КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование экпериментального изучения типологических особенностей произвольных движений 9 страница
Показанное преломление в синдромах антиципации индивидуальных особенностей человека, как бы идущих из прошлого в настоящем с перспективой на будущее, очевидно, не может быть выведено из статичных представлений о биологических основах индивидуально-психологических различий. Целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться при системном видении объекта изучения, в контексте которого свойства отдельных частей целого определяются закономерностями развития его внутренней структуры. (Такому осмыслению в будущем будет способствовать привлечение взаимодополнительности структурных, системно-целевых и эволюционно-исторических методов познания живого). Таксономический ракурс изучения психологии индивидуальности позволяет объединить в целостность «индивидные свойства» (Б.Г. Ананьев, 1969) и общеличностные качества человека через посредство закономерностей формирования и развития механизмов естественного протекания деятельности. В каждый момент своего развития человек органически включен в эволюционный процесс, итогом и этапом которого он является. Таким обра-
зом, эволюционные истоки свойств и качеств индивидуальности предполагают непрерывность и преемственность ее развития. В данном контексте в масштабе эволюции получают объяснение постоянно фиксируемые связи онтогенеза с филогенезом и социогенезом (И.И. Шмальгаузен, 1982; В.П. Кузьмин, 1982 и др.). Такого рода зависимости, повторяясь, обобщаясь и фиксируясь в индивидуальном развитии, могут лежать в основе описанной У. Найссером способности человека выделять и манипулировать предвосхищениями (1981, с. 147). Имплицитные знания, содержащиеся в формулируемых представлениях, позволяют понять характерные для разных типов человеческой индивидуальности «сцепления» и «слития» разноуровневых ее особенностей, которые выводятся не непосредственно из свойств нервной системы, а анализируются как обусловленные историко-эволюционными законами формирования системных качеств функциональных органов развивающегося в активном поведении субъектно-объектного взаимодействия. Показанная в наших исследованиях интегрированность индивидных и личностных черт в функциональных системах, объективизированных в антиципации, предполагает отказ от иллюзорного, но вместе с тем практикующегося в психологических разработках изначального дизъюнктивного расчленения свойств индивида (как генотипических) и личности (как бы формируемой исключительно под влиянием социума). Научные факты свидетельствуют, что человек как субъект психической деятельности способен опосредованно влиять на организацию функциональных систем, изменяя, в частности, регуляторный контур процессов ориентировки с помощью, например, варьирования представлений об образе-цели или же при накоплении знаний, умений, навыков для формирования определенной стратегии достижения личностно значимых целей [3, 19, 16, 17, 25, 51, 56, 63, 81 и др.]. Таким образом, целостность индивидуальности основывается на реальности единства организмических, индивидных и личностных компонент, получающих свою определенность в структуре развивающегося взаимодействия человека со специфической его средой. Наши теоретико-экспериментальные разработки в области исследования целостной индивидуальности, фокусирующей законы интеграции разнообразных свойств и качеств индивида и личности в субъекте психической деятельности, позволяют применять их в практике. Знания закономерностей включения типологических симптомов в функциональные системы при стабилизации развития деятельности из-за взаимопроникновения индивидной и личностной сфер индивидуальности в психофизиологических механизмах произвольности могут в прикладных работах анализироваться в контексте сопряженности задатков индивида и текущих требований деятельности. Координированность, органичность сочетания в данных синдро-
мах целостной индивидуальности биологического с социальным, генотипи-ческого и средового, воздействуя на психоэнергетику произвольных действий и сказываясь в психоэмоциональной напряженности, может стать решающим условием сохранения психического и соматического здоровья. Таким образом, развиваемые в наших работах представления о целостности индивидуальности, позволяющие выделять индивидуально-обобщенные задатки сколь угодно важных особенностей психики в функциональных системах при произвольности действий, уже сейчас актуальны для изучения механизмов воздействия на человека сложносочетанных стрессо-генных факторов. Законы экологии индивидуальности также важны для определения степени их вредоносности, выделения компенсаторных возможностей в сложившейся структуре свойств и конструирования индивидуализированных способов регуляции деятельности, снимающих нежелательные уровни напряженности в целях психологической реабилитации человека. Таким образом, монографическое исследование путем экспериментов и контролируемых наблюдений доказало выдвинутую гипотезу о системной природе закономерного сочетания свойств индивидуальности в поведении, где системообразующим основанием ее целостности являются результат, цель действия. Стабилизация развития деятельности при этом фиксирует такие ситуации, когда строение функциональных систем индивидуально-обобщено, в них преобладают «жесткие» звенья при детерминистических воздействиях конституциональных особенностей человека на синдромы признаков индивидуальности. Психофизиология антиципации может рассматриваться как системный индикатор единства индивидных и общеличностных свойств субъекта психической деятельности. Проведенные работы (Т.Ф. Базылевич, 1970-1997) кроме того уточнили и конкретизировали общую схему исследовательского поиска в русле экоп-сихологии индивидуальности — нового направления психологических наук, отправляющегося от целостности взаимодействия человека с его специфической средой, изучающего объективно существующие индивидуально-обобщенные синдромы разноуровневых свойств и качеств человека в поведении. Эти синдромы, как показано ранее, соотносятся с информационным эквивалентом планируемого результата, мотивированностью деятельности, смыслом реализуемой цели, стабилизированностью образа действий и эффективностью прогнозирования. Системные процессы антиципации являются чувствительным индикатором своеобразия функциональных систем в ходе субъектно-объектного взаимодействия. «Жесткие» звенья психофизиологии антиципации относятся к индивидуально-стабильным признакам индивидуальности (Базылевич, 1983, 1988, 1994 и др.). Показано также, что индивидуальные особенности психофизиологического, психодинамического и общеличностного уровней в поведении обра-
зуют синдромы (Базылевич, 1983, 1990 и др.), которые определяются конкретной ситуацией решения задачи. Признаки антиципации, включенной в движения разного уровня произвольности, по-разному соотносятся с мерой сформированности стратегии поведения, информационным эквивалентом прогнозируемого результата действия, свойствами нервной системы, темповыми и результативными параметрами индивидуальной деятельности. Эти факты отражают единство индивидных и общеличностных характеристик целостной индивидуальности в поведении. Индивидуально-обобщенные признаки антиципации служат своеобразным индикатором становления индивида субъектом психической деятельности. Свойства индивидуальности высших уровней не могут быть выражены через суммацию свойств изолированных ее признаков, таких как типологические особенности высшей нервной деятельности. Однако, информация об организации разнообразных свойств в поведении при учете надситуа-тивных его координат важна для анализа задатков сколь угодно значимых особенностей человеческой психики в плане разработки концепции целостной индивидуальности. Стабилизация развития субъектно-объектных отношений способствует воздействию индивидуально-обобщенных особенностей человека на различные стороны жизнедеятельности. Учет компенсаторных возможностей целостной индивидуальности необходим в общественной практике. Экологическая психология индивидуальности — новое направление современной психологии, включающее: 1) актуальную проблему, решение которой важно для теории, эксперимента и практики общей и дифференциальной психологии и психофизиологии, истории психологии, психологии индивидуальности и личности, а также для педагогической, медицинской, юридической, инженерной психологии; 2) собственный предмет и объект исследования, выделение которых способствует конкретным разработкам, позволяющим овладевать закономерностями сочетания свойств индивидуальности в поведении в составе внутренних условий взаимодействия субъекта с миром; 3) теоретическую базу в виде выделения специфических «узлов» эволюционно-системного подхода к проблемам индивидуализации действий, проработки системного анализа объективизации функциональных систем в опережающих феноменах отражения. 4) практическое приложение концепции целостной индивидуальности в русле ее экологии. Прикладные исследования целостности индивидуальности основываются на экспериментальных данных, свидетельствующих об актуализации «жестких» связей между разноуровневыми индивидуальными особенностями при детерминистических влияниях на их организацию со стороны типологических свойств индивида в периоды, когда развитие деятельности относительно стабилизировано. В частности, неопределенность стратегии
поведения в сочетании с малой вероятностью успеха в прогнозируемой ситуации (что характеризует стрессогенные обстоятельства) создают предпосылки для фиксации индивидуально-стабильных синдромов разнообразных свойств в механизмах реализации произвольных действий. Эта индивидуально-обобщенная составляющая активности субъекта, формируемая в результате взаимопроникновения индивидной и личностной сфер индивидуальности, может быть изучена в эксперименте и проанализирована в контексте сопряженности природного с социальным и средо-вым (Базылевич, 1983, 1988; Базылевич с соавт. 1991, 1993, 1994). Теоретическим результатом такого рода анализа является систематизация ситуаций, для которых необходим учет индивидуально-типологических факторов для оптимальности сопряжения индивида с окружающим миром. Без таких данных не может обойтись любой вид прогностики. Коротко резюмируя изложенное, выделим наиболее существенные теоретико-экспериментальные итоговые результаты исследований целостной индивидуальности, которые лежат в основе планирования работ в области экопсихологии индивидуальности. 1. Типологические исследования высшей нервной деятельности можно охарактеризовать двумя тенденциями: а) использованием схем детального анализа отдельных свойств нервной системы, при котором неминуемо реконструируется парциальность их распределения, теряется целостнсть индивидуальности; б) сведением многогранной индивидуальности к одному из ее моментов (срезов), являющих собой необозримую эмпирическую многоаспектность. Разрешение противоречия между целостной природой индивидуальности, сущностные свойства которой проявляются в активных формах субъектно-объектного взаимодействия, и привычным дедуктивным способом анализа типологических феноменов требует обращения к эволю-ционно-системным, структурно-динамическим взглядам на интегратив-ность синдромов индивидуальности. Такой ракурс позволяет учитывать генезис сцеплений разноуровневых ее свойств в процессе развития деятельности. 2. Реализация методологического аппарата системного подхода в экспериментальных типологических исследованиях предполагает рассмотрение организации разноуровневых индивидуальных особенностей при решении человеком задачи (в процессе достижения целей действий). Изученные в таком ракурсе функциональные системы, отражаются, в частности, в психофизиологическом уровне процессов антиципации и особым образом соотносятся с индивидуальными стратегиями поведения, темповыми и результативными параметрами деятельности. При этом ситуативные «координаты» поведения определяют включенность генотипических особенностей человека в функциональные органы произвольности. Фиксируемая
при этом индивидуально-обобщенная составляющая целенаправленной активности не может анализироваться без учета системообразующей роли конституциональных характеристик человека в генезе целостных синдромов индивидуальности при стабилизации развития деятельности. 4. Типологический анализ динамики произвольных действий, отправляющийся от идей целостности разноуровневых свойств и качеств индивидуальности в поведении, позволяет по-новому решать проблемы психогенетики, дифференциальной психологии и психофизиологии. Так, рассмотрение «общего» через «целостность» снимает проблему парциальности свойств нервной системы: индивидуальные различия, фиксируемые в характеристиках функциональных систем, не образуют монолитного, гомогенного единства, но представляют собой иерархически организованную целостность. Трансситуативная вариативность индивидуальных особенностей в этой связи является закономерным следствием влияний надситуа-тивных координат деятельности на организацию функциональных систем и на включение в их состав конституциональных компонент. Подверженность топологии функциональных систем радикальным трансформациям при переходе в иные квадранты поведения делает внешне сходные его ак-тографические параметры существенно различными по типологическим опосредованиям в механизмах реализации произвольных действий. Индивидуальная стабильность и даже крайняя ригидность определенных черт человека объясняется наличием в функциональных системах произвольности жестких индивидуально-обобщенных звеньев, являющихся (при фиксации развития поведения) задатками общеличностных особенностей. 5. Системное видение целостности свойств индивидуальности в активном субъекте психической деятельности расширяет область применимости типологических концепций. С этих позиций становятся понятными постоянно фиксируемые связи психологии индивидуальности и парциальных свойств отдельных регионов мозга. По-видимому, стабилизация развития деятельности обусловливает моменты, когда потенциальные много-многозначные связи отдельных характеристик человека уступают место детерминистическим зависимостям. Таким образом можно трактовать показанное в конкретном исследовании соотношение выраженности позитивной фазы мозговых потенциалов антиципации и времени переделки навыка, когда происходит кардинальная смена функциональных систем (Базылевич, 1989). 6. Проработка концепции целостной индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях антиципа-
ции) при активных формах субъектно-объектного взаимодействия. Системные процессы антиципации поэтому способны выявить динамику организации разноуровневых свойств и смену детерминант в развитии деятельности: стадиальное влияние содержательной стороны цели и ее смысла на индивидуально-обобщенные компоненты функциональных систем и, наоборот, опосредованность строения психофизиологических механизмов произвольности надситуативными их координатами. 7. Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служат индивидуальные стили, соотносящиеся со стратегией поведения (Базылевич, 1990), а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности (Базылевич, 1994). Отмеченная гетерогения прошлого в настоящем с перспективой на будущее отражается в предваряющих действие процессах антиципации, которые могут использоваться в качестве ее системного индикатора. Научно-практическая значимость исследований в области экопсихо-логии индивидуальности определяется тем, что изучаемые закономерности организации разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют гармонизировать сопряжение природных задатков с требованиями деятельности. Результаты исследований уже использованы при изучении надежности оператора при депривации сна в режиме непрерывной деятельности, в плане изучения опосредствования особенностями индивидуальности ишемической болезни сердца, а также воздействия на человека малых доз радиации (Базылевич, 1988, 1989; Базылевич с соавт. 1991, 1993). Дальнейшая проработка проблем экопсихологии индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях антиципации) при активных формах субъектно-объектного взаимодействия. Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служит ее индивидуальный стиль, соотносящийся со стратегией поведения, а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности. Развиваемые представления могут использоваться в психологическом консультировании для конструктивного рассмотрения сложившихся особенностей индивидуальности и построении «экологических ниш» (при гармонии при-
родного с социальным и средовым), где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает способности, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким образом, закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопрягать в «экологических нишах» природные задатки с требованиями деятельности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата, Казахстан, 1978. 2. Абульханова КА. Существует ли для психологии проблема индивида? — Вопросы философии, 1972, N 7, с. 57-67. 3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., Наука, 1973. 4. Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов. В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М, 1974, с. 76101. 5. Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л., 1964. 6. Александров И.О., Максимова Н.Е. Функциональное значение колебания Р300. — Психол. Журн., 1985, т. 6, N 3, с. 86-95. 7. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., 1989. 8. Аминов НА. Когнитивные стили и их физиологическая обусловленность. В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., НИИ ОПП, 1979, с. 69-78. 9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1980, т. 1. 10. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. — Вопр. Философии, 1962, N 7, с. 97-3. 11. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 12. Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии. — Психол. Журн., 1982, т. 3, Т 2, с. 3-17. 13. Аракелов Г.Г., Соколов Е.Н. Нейронные механизмы центральных двигательных программ. В кн.: Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1968, с. 81-90. 14. Артемьева Т. И. Проблема способностей: личностный аспект. — Психол. Журн., 1984, т. 5, N 3, с. 46-55. 15. Асеев В.Г. Личностная значимость и вероятность событий. — В кн.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, с. 236-243. 16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. 17. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М: Изд-во МГУ, 1986. 18. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М.: Медицина, 1980.
19. Базылевич Т.Ф. О нейрофизиологической природе МВП в связи с проблемой общих свойств нервной системы. — Новые исследования в психологии, 1973, N 1, с. 64-66. 20. Базылевич Т.Ф., Леонова Н.А. Типологические корреляты прочности фиксированной установки. — Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974, N 3 (11), с. 41-43. 21. Базылевич Т.Ф. О синдроме силы регуляторной системы мозга. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1974, с. 93-111. 22. Базылевич Т.Ф. Отражение силы регуляторной системы мозга в динамике моторного вызванного потенциала. — Там же, с. 77-92. 23. Базылевич Т.Ф. Факторный анализ соотношений компонентов моторного вызванного потенциала. — Там же, с. 54-76. 24. Базылевич Т.Ф. Сила как общее свойство нервной системы человека и активированность. — В сб.: Личность и деятельность. М.: 1977, с. 96. 25. Базылевич Т.Ф. К психофизиологии деятельности. — В сб: Психологические исследования. М: Изд-во МГУ, 1977, вып. 7, с. 79-85. 26. Базылевич Т.Ф. Конструктивный принцип в изучении компенсаторных отношений в синдроме общего свойства силы нервной системы. — Вопр. Психологии, 1979, N 6, с. 68-76. 27. Базылевич Т.Ф. Событийно связанные потенциалы в ходе вероятностно-прогностической деятельности человека. — Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу, ч. П. М.: Наука, 1981. 28. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1983. 29. Базылевич Т.Ф., Александрова Н. П., Жоров П. А., Русалов В.М. Некоторые итоги исследования общих свойств нервной системы человека. — Вопр. Психологии, 1977, N 3, с. 33-45. 30. Базылевич Т.Ф., Маршинин Б.А. ЭЭГ и ВП при произвольных движениях. — В сб.: Итоги науки и техники, серия «Физиология человека и животных», ВИНИТИ, 1979, т. 24, с. 119-145. 31. Базылевич Т.Ф., Небылицын В.Д. О нейрофизиологическом механизме раздвоения негативного колебания моторного вызванного потенциала. — Физиологич. Журн. СССР, 1972, N 8, т. 58, с. 1295-1301. 32. Базылевич Т.Ф. Особенности психофизиологических основ антиципации. — Психол. Журн., 1986, т. 7, N 5, с. 137-147. 33. Базылевич Т.Ф. Мозговые биоэлектрические потенциалы антиципации на разных этапах вероятностного обучения. — В кн.: ЭЭГ и нейрональ-ная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987, с. 159-166.
34. Базылевич Т.Ф., Васильева А.Г. Соотношение интегративных характеристик мозга на этапах антиципации и сличения вероятностно-прогностической деятельности. — В кн.: Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука, 1988, с. 116-133. 35. Базылевич Т.Ф. Индивидуально-типологические факторы антиципации в ходе развития деятельности человека. — Там же, с. 92-115. 36. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла. — Психол. Журн., 1988, т. 9, N3,c. 121-131. 37. Базылевич Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности. —Вопр. Психологии, 1988, N 4, с. 46-55. 38. Базылевич Т.Ф. О природе индивидуальных различий при переделке навыка. —Вопр. Психологии, 1989, N 6, с. 115-121. 39. Базылевич Т.Ф. Интегративные биоэлектрические характеристики мозга в системной детерминации стратегии поведения. — Психол. Журн., 1990, N 1, с. 82-92. 40. Базылевич Т.Ф., Ломов Б.Ф. В.Д. Небылицын и развитие дифференциальной психофизиологии. — В кн.: В.Д. Небылицын. Избранные труды. М: Педагогика, 1990, с. 5-24. 40а Базылевич Т.Ф., Кукес В.Г., Альперович Б. Р., Гусева О. В., Хинцер Г. М. Проблема опосредствования ишемической болезни сердца особенностями целостной индивидуальности. — Психол. Журн., 1991, т. 12, N 3, с. 45-56. 406 Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В., Гусева О. В., Кобазев И.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга//Психол. Журн., 1993, т. 14, N 2, с. 25-34. 41. Байметов А. К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности. — Вопр. Психологии, 1966, N 6, с. 25-29. 42. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М, 1990. 43. Батуев А. С, Кукуев Л.А. Двигательный анализатор и его место в системе анализаторов. — Журн. Высшей нервной деятельности, 1970, т. XX, вып. 6, с. 1115-1121. 44. Белозерова И. Н, Сирота М. Г. Активность нейронов мотосенсорной коры кошки во время естественной ходьбы с перешагиванием через препятствия. —Нейрофизиология, 1986, т. 18, Т 4, с. 546-549. 45. Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. — Вопросы психологии. 1989. N 5, с. 65-71. 45а. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания. —Психол. Журн., 1991, т. 2, с. 102-107.
46. Беляева Е.Р. Индивидуальные особенности пространственной синхронизации биопотенциалов головного мозга в зависимости от свойства силы нервной системы. — Вопр. Психол., 1981, N 6, с. 107-111. 47. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М: 1966, 349 с. 48. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974, 151 с. 49. Бобровников Л. В. Вероятностно-статистические критерии оценки поведенческой специализации нервных клеток. — Психол. Журн., 1989, т. 10, N 2, с. 90-98. 50. Бодров В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности. — Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М, 1991, с. 3-26. 50а. Бодунов М.В. Индивидуальный темп как обощенная формально-динамическая характеристика поведения. — Психол. Журн., 1988, т. 9, N 4, с. 33-43. 51. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М, 1977. 52. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: 1979. 53. Булаева К. Б., Трубников В. И. Многомерный генетический анализ нейродинамических и психодинамических параметров в популяциях человека. — Генетика, 1983, т. 19, N 8, с. 13641373. 54. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, 390 с. 55. Воронин Л. Г. Колбановский В.Н., Маш Р. Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М., 1977. 56. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978. 56а. Вяткин Б. А., Праведников И. Е. Системная характеристика индивидуального стиля моторной активности и его системообразующая функция. Системные исследования индивидуальности. Пермь. 1991, с. 97-98. 57. Геллерштейн С. Г. Действия, основанные на предвосхищении, и возможности их моделирования в эксперименте. — В кн: Проблемы инженерной психологии. Л., 1966, вып. 4, с. 142-154. 58. Голубева ЭА. Способности и индивидуальность. М., 1993. 59. Горожанин B.C. Свойства нервной системы, вызванные по тенциалы и гормоны плазмы крови. — Психол. Журн., 1987, N 6, с. 57-68. 59а Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
60. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М, 1970. 61. Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей. В кн.: Способности и склонности: комплексные исследования. М, 1989, с. 33-56. 62. Данилова Н.Н. Функциональные состояния. М, 1985. 62а. Джон Е.Р. Анатомическое распределение и нейрональный механизм процессов считывания памяти. — Функциональное значение электрических процессов головного мозга. М, 1977, с. 138-158. 63. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Часть 1, 2. М, 1990. 64. Завалова Н.Д, Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М., 1986. 65. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М, 1981. 66. Зин-ченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. — Вопр. Философии, 1977, N 7, с. 109-121. 67. Зинченко В.П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики. — Психол. Журн., 1987, т. 2, N2, с. 118-133. 68. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 69. Иванова М. П. Корковые механизмы произвольных движений у человека. М, 1991. 70. Изюмова С.А. Свойства нервной системы передних и задних отделов мозга и произвольная память человека. — Вопросы психологии. 1976, N2, с. 124-129. 71. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. — Вопр. Психол., 1988, N6, с. 85-93. 72. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. Л., 1977. 73. Каган М. С, Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. — Вопр. Психол., 1989, N 4, с. 5-15. 74. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности. — Вопросы психологии, 1976, N 4, с. 133-138. 75. Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента. Автореферат канд. Дисс, НИИОПП, М.: 1980. 76. Кесарев B.C. Эволюционная специфика пространственной организации мозга человека. — Вопр. Психологии, 1978, N 2, с. 118-127.
77. Кирой В.Н., Мельников Е.В., Чораян О.Г. Нейрофизиологический анализ процесса решения проблемной ситуации. Физиология человека. 1981, т. 7, N. 6, с. 1042-1051. 78. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |