Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы данного исследования 1 страница




Глобализация является одной из главных тенденций в развитии мировой политики и экономических отношений в частности. В экономическом аспекте глобализация означает процесс бурного роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Начавшееся в последней четверти прошлого века интенсивное развитие международных экономических связей, их количественный рост и в итоге усложнение системы транснациональных экономических отношений продолжается и в XXI в. При этом одной из ведущих тенденций развития современной мировой экономики, наряду с глобализацией мирового хозяйства, является международная региональная экономическая интеграция.

В последние годы усиливается тенденция к созданию региональных интеграционных объединений на межгосударственной договорной основе. Экономическая интеграция, являясь частью процесса глобализации, направлена на создание единого рынка капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. При этом интеграция признается одним из наиболее значительных факторов развития мировой экономики. В отличие от процесса глобализации интеграция всегда целенаправленный процесс, намеренно организуемый государствами-участниками, что подтверждается опытом СНГ.

Вопросы экономической интеграции в рамках СНГ существенно влияют на уровень жизни населения граждан стран Содружества, на уровень экономической модернизации, на качество предоставляемых товаров и услуг. Также, несомненно, степень интеграции отражается на вопросах безопасности внешних границ государств-участников объединения, их защищенности от контрабанды и коррупции. В связи с этим интеграционные вопросы остаются актуальными на данный момент.

Степень изученности данной проблемы можно назвать достаточно проработанной, в основной своей массе, отечественными исследователями. Условно эти исследования можно разделить на три большие группы:

- исследования, касающиеся непосредственно вопросов экономической интеграции;

- исследования, отображающие политическую сторону вопроса;

- исследования, направленные на проработку нормативно-правовой базы проблемы.

Говоря о первой группе нужно отметить работу таких авторов, как Балабанов И.Т., Балабанов А.И., рассматривающих внешнеэкономические связи на постсоветском пространстве [1]. Раскрываются сущность, содержание и состав внешнеэкономических связей, механизм управления ими на современном этапе развития экономики России. Рассматриваются международные валютно-финансовые и кредитные отношения, банковская деятельность, страхование, туризм, связь и транспортное обслуживание; организация и экономика внешнеторговых операций; торговля товарами, услугами (в том числе инжиниринг, ноу-хау, франчайзинг); лизинг.

Также нельзя не сказать о книге Голунова С. относительно экономических отношений России и Казахстана[2]. Автор указывает на бесспорные плюсы в сотрудничестве этих государств, но акцентирует внимание на проблемах таможенного контроля, усилении контрабанды и предлагает определенные меры по разрешению данного факта, такие как тщательный подбор кадров и ослабление таможенных пошлин. Михайленко А. рассмотрел отношения РФ и Белоруссии[3], затронул вопросы поставки газа, описал перспективы развития Союзного государства и задался вопросом, не ставят ли такие отношения Белоруссию в зависимость от РФ. Стоит отметить и Григорьева Л. М., занимающегося исследованием такого объединения, как ГУАМ[4]. В книге исследованы проблемы переходного периода (транзиционного кризиса и модели выхода из кризиса) и связанных с ним проблем демографии.

Гурова И. говорит об экономическом потенциале внутри СНГ[5]. Согласно ее анализу, государства Центральной Азии торгуют более интенсивно, а государства кавказского региона и европейской части постсоветского пространства - менее интенсивно, чем предсказано региональной эконометрической моделью на основе «уравнения притяжения». Дабровский М.[6] осветил в своей работе условия вступления бывших советских республик в ЕС. Особое внимание было уделено несоответствию экономических показателей в СНГ для возможности участия в Евросоюзе. Сумароков В.Н. рассмотрел экономические отношения СНГ-ЕС [7], а именно влияние недавно вступивших в Евросоюз восточноевропейских стран на такие страны бывшего СССР как Украина, Белоруссия и Грузия. Автор видит отрицательное воздействие на политическую стабильность, но уверен в положительном эффекте относительно продвижения экономик этих стран. Иванов Ю.[8] рассматривает основополагающие концепции и определения ненаблюдаемой экономики, сформулированные в ряде международных стандартов и применяемые странами СНГ для исчисления ВВП и других ключевых показателей СНС, методы оценки различных элементов ненаблюдаемой экономики. Представлен обзор относительных размеров ненаблюдаемой экономики, наиболее типичные ее формы в различных отраслях экономики как в странах СНГ, так и в других странах мира. Совершенствование методов измерения ненаблюдаемой экономики и точности ее оценок требует повышения общего уровня работ по составлению Системы национальных счетов.

Кембаев Ж.[9] занимался вопросами экономической интеграции в рамках СНГ, и в данной работе использовались две его статьи[10], в которых правовому аспекту было уделено особое внимание, а именно проблеме несоответствия внутригосударственных нормативных актов принятым договорам в рамках ТС. Кузнецов А. осветил экономические отношения СНГ с Прибалтикой[11], охарактеризовал внешнеэкономический потенциал этих стран. Также, автор указывает на то, что с усилением независимости Прибалтики и с ослаблением привязанности граждан к бывшему СССР на убыль пойдут и экономические отношения со странами СНГ. Нельзя не отметить и работы Мансурова Т.А., который достаточно продуктивно рассмотрел экономические вопросы не только в рамках ТС [12], но и в рамках ЕвразЭС [13].

Вторую группу формируют исследования, касающиеся институциональных процессов в глобальном и региональном масштабе. Здесь хотелось бы отметить работу Шишкова Ю.В. [14], который освещает объективные причины того, что страны СНГ не могут создать устойчивый интеграционный блок. Самой главной причиной он называет отсутствие должного уровня модернизации внутри стран, их несоответствие международным стандартам. Также Шумский Н.[15] в своей работе раскрывает сущность теоретико-методологических основ исследования институциональных механизмов интеграции в региональных объединениях государств, анализирует характерные особенности договорно-правовой базы, системы межгосударственных органов и их компетенций, механизмов подготовки и принятия решений, контроля их исполнения в Содружестве Независимых Государств. Рассмотрены перспективы и обоснованы основные направления и практические рекомендации совершенствования институциональных механизмов интеграции в СНГ. Арабатов А. в своей статье рассуждает, останется ли кризис августа 2008 года изолированным эпизодом на постсоветском пространстве и в отношениях России и Запада? Это возможно, если их удастся достаточно быстро «отремонтировать» на новой основе более уважительного отношения НАТО к заявленным российским интересам – и более конкретного и реалистического формулирования таких интересов с российской стороны. Маркедонов С. в своей работе касающейся кавказского конфликта августа 2008 года делает вывод, что сегодня новая «холодная война» невозможна. И это также один из итогов «горячего августа». Между Российской Федерацией и «Западом» нет идеологических разногласий - Москва не экспортировала социализм в Южную Осетию и Абхазию и не защищала там ничьих династических интересов. Конечно, есть существенные разночтения в понимании национальных интересов, сохраняются также стереотипы и фобии прошлого. Однако есть и гораздо более серьезные вызовы: ситуация в Афганистане и Центральной Азии, проблемы Ирана и КНДР, энергетика, международный терроризм, которые требуют совместных усилий и которые в принципе неразрешимы без взаимного участия. Никитина Ю.А. в своей работе освещает проблему пересечения целей и задач таких организаций как ОДКБ и ШОС. Данные организации созданы по субрегиональному принципу, имеют практически одинаковые цели (борьба с наркотрафиком; противодействие вылазкам исламских экстремистов; усиление режима пограничного контроля и др.) и в обоих организациях участвуют страны-участницы СНГ (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). Автор дает рекомендации по созданию коалиции по вопросам безопасности из региональных организаций – ОДКБ и ШОС, так как это повысит их престиж на международной арене. Также, автор, рекомендует сконцентрироваться на вопросах нейтрализации афганской угрозы, дабы продемонстрировать реальные, а не учебные достижения и выйти на один уровень с такими организациями как ЕС и НАТО.

К третьей группе относятся работы, касающиеся нормативно-правового аспекта интеграционных процессов. В этот раздел попали такие исследования как: Аликулов Р. «Вопросы таможенной экспертизы в Таможенном Союзе ЕврАзЭс»[16], Вельяминов Г.М. «Таможенный союз в правовом ракурсе»[17], Винницкий Д.В. «Евразийское экономическое сообщество: правовые инструменты формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства»[18], Истомин С.И. «Таможенное право»[19], Ковальский Е. «Нормативные основы динамики интеграционного процесса на пространстве общеевропейского рынка»[20]. Данные работы носили скорее ознакомительный характер и позволили сделать вывод о несоответствии внутригосударственных норм нормативам, принятых в рамках Таможенного союза.

Отдельно следует отметить работу Сотникова А. «Обустройство Таможенного союза России, Казахстана Беларуси как условие создания Союзного государства»[21]. Автором предложена концепция «обустройства» Таможенного союза, направленная на обеспечение условий оптимального его функционирования. Обосновывается необходимость ускорить подготовку Общего таможенного тарифа государств-участников Таможенного союза. Анализ таможенных тарифов, действующих в странах-членах Таможенного союза, привел автора к выводу, что за основу целесообразно принять российский импортный тариф как наиболее разработанный и отвечающий требованиям рыночной экономики и нормам ВТО. Автор указывает, что в целях оптимального определения параметров Общего таможенного тарифа его разработчикам нужно будет учесть влияние таких факторов, как удельный вес каждого государства в импорте товаров по каждой товарной группе; экономическая безопасность государств; общий уровень протекционизма, применяемого странами тарифными мерами, в сравнении с уровнем тарифного протекционизма в странах ВТО; взаимосвязь ставок таможенных пошлин и объема внутреннего производства и потребления аналогичных товаров; объем и структура поступлений в бюджет от взимания таможенных пошлин.

За рубежом проблемой экономической интеграции в СНГ занимаются не так обширно, как в отечественной литературе. В данной работе в качестве иностранной можно привести в пример статью «Региональные союзы имеют ограниченный успех на пространстве бывшего СССР»[22]. Статья посвящена анализу неэффективности региональных объединений в СНГ, как экономических, так и стратегических.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема рассматривалась с различных сторон, начиная с момента, когда она только возникла. И представленная выборка – лишь малая часть из огромного количества научных статей, касающихся вопросов интеграции в СНГ.

Цель данного исследования – рассмотреть особенности прохождения интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Задачи исследования:

1. Рассмотреть нормативно-правовой аспект работы совместных институтов СНГ;

2. Указать объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ;

3. Охарактеризовать формы и механизмы интеграции стран СНГ;

4. Обозначить проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве и пути их решения;

5. Указать назначение и организационную структуру Таможенного союза;

6. Обозначить проблемы, преимущества и недостатки в работе Таможенного союза.

Объект исследования – процесс интеграции государств в рамках СНГ.

Предмет исследования – комплекс факторов, формирующих современную реальность в интеграционном процессе на постсоветсом пространстве.

Хронологические рамки работы определяются временем существования Содружества Независимых Государств, т.е. с 8 декабря 1991 года до настоящего момента.

Географические рамки работы определяются внешними границами СНГ в период с 1993 до 2008 годов, так как в этот период Содружество имело в своем составе наибольшее количество стран-участниц.

Источниковую базу исследования составляет комплекс договоров и соглашений, которые условно можно разделить на пять групп:

1. Соглашения, характеризующие поэтапный процесс интеграции государств в рамках СНГ[23], такие как

- Алма-Атинская декларация[24] - декларация о целях и принципах СНГ, фактически, его основа.

- Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии.[25] Раскрывает основы сотрудничества между государствами, ослабление таможенных пошлин, увеличение взаимного товарооборота, поддержку в различных сферах общества.

- Протокол о создании Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. [26] Выступает в качестве примера интеграционного объединения без участия России. В данной работе демонстрирует желание некоторых стран-участниц СНГ приобрести полную независимость от РФ, вступая в различного рода организации.

2. Документы, касающиеся коллективной безопасности[27]:

- Договор о коллективной безопасности. [28] Является основой ОДКБ, выступает в качестве примера реально применяемого на практике документа и свидетельствует об озабоченности стран-участниц Содружества целостностью своих внешних границ.

- Соглашение о концепции военной безопасности государств-участников Содружества Независимых государств [29] представляет собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств-членов СНГ от внешних угроз в целях обеспечения независимости, территориальной целостности и политической стабильности. Включает в себя основы военной политики, коллективной обороны, в том числе ядерной политики и создания Объединенных ВС Содружества.

3. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Таможенного союза[30]:

- Таможенный кодекс Таможенного союза[31] - одна из составляющих частей нормативно-правовой базы ТС. Он разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования. ТК ТС не содержит положений, касающихся должностных лиц таможенных органов (их права, обязанности, условия прохождения службы и др.), так как эти вопросы отнесены к национальному законодательству.

4. Иные документы, влияющие на совместную деятельность в рамках СНГ[32]:

- Устав Содружества Независимых Государств. [33]В данном документе говорится о многостороннем сотрудничестве по всему спектру отношений – политических, экономических, военно-технических, гуманитарных. Перечисляются основные органы Содружества, область их ответственности и компетенции. Раскрывается механизм принятия новых членов организации, выход из нее, вопросы финансирования и др. Отрицательной стороной договора является то, что во многом его положения носили декларативный характер.

5. Работы политических деятелей, а именно Бордюжи Н.Н.[34], Путина В.В[35], Лукашенко А.Г.[36] и Назарбаева Н.А.[37]

Н.Н. Бордюжа – генеральный секретарь ОДКБ. Статья посвящена концептуальной основе системы коллективной безопасности, а также новым направлениям деятельности организации. Автор отмечает позитивную динамику в развитии Организации, выразившуюся в укреплении многостороннего сотрудничества, углублении интеграции в политической и военных областях, в активизации усилий по противодействию терроризму, экстремизму, наркоугрозе и другим современным вызовам и угрозам.

Статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» посвящена вопросам интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве. По замыслу Путина, Евразийский союз должен быть следующий, более высокий уровень интеграции после ТС и ЕЭП между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Статьи Лукашенко А.Г. и Назарбаева Н.А. представляют собой логическое продолжение статьи российского лидера.

Все эти документы позволяют проанализировать процесс интегрирования на постсоветском пространстве и выявить основные этапы формирования интеграционных объединений и факторы, влияющие на это.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, в свою очередь разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


 

Глава 1. СНГ как феномен международных отношений.

1.1 СНГ: история и современность. Нормативно-правовые аспекты вопроса.

 

Процессу становления Содружества Независимых Государств сопутствовали сложные условия. Политические элиты республик бывшего Советского Союза по-разному оценивали перспективы нового объединения и крайне избирательно подходили к целям и задачам СНГ. В первое время пришлось решать ряд сложнейших задач, таких как: формирование нового формата межгосударственных отношений, проблема правопреемства и раздел собственности бывшего СССР, разрешение конфликтных ситуаций.

Стоит отметить, что руководство новых суверенных государств, в первую очередь, было сконцентрировано на решении задач, направленных на укрепление национальной государственности, реформирование политической власти, интеграцию в международную систему. В то время стало очевидным, что та система отношений между республиками, которая существовала в рамках Советского Союза, не прекращает обладать существенными возможностями, и многие части этой системы, которые воплощали в себе экономический, политический, общественный механизм ранее большой страны, все еще продолжали действовать на всем постсоветском пространстве.[38]

1991–1993 гг. характеризуются трансформацией СНГ. Особый акцент был сделан на разработку организационно-правовой основы взаимодействия внутри Содружества.[39] С присоединением Грузии (декабрь 1993 г.) круг членов содружества расширился. В этот период были сформированы административные органы и более 70 органов отраслевого сотрудничества между членами СНГ, которые до сих пор координируют общие усилия этих государств в экономической и гуманитарной сфере, борьбе с преступностью и терроризмом и т.д.[40] На данном этапе был осуществлен раздел материального наследия бывшего Советского Союза, решены ключевые вопросы, касающиеся правопреемства государств Содружества в отношении договоров о разоружении и ограничении вооружений бывшего СССР. Немаловажной задачей оставалась стабилизация ситуации, замораживание начавшихся конфликтов и предотвращение возникновения новых очагов политической напряженности. Окончательно сложилась локальная система коллективной безопасности государств содружества, правовую базу которой составили: Договор о коллективной безопасности (Ташкент, май 1992 г.), в последствии, ставший основой для формирования такой организации как ОДКБ; Концепция военной безопасности государств СНГ (октябрь 1992 г.), которая включает в себя основы военной политики, коллективной обороны государств-участников Содружества, в том числе и основные принципы их ядерной политики, строительства и развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Был установлен правовой статус границ СНГ, приняты Соглашение об охране внешних границ 1992 г.[41] В решении от 6 июля 1992 г. об участии государств – участников Содружества в Договоре о нераспространении ядерного оружия было сказано, что «государства – участники Содружества, кроме Российской Федерации, присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств, не обладающих ядерным оружием»[42].

Особый акцент был сделан на усовершенствовании сотрудничества в сфере экономики, был принят ряд соглашений, направленных на решение этой задачи: Соглашение о взаимоотношениях в области торгово-экономического сотрудничества (февраль 1992 г.), срок действия которого истек 1 декабря 2000 года. В период действия соглашения именно оно регулировало транзит товаров и услуг в другие государства, а также подразумевало согласование цен на различного рода продукцию и установление определенных налогов.

В октябре 1994 г. главы государств Содружества подписали Соглашение о Платежном союзе, призванном обеспечить бесперебойность расчетов в режиме использования и взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой остове платежной системы. Для координации работ по обеспечению социальной защиты и охраны здоровья людей, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, создан Межгосударственный совет.

Реализуя потенциал Договора об экономическом союзе, в СНГ создан Таможенный союз. В январе 1995 г. главы правительств России, Белоруссии и Казахстана подписали пакет документов, реализующих на практике принципы единого таможенного пространства на территории этих государств: отменены тарифные и количественные ограничения в торговле, установлены одинаковый торговый режим и общие таможенные тарифы. На очереди - объединение таможенных территорий государств в единую таможенную территорию, перенос таможенного контроля на внешние границы.

Разумеется, не все запланированные проекты были в полной мере реализованы в силу различных причин, и это было одной из причин, которые тормозили процессы интеграции участников Содружества. Завершился этот период в существовании Содружества принятием Устава СНГ в январе 1993 г.[43]

Постсоветское пространство во второй половине 1990-х г. можно охарактеризовать крайне противоречивыми процессами. С одной стороны, в условиях глобализации более активно стала претворяться в действительность тенденция к интеграции. С другой стороны, не прекращался процесс децентрализации, причинами которого можно назвать как несовпадение региональных интересов государств, так и недоверие политических элит к созданию наднациональных органов, которые даже в малой степени отражали бы советское прошлое. Нельзя не учитывать и тот факт, что очень многое на пространстве СНГ зависело от позиции России – внутренние проблемы не позволили ей создать и осуществить действенные геополитические проекты.[44]

1997 год можно назвать своеобразным рубежом в развитии Содружества. На саммите, проведенном в Кишиневе, ряд государств раскритиковали позицию России и традиционные формы взаимодействия между странами в рамках СНГ. Приблизительно в тот же период времени (апрель 1996 года) формируется концепция «разноскоростной интеграции», которая давала возможность в рамках СНГ создавать новые экономические объединения, так же как и в ЕС, и при этом не нарушать достигнутого уровня сотрудничества.[45] В этом процессе сохранялись и свои особенности: страны, экономически и политически направленные на РФ, активно участвовали в формировании организаций при ее главной роли. Иные государства, установившие своими целями интеграцию в евроатлантические объединения, старались создавать организации, направленные на ЕС и НАТО.

Не стоит забывать и о такой тенденции: локальные организации формировались и без участия РФ. К примеру, в 1997 году Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова подписали Протокол о создании ГУАМ[46]. Позже в ГУАМ входит Узбекистан, и оно трансформируется в ГУУАМ (апрель 1999 года).

В 2000-е гг. у нового руководства России появляется новая концепция, направленная на усиление политического и экономического влияния страны на пространстве СНГ. При этом, за это присутствие пришлось конкурировать: в Центральной Азии – с КНР, а в Восточной Европе – с ЕС.

Президент В. Путин предложил запустить процесс изменения формата сотрудничества в рамках СНГ: октябрь 2000 г. – на основе договора о Таможенном союзе было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)[47]; май 2002 г. – осуществляется преобразование Договора о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности; октябрь 2002 г. – подписывается Устав ОДКБ[48] как региональной организации коллективной безопасности; февраль 2003 г. – принято Заявление Президентов Беларуси, Казахстана, России, Украины о создании Единого экономического пространства[49], впоследствии ставшего Таможенным союзом; сентябрь 2003 г. – Соглашение четырех государств о Концепции формирования Единого экономического пространства[50].

Разумеется, череда «цветных» революций на постсоветском пространстве, таких как: Грузия, 2003 г. – «революция роз»; Украина, 2004 г., – «оранжевая революция»; Киргизия, 2005 г. – «тюльпановая революция», 2010 г. – «вторая тюльпановая революция», попытки смены власти в других странах в 2000-х гг., не могли не повлиять на расстановку сил и на приоритетах в данных государствах. Таким образом, существенно усилилось влияние евроатлантического направления во внешней политике Грузии и Украины, и стало очевидным, что его усиление привело бы к окончательному разрыву этих стран со сложившимися линиями сотрудничества в рамках СНГ. Подтверждением этому стали такие события как остановка участия Украины в ЕЭП и выход Узбекистана из ГУУАМ. Хотя, в 2006 г. Узбекистан вступил в ЕврАзЭС и восстановил свое членство в ОДКБ.

Продолжали развиваться и преобразовываться региональные объединения. Декабрь 2005 г. был отмечен созданием Содружества демократического выбора (Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Словения, Македония, Украина, Эстония)[51]. Целями этой организации, исходя из названия, были рассмотрение вопросов прав человека, укрепление демократии и демократических институтов. В 2006 г. на саммите ГУАМ в Киеве, организация была трансформирована в Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, и был подписан ее Устав.

Отсутствие Украины в процессе интеграции на постсоветском пространстве стало причиной того, что с 2006 г. создание ЕЭП и Таможенного союза реализовывается Беларусью, Казахстаном и Россией. В тоже самое время РФ усиливает свое присутствие в интеграционных проектах Центральной Азии, таких как ШОС[52] и ЦАС, а в 2006 г. происходит объединение ЦАС с ЕврАзЭС. В октябре 2007 г. страны СНГ приняли Концепцию дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации[53].

Очень сильно повлиял на развитие интеграционных процессов в Содружестве 2008 год, и тому есть ряд причин, таких как: мировой финансовый кризис; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина получили приглашение о членстве в программе ЕС «Восточное партнерство»[54]; Грузия и Украина начали активную борьбу за получение статуса кандидатов на вступление в НАТО; Война Грузии и России (август 2008 г.) и кардинальное изменение отношения России к ситуации на Кавказе[55]; признание де-юре РФ суверенитета Абхазии и Южной Осетии[56]; выход Грузии из СНГ.

В связи со всеми вышеперечисленными факторами, связь Белоруссии, Казахстана и России только укрепились, так как остальные страны СНГ стали постепенно менять свои приоритеты. В 2010 г. эти страны акцентировали свое внимание на проекте создания Таможенного союза. Договор был подписан и в июле этого же года вступил в силу[57]. В конце этого же года вышеупомянутые страны подписали пакет соглашений по созданию Единого экономического пространства и Декларацию о евразийской экономической интеграции, и, в итоге, перешли к следующему этапу интеграции – Единому экономическому пространству[58].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данном этапе своего развития СНГ позволяет учитывать национальные и государственные интересы стран-участников, которые в силу ряда факторов (географических, культурных, исторических, международных и других) могут кардинально различаться. На сегодняшний день СНГ создает наименьший уровень сотрудничества в рамках данного объединения:

- в политической сфере – укрепление безопасности в регионе, создание региональных эталонов государственности и избирательного процесса;

- в экономической сфере – формирование зоны свободной торговли;

- укрепление взаимодействия в культурной, образовательной, научной и других сферах.

1.2 Институты СНГ

Комплексный анализ и обобщение характерных особенностей договорно-правовой базы, структуры межгосударственных органов, механизмов подготовки и принятия решений, контроля их исполнения в Содружестве Независимых Государств показал, что в СНГ отсутствуют межгосударственные институты, наделенные наднациональными полномочиями; не определена правовая сила многих принятых документов; отсутствуют необходимые механизмы их реализации и действенные меры воздействия к государствам, не выполняющим договорные обязательства либо решения органов СНГ; предметная и субъектная юрисдикция Экономического Суда содружества узка, а его решения носят рекомендательный характер, в работе участвуют только 4 из 11 государств Содружества. Устав СНГ не ставит перед государствами-участниками задач в достижении какой-либо конкретной цели, не налагает на государства обязанности, а лишь констатирует их намерение сотрудничать. Реализуя принципы «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, каждое государство изначально самостоятельно определяет, в каких интеграционных направлениях или отдельных мероприятиях и в каком объеме оно будет участвовать. Нормативные правовые акты Содружества принимаются различным числом голосов, при этом их минимальное количество не установлено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.