Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в сценарии 7 страница




12. Контрсценарий— временный выход из сцена­рия. Личность начинает проявлять активность, движется в противоположном направлении от сценарной расплаты. Активность клиент может черпать из родительского разрешения, которое исходит от позитивного поощряющего Заботли­вого Родителя или позитивного Критикующе­го Родителя. Эти послания дают разрешение на передышку. Например, для «Алкоголика» — «Пей, но в социально приемлемой форме», пей дома, чтобы никто не видел. Однако это вре­менное улучшение в терапии. Опытный тера­певт может использовать контрсценарную пе­редышку для следующего шага — принятия ответственности за жизнь вне сценария.

13. Психотерапия— терапевт выдвигает гипотезы и составляет предварительную схему терапев­тической работы.

Чтобы создать сценарный список для каждой сферы, требуется длительная работа, обычно продол­жающаяся несколько месяцев. Результат такой рабо­ты всегда оправдывает затраченное время, физичес-

кие и эмоциональные силы и материальные средства. Терапевтический результат при анализе и работе со сферами жизни клиента более стабилен.

Приведем пример.

Алена, 42 года, врач, 20 лет замужем, бездетна, воспитывает сына мужа от первого брака. Физичес­ки здорова.

Родилась в селе. Отец механик, мать домработни­ца. Семья всегда была большая, вместе жили не­сколько поколений. В детстве Алены с ними рядом, одним двором, жили родители матери. Детей в роду было много. Родственники с двумя детьми считались в родне малодетными. Такой была семья Алены.

Женщины в семье всегда были заняты трудом. Мать работала с надрывом, быстро уставая. Ее труд был всегда как долг кому-то и во имя кого-то, напри­мер, семьи. Отец же был гедонистом, жил со вкусом. Работал тоже много, но все делал с удовольствием, даже причмокивал при этом.

Алена была младшим ребенком в семье, брат стар­ше на 2 года. Детские воспоминания — мать держит старшего сына на руках, а Алена стоит, или идет ря­дом с матерью, держась за юбку, т. к. руки у матери заняты. Фраза: «Ты как взрослая, самостоятельная!»

Из детских воспоминаний: «Мать наказала брата незаслуженно. Я, не объясняясь с матерью, встала вместе с братом в угол. Чувствовала гордость, что выше обид!».

Всегда хвалили и сейчас часто вспоминают, какая была в детстве рассудительная, самостоятельная, все­гда можно было положиться, не подводила никогда. Маленький взрослый человек! «Будь сильной. Старай­ся! Надо все делать самой, так как надеяться не на кого»,— основные послания от матери и бабушки.

С раннего детства была помощницей в семье, на нее надеялись, ее просили о помощи даже взрослые.

Сейчас, когда брат занимает большой пост и многое может, семья все равно обращается за помощью к ней.

С 6 лет не чувствовала себя ребенком. Лето. Поспе­ла клубника. Женщины делали клубничный компот на зиму. Алена боялась съесть лишнюю ягодку. Ведь ком­пот для всех. Съешь сейчас, не хватит кому-то зимой. Не помнит своих детских игрушек. Зато четко в памяти сохранились орудия труда — лопата, грабли, лейка— такие же, как у взрослых, только меньше размером.

Любила играть в активные подвижные игры (каза­ки-разбойники, вышибалы, прятки), выбирала муж­ские роли. Была заводилой. В куклы не играла.

Любимая сказка— «Аленький цветочек». Привле­кало самопожертвование героини. Конец сказки и превращение чудовища в принца не радовал.

Первые сексуальные секреты: в 6-7 лет мальчик показал Алене «секрет» — свои гениталии. Обидело: «Почему показал именно мне?» И вывод: «Значит я неполноценная, другим же не показал». Яркий опыт трансформации страха в чувство неполноценности был в первом классе. Учительница грубо кричала и оскорбляла детей. Алена боялась учительницы и верила в то, что все эпитеты верны только в отно­шении ее, чувствовала при этом, как глупеет.

Во втором классе та же грубая учительница на уроке сообщила, что вместо учебы мальчик из клас­са (цыган) хочет жениться на Алене и растить мно­го детей. У Алены: ступор, страх и только одна мысль— «Никогда!»

В 10 лет был негативный опыт общения с младен­цем. Пять часов одна без взрослых с 6-месячным чужим ребенком. Была паника, отчаяние, брезгли­вость. И осознанное решение: «Дети — это не мое дело. С детьми я беспомощна». Позже, проходя мимо маленьких детей, замирала и напрягалась.

В 14 лет мысли о суициде. Причина — моя жизнь бессмысленна!

Прочитав доступные труды В.И. Ленина, плака­ла от обиды, что не осуществилась мечта вождя о мировой революции.

В 15 лет предчувствие судьбы— возникла мысль, в правоте которой Лена не сомневалась: «У меня не будет детей. Встречу мужчину с ребенком и воспи­таю его достойным гражданином». С тех пор чужие дети, особенно маленькие, вызывают умиление и слезы. Сравнивала себя с Н.К. Крупской— другом и соратником Ильича, а не только его женой.

Поступила в медицинский институт на педиатри­ческий факультет.

В 22 года вышла замуж за вдовца с маленьким сыном. Муж работал педиатром в родильном отде­лении, где Алена проходила практику. Двадцать лет прожили с мужем. Работа занимала большую часть жизни Алены. К мужу и сыну относилась всегда как старший друг или сестра.

Проблему бесплодия сама себе рационализирова­ла: «Не надо чувствовать себя ущербно! Можно реа­лизоваться и без детей!».

На психотерапевтической группе пришло острое желание сказать приемному сыну о своей материн­ской любви к нему, не поддельной, а подлинной, выстраданной.

Ее чувства относительно своей личной сферы и развития своей личности переданы метафорой — «Я, младенец, который еще не умеет ходить, а толь­ко научился сидеть». Последнее время, когда сын стал жить самостоятельно, Алена начала покупать мягкие игрушки. Она их выбирала, не прятала, а иг­рала, рассаживая их по дому. Не сразу пришло осоз­нание, что покупает она их для себя (сын не женат и детей не имеет). Баловать своего внутреннего «Ре-

бенка» осознанно начала с того, что отказалась де­лать на зиму компот из клубники. И с удовольствием ела сама, и угощала всех клубникой летом. Регрес­сивное поведение — покупка игрушек, балование себя, как ребенка— прекрасный ресурс для Алены, возврат в состояние принятия сценарных решений. И она принимает новые сценарные решения, ис­пользуя тот же материал, но без игнорирования. Она живет «вкусно», причмокивая, как делал ее отец-гедонист.

Алена считает свою профессиональную жизнь удавшейся. В макросоциальной среде также считает себя успешной, реализовавшейся, она уважаемый человек, делающий много полезного для города и здоровья горожан. У нее собственные социальные программы, которые она воплощает в жизнь. И это тоже ее ресурс. Эти сферы Победителей, где сцена­рии Алены Удачницы.

Алена считает свою семейную жизнь неудавшей­ся. Сейчас ощущает наличие желания, а главное, по­тенциала быть счастливой женщиной и счастливой матерью. Она осознанно создает новый сценарий своей будущей жизни. Дерево нарисовала с большим количеством яблок, трактует их как детей и внуков. Эту работу еще нельзя считать завершенной. Толь­ко через несколько лет, в следующих изданиях этой книги мы опишем завершение этой истории.

Сценарная история жизни постсоветского человека

1. Сценарный анамнез 1.1. До зачатия

Какова судьба и образ жизни Ваших прародителей?

Далеко не все людивыходцы из советской эпохи,

знают истории своих предков глубже чем на три по-

коления. Обычно рассказывают о бабушках и дедушках, иногда о прабабушках и прадедушках. Важно узнать, какими были прародители, за что ими гордятся и что о них скрывают. То, что усиленно скрывается старши­ми поколениями, для молодежи может явиться предме­том гордости.

Опишите характер каждого из прародителей.

Какие поступки прародителей запомнились семь­ей, какими болезнями страдали прародители, в ка­ком возрасте и от чего умерли?

Какова судьба и образ жизни ваших родителей?

Информация, которая нас интересует по этому пункту, во многом сходна с предыдущей.

1.2. От зачатия до рождения

Были ли вы зачаты сознательно? Настроены ли были Ваши родители зачать ребенка или ваше зача­тие явилось случайностью? Готовились ли родите­ли к зачатию? Как они это делали?

Как протекала беременность?

Здесь важны переживания матери во время бере­менности. Насколько ей было комфортно с вами, и приносили ли вы ей боли, дискомфорт или другие неприятности. Когда вы начали шевелиться, двигать­ся и даже пинаться. Разговаривала ли с вами мама и реагировали ли вы на ее слова. Прикасался ли папа к маминому животу и слушал ли ухом ваше сердце­биение. Как хорошо было с вами вашим родителям и как вам с ними было хорошо.

Были ли попытки прервать беременность?

Если такие попытки были, то сколько, при помо­щи чего, к каким последствиям привели?

Была ли необходимость сохранять беременность?

Если такая необходимость была, то в каком тримес­тре беременности, в связи с чем и как она сохранялась?

Важно подробно изучить фотографии семьи до вашего появления и периода беременности вами.

1.3. Рождение и раннее детство

Какова очередность вашего рождения?

Важно вспомнить всех детей, которых родила ваша мама.

Какой период времени прошел от предыдущих родов до ваших?

Если это были первые роды, то они часто проте­кают тяжело и для матери, и для младенца. В ряде случаев формируется сценарий разрыва матери.

Назовите дату вашего рождения. Что эта дата зна­чила для семьи и вас?

Родились ли вы вовремя, раньше или позже? Имеет ли дата рождения для семьи какое-то симво­лическое или другое значение?

В каких условиях и как протекали роды? Рожда­лись ли вы в советском родильном доме или в дру­гих условиях? Как долго протекали роды? Стимули­ровали ли родовую деятельность медикаментами? Проводилось ли кесарево сечение? Проводились ли разрезы промежности матери? Зашивали ли промеж­ность после родов? Как «обрабатывали» вас после родов. Как быстро вас приложили к материнской груди? Как долго вы пробыли в родильном доме?

Как повлияли ваши роды на мать? Что с ней про­изошло? Болела ли она? Как изменилась ее жизнь после вашего рождения?

Назовите даты рождения ваших сибсов. Что эти даты значат для семьи и вас?

Сколько детей хотели иметь ваши родители? Пла­нировали ли они определенное количество детей? Какого пола, какова очередность рождения? Какое будущее предрекалось каждому ребенку?

Были ли вы желанным ребенком? Соответствова­ло ли ваше рождение планам родителей? Соответ­ствовал ли ваш пол желаниям родителей и семьи? Готовилась ли семья к вашему рождению?

Как отнеслись к вашему рождению мать, отец, прародители, сибсы, другие значимые люди? Чита­ли ли вы свое свидетельство о рождении?

Некоторые семейные легенды и умалчивания рас­сеиваются, когда берешь в руки свое свидетельство о рождении и читаешь строчку за строчкой.

Кто выбрал ваше имя и с чем или с кем это связано?

Каждое имя имеет значение. Важно провести ана­лиз имен, даваемых в вашей семье. Можно проана­лизировать имена прародителей, родителей, их сиб­сов, вашего поколения членов семьи, подробно изучить ваше имя.

Насколько вы соответствовали и соответствуете ему? Как ласково называли вас родители и домочад­цы? Какие клички давали вам дома, в учебных заве­дениях и на улице?

От чего происходит и что обозначает ваша фамилия?

Здесь, кроме точки зрения семьи, которая может нести в себе одну из легенд семьи, важно вновь об­ратиться к словарю имен. Ведь многие фамилии произошли от имен. Важно услышать, как звучит фамилия, как она звучит из уст клиента. Произно­сит ли он ее утвердительно, ровно и спокойно, про­сто передавая информацию. Или он произносит ее тихо, даже «проглатывая» ее часть.

У самого клиента и участника группы можно спросить: «Чего можно ждать от человека с такой фамилией? Каков человек, носящий такую фами­лию?»

Важно услышать, как звучит фамилия вместе с именем и отчеством, насколько это благозвучно. И что означает сочетание этих трех значений?

Какими именами вас называли в раннем детстве в семье?

Важно вспомнить все эти имена и вновь услы­шать, какой отклик они вызывают в вашей душе.

Посещали ли вы детские ясли?

Этот, важнейший жизненный, опыт обычно бы­вает вытеснен в связи с его явным травматизмом. Ведь ясли— своеобразный детский «инкубатор». Воспоминания о том периоде жизни вытесняются в связи с Родительскими запретами или по другой причине. Восстановить период, затушеванный, запи­санный чувствами, образами, соматическими ощуще­ниями, отдельными словами и обрывками слов, очень важно. И это удается после ряда сеансов воз­растной регрессии в трансе.

Кто в семье уделял вам больше всего времени?

Люди, которых воспитывали бабушка и дедуш­ка, — это такие люди, чья информация в Родитель­ском состоянии особенно устарела и может проти­воречить действительности. У таких людей часто не воспитаны качества, позволяющие им самостоятель­но адаптироваться в изменяющемся мире. У них мо­жет быть множество предрассудков и страхов.

Люди, пользовавшиеся постоянным вниманием мамы, более адаптивны. Многое, конечно, зависит от того, насколько приспособлена и здорова сама мама.

По-другому формируются те, кто воспитывался тетями и дядями, старшими братьями и сестрами.

Ваше развитие и болезни в дошкольном детстве.

Здесь особенно важны ваши ощущения и пережи­вания от болезней. Многие сохранили чувство ком­форта и заботы о них, когда они болели. Некоторые только в это время становились центром внимания. О них заботились, им делали подарки.

Родительская забота о больном ребенке представ­ляется прямо инстинктивной реакцией. Только вос­питывать ребенка так, чтобы он стремился забо­леть, — неправильно. Поэтому во время болезни ребенка можно награждать за продвижение к здоро­вью, за успешное лечение.

Важно подробно изучить ваш семейный альбом с фотографиями вашего раннего детства.

1.4. Дошкольное детство

Кто занимался вашим воспитанием?

Те, кого воспитывали бабушка и дедушка, несут в себе многие пережитки, свойственные прародите­лям. Они могут быть недостаточно адаптированы к современной жизни. Важно вспомнить всех, кто вас воспитывал и наложил свой отпечаток на формиро­вание личности.

Посещали ли вы детский сад?

Посещение детского сада или, как это было при­нято называть, организованное воспитание в раз­витии ребенка может играть двоякую роль. В том случае, если семья не может обеспечить адекват­ное развивающее воспитание, то детский сад час­тично заполняет этот пробел. С другой стороны, в детском саду дети подвергались идеологическо­му воспитанию, а значит, социальной психотера­пии. Они более стандартизированы, чем так назы­ваемые домашние дети. Кроме того, детский сад давал ребенку еще несколько авторитарных фигур для формирования его Родительского и Детского состояний.

Посещение детского сада, особенно круглосуточных групп, само по себе для ребенка стресс. И вместе с тем детсадовский воспитанник более адаптирован для последующих стрессов социальной жизни. Чем в бо­лее старшем возрасте ребенок идет в сад, тем вероят­нее формирование у него самобытных черт личности.

Расскажите о своих товарищах.

Важно узнать, какими были ваши товарищи: пол, возраст, социальная принадлежность и т. д?

Каковы были ваши игры? К каким ролям в играх вы стремились, на какие соглашались, каких избе­гали и на какие не соглашались никогда? Что стало

с вашими товарищами? С кем из них вы поддержи­вали отношения в другие возрастные периоды жиз­ни? Вспомните яркие эпизоды общения с ними. Как вас называли в семье?

Вспомните и назовите все ваши имена и прозви­ща. Что значили они для вас? Что значили они для других членов семьи? Произнесите их еще раз. Ка­кой эмоциональный отклик это вызывает у вас?

Сообщите о своих прозвищах, как и в предыдущем пункте. Только все это за пределами семьи.

Кем вы мечтали стать?

Кем вы мечтали стать для себя, для родителей, для сверстников? Были ли у вас мечты о будущей про­фессии, взрослой жизни? Что вы отвечали, когда вас спрашивали, кем вы желаете стать?

Какие роли вы чаще исполняли в детских играх?

О каких ролях в детских играх вы мечтали? Как вы достигали того, о чем мечтали?

На какие роли вы соглашались? Каких ролей из­бегали?

Ваши увлечения противоположным полом.

Был ли у вас интерес к противоположному полу? Делали вы это для себя или для кого-нибудь друго­го? Помните ли вы имена тех, кем вы были увлече­ны? Помните ли вы имена тех, кто был увлечен вами?

Сообщите о своей любимой сказке.

Была ли у вас любимая сказка? Может быть, их было несколько? Сообщите о самой привлекатель­ной для вас роли в этой сказке. Сообщите о симпа­тичных для вас ролях. Сообщите о ролях, которые вас отталкивали.

Ваш семейный альбом.

Это очень важно и информативно— посмотреть вместе с терапевтом, а может быть, еще и в терапев­тической группе ваш семейный альбом. Члены ва­шей семьи вновь всплывут в вашей памяти. Вы смо-

жете обнаружить интересные и неожиданные фак­ты, прийти к важным выводам.

Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?

1.5. Младший школьный возраст

Настроены ли были вы идти в школу? Вы мечта­ли о школе? Вы собирались в школу? Вы завидова­ли тем, кто учится?

Подготовлены ли вы были к обучению в школе? Знали ли вы буквы? Умели ли вы читать? Умели ли вы считать? Умели ли вы складывать и отнимать? Что еще вы умели перед школой?

Была ли у вас необходимая одежда, портфель, книги, иные школьные принадлежности?

Опишите свой первый день в школе. С кем вы шли в школу? Что вы несли? Что вы увидели, когда туда пришли? Что вы ожидали и что явилось для вас неожиданным? Понравилось ли вам в школе? Захо­телось ли пойти на следующий день?

Расскажите о первой учительнице. Какая она была? Что вам запомнилось в ее внешности, ее по­ведении? Что из высказываний учителя вам особен­но запомнилось?

Какие поступки учителя вам особенно запомни­лись? Стала ли она самым авторитетным для вас человеком? Часто ли вы вспоминаете ее теперь? Хотели ли вы иметь другого первого учителя? В чем начало обучения оправдало ваши ожидания, в чем не оправдало?

Расскажите о других, запомнившихся вам педагогах.

Расскажите о ваших школьных друзьях и врагах. Сколько у вас было друзей? Знали ли вы их до шко­лы? Сколько у вас было врагов? Знали ли вы их до школы? Устраивало ли вас ваше место в иерархии клас­са? Приходилось ли бороться за повышение статуса?

Каковы были ваши успехи в обучении? Какие пред­меты вам давались легко, а какие с трудом? Устраива-

ли ли вас, членов вашей семьи, знакомых и значимых других людей ваши успехи в обучении? Перечислите любимые и нелюбимые вами предметы обучения?

Как вы оценивали отношения между вашими ро­дителями?

После того, как вы стали учиться, посмотрели ли вы другими глазами на вашу семью? Изменилась ли ваша оценка родителей? Изменились ли ваши отно­шения к родителям?

Перечислите ваши прозвища. Какие прозвища вам давали на улице, дома, в школе? Какие из них вам нравились, какие были терпимы, какие обижали? Что вы предпринимали для избавления от них?

Назовите ваши главные радости, огорчения, разо­чарования.

Какие профессии вы выбирали для себя?

Вспомните то, что вызвало у вас самый большой эмоциональный отклик.

Ваши увлечения противоположным полом? Были ли у вас такие увлечения? Как долго они длились и чем завершились? Сообщите имя или имена тех, кем вы были увлечены, и тех, кто был увлечен вами.

Важно познакомиться с альбомом ваших фотогра­фий этого возраста.

Как вы чувствовали себя внизу «качелей жизни»?

1.6. Средний школьный возраст (5-7 классы)

Как вы реагировали на новых педагогов? Легко ли вам было приспособиться к значительному увеличе­нию числа педагогов?

Как они реагировали на вас? Как складывались у вас отношения с педагогами? Что из их высказыва­ний вам особенно запомнилось? Что из их поступ­ков вам особенно запомнилось? Какие предметы вам нравились, какие нет?

Как изменились ваши успехи в обучении?

Учиться стало легче или труднее? Больше или меньше времени вы уделяли подготовке домашнего задания? Как складывались ваши отношения со свер-

стниками? Много ли у вас было друзей? Много ли у вас было товарищей?

Как складывались ваши отношения со старшек­лассниками? Какова была ваша роль в иерархии свер­стников в школе и по месту жительства?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Как складывались ваши отношения с противопо­ложным полом?

Перечислите ваши прозвища. Как вас называли дома, по месту жительства, в школе?

Назовите ваши увлечения. Как вы проводили сво­бодное время? Как часто менялись ваши увлечения? Были ли у вас стойкие увлечения? Влияли ли увле­чения на ваши успехи в обучении?

Кем вы собирались стать в будущем? Были ли у вас конкретные планы о будущей профессии, вашей деятельности?

Мечтали ли вы о будущем? Желали ли вы быст­рее вырасти? Видели ли вы во сне будущее? С кем из окружающих вас людей или героев были связаны ваши мечты о будущем?

Как вы оценивали отношения между вашими роди­телями? Ваши родители жили дружно? Как часто они ссорились? Что вы чувствовали, когда они ссорились?

Была ли у вас уверенность в ваших родителях?

Кто из них вам был ближе?

Боялись ли вы, что с родителями может что-либо произойти?

Сообщите о вашей любимой сказке или истории.

Была ли у вас в этом возрасте любимая сказка, ис­тория, легенда, кинофильм, которые вы по несколь­ко раз читали, смотрели, слушали и вам не надоеда­ло? Был ли там любимый герой или любимый сюжет?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Какому герою или реальному человеку вам хоте­лось подражать? Кто был этот герой или человек? И в чем вам хотелось ему подражать? Во всем ли он вам нравился? Как вы подражали ему?

Ваш семейный фотоальбом — как он отражает этот ваш возраст?

1.7. Старший школьный возраст

Какие предметы обучения вам нравились, какие нет?

Чем привлекали и чем не привлекали вас предме­ты обучения? Как давались вам предметы, которые вам нравились? Как давались вам предметы, которые не нравились?

Связывали ли вы свое будущее со знаниями оп­ределенных предметов? Считали ли вы, что опреде­ленных предметов в учебном заведении не хватает? Занимались ли вы дополнительно по этим предме­там? Считали ли вы, что некоторые предметы для вас бесполезны? Как много времени вы уделяли подготовке домашнего задания?

Как вы относились к педагогам?

Были ли педагоги, которые вам нравятся, безраз­личны, не нравятся, невыносимы? Были ли педаго­ги, которым вам хотелось подражать? Связано ли было у вас отношение к предметам с отношением к педагогам?

Какие высказывания педагогов вам особенно за­помнились? Высказывания о вас, по предмету, на другие темы? Воспроизведите эти высказывания и дайте им комментарии.

Какие поступки педагогов вам особенно запомнились?

Эти поступки могли касаться вас, ваших товари­щей или не касаться никого. Как они характеризо­вали педагогов? Какое впечатление они произвели на вас тогда? Как вы оцениваете их сейчас? В каких педагогов вы влюблялись?

Были ли педагоги женского и мужского пола, ваше отношение к которым можно назвать влюблен­ностью? Расскажите о них. Как долго длилась ваша влюбленность и чем она закончилась?

Какие профессии вы выбирали для себя?

Была ли одна профессия, которую вы для себя выбрали? Или таких профессий было несколько и вы колебались в выборе? А может быть, таких профес­сий не было вовсе?

Сообщите о ваших друзьях и врагах.

Расскажите о каждом из ваших друзей. Чем он при­влекал вас? Что в нем вам не нравилось? Как возник­ла ваша дружба? Как складывались ваши отношения? Как долго длилась ваша дружба? Чем она завершилась?

Кто были ваши враги? Как возникла вражда? В чем она проявлялась? Как долго она длилась? Чем она завершилась?

Расскажите о ваших прозвищах. Перечислите все прозвища, которыми вас награждали в этом возрас­те. Что они для вас значили? Какие из них вам нра­вились, какие были терпимыми, какие вызывали отрицательные эмоции? Как вы стремились изба­виться от них и делали ли это?

Важно изучить ваш семейный альбом школьных лет.

Как вы себя чувствовали наверху «качелей жизни»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.