КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выпускная квалификационная работа
Тюлькина Марина Николаевна Обухова Алиса Дмитриевна Мургина Анастасия Сергеевна Маскалева Юлия Владимировна Губина Елена Александровна Бакулина Галина Эдуардовна Алексеева Софья Сергеевна Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования
Технология подготовки и проведения музыкального спектакля для учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения (в рамках социального проекта)
Научные руководители:
Лебедева Л. Л.,
Сергеева Н. Р.,
Скобёлкина Е. П.
2014 г Оглавление Пояснительная записка Практическая часть Понятийно-категориальный аппарат Прил1 Библиографический список Приложения Приложение 1. Авторский сценарий детского музыкального спектакля «Кот в сапогах» и нотный материал Приложение 2.Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» Приложение 3. Адаптированный вариант сценария Приложение 4. Возрастные особенности младших школьников Приложение 5. Декоративные техники, используемые в изготовлении атрибутов к спектаклю Приложение 6. Эскизы декораций, костюмов, афиши и пригласительного билета Приложение 7. Подготовительная работа с учащимися начальных классов школы № 45 Приложение 8. Упражнения по технике речи Приложение 9. Упражнения по вокальной работе Приложение 10. Схемы танцев Приложение 11. Буклет к музыкальному детскому спектаклю «Кот в сапогах» Приложение 12. Контент - опрос Приложение 13. Анкетирование Приложение 14. Фотографии Приложение 15. Детские работы Приложение 16. Таблица участия студентов в постановке, оформлении и написании теоретической части дипломного проекта
Приложение 17. Рецензии Пояснительная записка Определившиеся в начале XXI века новые подходы к начальному образованию поставили в центр внимания психолого-педагогической науки и практики не только результаты обучения, предусмотренные государственными стандартами, но и воспитательные возможности этих стандартов. В связи с этим всё большую актуальность приобрело развивающее обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности. На основании Федерального закона «Об образовании», принятого в 2013 году, на первое место выходит проблема всестороннего развития личности ребенка, помогающая ему социализироваться в современном обществе. Особое внимание уделяется детям с различными отклонениями в развитии. Для таких детей создана специальная система коррекционно-развивающего обучения, которая рассматривается специалистами как единая система коррекции и диагностики. Понятие «коррекция» определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков развития, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности [1, с.1О]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч – дети-инвалиды. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушение общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь. [63] По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: · дети с нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
· дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); · дети с нарушением речи (логопаты); · дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; · дети с умственной отсталостью (УО); · дети с задержкой психического развития (ЗПР); · дети с нарушением поведения и общения; · дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). [59] У детей с ОВЗ наблюдаются следующие проблемы в эмоционально-волевой сфере: · преобладающее настроение - мрачность, подавленность, злобность, агрессивность. · замкнутость; · внушаемость; · наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества); · неадекватная самооценка; · трудности в общении с окружающими (повышенная конфликтность, низкий уровень адаптации и социализации детей в коллективе); Актуален вопрос развития творческой личности школьников с ОВЗ в системе коррекционного образования, так как творческая активность этих детей значительно снижена по сравнению с их здоровыми сверстниками. Компенсировать и корригировать данные недостатки возможно посредством искусства, так как искусство помогает детям гармонизировать их внутренний мир. Говоря о формировании личности ребенка, психологи Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Александр Владимирович Запорожец, Борис Михайлович Неменский и другие акцентируют внимание на искусстве, как средстве воспитания и образования. Они считают, что приобщение ребенка к искусству обогащает его внутренний мир и раскрывает его творческий потенциал. Таким образом, современные проблемы в обучении детей с ОВЗ возможно решать с помощью искусства. В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: 1. психофизиологическая коррекция психосоматических нарушений (коррекция посредством танцевальной деятельности); 2. социально-педагогическое развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. 3. психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы (участие в детском спектакле в качестве зрителя);
4. психологическая - регулятивная, коммуникативная функции (участие в постановке детского спектакля в качестве актера). Театр является одним из видов искусства. Это форма эстетического сознания, выраженная в конкретно-чувственных, художественных образах. Театр представляет собой универсальную образовательную модель, которая имеет специфические черты, отсутствующие в других видах искусства и творческой деятельности, в которые вовлекаются дети. Театр – это синтетический вид искусства. Привлекаясь к театральному творчеству, даже в качестве зрителя, ребенок погружается в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии естественно, без принуждения. Театральная деятельность многогранна, поэтому требует от ребенка различных умений: создание новых образов, сопереживание, словесные ассоциации, а также способностей, заложенных от природы. [22,с.98]. В своей книге «Работа актера над собой» (1948) Константин Сергеевич Станиславский раскрыл особенности театральной деятельности, разработал метод проникновения во внутренний мир человека с помощью специально обновляемой и разрабатываемой артистической техники. По мнениям ученых, перечисленных выше, детский театр определяется как особая форма образовательной, художественной и нравственно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно к искусству и образованию. Лев Семенович Выготский отмечал, что театральное искусство изменяет аффективную сферу, играет важную роль в организации поведения и социализации детей с ОВЗ. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детству, так как ведущий элемент театра - игра. Игре, как основному виду детской деятельности, принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Игра является эффективным средством формирования личности и морально-волевых качеств младшего школьника. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[39,с.315].
Театрализованные игры открывают перед детьми новый мир, помогают разобраться в характерах героев и понять мотивы их поступков, а также заставляют задуматься над тем, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Современный театр не может существовать без музыки. Музыка один из видов искусства, являющийся художественным отражением жизни. Она способствует развитию духовной личности ребенка. Дмитрий Борисович Кабалевский отмечал: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, играет громадную роль в воспитании духовного мира детей». [34, с.50] В современной общеобразовательной школе существуют различные формы организации музыкальной деятельности детей: · массовые (общешкольный хор, праздники, карнавалы, смотры) · кружковые (сольные, инструментальные, хоровые, детский музыкальный театр, беседы о музыке); · музыкальные развлечения (утренники, тематические вечера, дискотеки). Музыкальный театр - одна из кружковых форм организации музыкальной деятельности детей с ОВЗ, являющаяся наглядной формой художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через музыкальные образы. Музыкальный театр раскрепощает детей, делает их открытыми, дает возможность избавиться от ненужной стеснительности, комплексов и даже фобий, развивает общие музыкальные способности, духовные и интеллектуальные стороны ребенка, познавательную активность. Таким образом, музыкально-театральное искусство является уникальным и эффективным средством художественно-эстетического воспитания, коррекции поведения, развития способностей детей с ОВЗ. Музыкальный театр помогает ребенку с ОВЗ адаптироваться, социализироваться и самореализовываться в современном обществе. Но, несмотря на это, музыкально-театрализованная деятельность в общеобразовательной школе сегодня остаётся не до конца востребованной, и далеко не все возможности этого эффективного средства воспитания исчерпаны. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день существует большое количество сценариев театральных представлений, но из всего многообразия лишь немногие соответствуют художественно-эстетическим потребностям и несут воспитательную ценность. Также отсутствует нотный материал и конкретная структура постановки музыкального спектакля. Цель исследования: разработать технологию постановки спектакля «Кот в сапогах» для учащихся классов КРО, художественно оформить его и провести подготовительную работу с детьми. Объект исследования: музыкальный спектакль для детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: технология подготовки, оформления и проведения музыкального спектакля «Кот в сапогах» для учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ. Гипотеза: постановка музыкального спектакля пройдет успешно, если: · будут учтены индивидуальные и возрастные особенности детей; · будет определен жанр спектакля; · будет проведена подготовительная групповая работа с детьми классов КРО; · будут определены этапы и особенности работы над спектаклем; · будет художественно оформлено место проведения спектакля и созданы костюмы действующих лиц. Задачи исследования: 1. Определить жанр спектакля, проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую и музыкальную литературу по проблеме; 2. Разработать технологию постановки спектакля и составить план работы над ним; 3. Подготовить детей классов КРО к просмотру спектакля; 4. Осуществить постановку музыкального спектакля для детей младшего школьного возраста; 5. Проанализировать эмоциональное состояние детей после просмотра музыкального спектакля. Методологическую основу работы составили: · теории, касающиеся проблем возрастной психологии (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, A.B. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев); · исследования в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (О.А. Апраксиной, В. А. Лапшинова, Б. П. Пузанова, Л.С. Волковой, P.E. Левиной, Т.М. Овчинниковой); · положения философов, искусствоведов, психологов и педагогов об искусстве как о факторе формирования личности (Л.C. Выготский, Д.Б. Кабалевский, К.С. Станиславский, Д.Б. Эльконин); · исследования музыкального обучения, воспитания и развития (Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, М.С. Кагана, Б.Л. Яворского); · опора на опыт таких методистов, музыкальных руководителей, учителей (Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина, О.П. Радынова). В процессе работы над проектом мы использовали следующие методы исследования: · теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и искусствоведческой литературы; · обобщение педагогического опыта работы преподавателей и студентов Кировского педагогического колледжа по постановке и оформлению спектаклей; · контент - опрос и анкетирование детей после просмотра музыкального спектакля. Опытно-экспериментальная база: КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж». Теоретическая значимость: создание технологии постановки музыкального спектакля. Практическая значимость: постановка детского музыкального спектакля для учащихся начальной школы классов КРО.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |