем или записью. Если учащиеся не допустили ошибок в произношении, они переходят к работе над следующими примерами. Если же преподаватель заметил какие-либо недочеты, то звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила. Это аналитическая часть работы. Затем звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом. Такой подход к обучению фонетическим навыкам на начальном этапе обеспечивает одновременное усвоение учащимся и фонетических, и грамматических, и лексических, и интонационных особенностей иностранного языка в нерасчлененном виде.

Если у учащегося не развит фонематический слух и он не может верно воспроизвести звук, можно использовать инструкцию-указание, подсказывающую, от какого русского звука надо отталкиваться.

При изучении английского языка учащиеся должны постепенно, но полностью освоить графический способ фиксации звука – транскрипцию – так как в противном случае они не смогут из словарей получить представление о звучании слов.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно перемежаться с демонстрацией эталонов, которые учащиеся слышат от учителя или в записи, когда им объясняют их артикуляцию. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении, которая также происходит на основе эталонов. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация, упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости. [32, 67-73 c.] Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука, интонеме; оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению.

При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа позволяет уменьшить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря воспроизведению их всеми учащимися одновременно. Такая работа способствует также уменьшению и снятию комплексов. Эффект хоровой работы зависит от того, как она сочетается с индивидуальной работой. Важно перемежать хоровое произнесение с индивидуальным, повышающим ответственность каждого ученика.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана; побуждать к заучиванию наизусть следует лишь тогда, когда достигнута правильность произношения. Также нужно обращать внимание на выразительную сторону речи. С первых же минут обучения нужно уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимания сразу, то ученики начинают относиться к этому как к вещам второстепенного порядка и переучить их потом бывает очень трудно. Необходимо помнить, что даже если на начальном этапе учителю удалось заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении и правильную артикуляцию, без систематической работы над произношением на среднем и старшем этапах в условиях неязыковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, разрушаются с трудом сформированные произносительные навыки. На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительной базы; на последующих этапах она должна упрочиваться, т.е. каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. Нужно иметь в виду следующее: если на начальном этапе будет что-либо упущено и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии очень трудно.

Задача среднего этапа обучения состоит в поддержании приобретенных навыков произношения,воспрепятствовании их деавтоматизации. Содержание речи усложняется, и это поглощает основное внимание учащихся, а произношение упускается из виду. Становится более заметным влияние родного языка. Происходит интерференция сформировавшихся навыков.

Задача старшего этапа в отношении произношения в принципе не отличается от среднего этапа. Она также состоит в поддержании и совершенствовании слухо-произносительных навыков.Учитель не снижает требований к произношению учащихся в процессе всей речевой деятельности. Работа над произношением осуществляется в процессе фонетической зарядки, отработки нового лексико-грамматического материала, при чтении вслух.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.